( Photo Credit – Wikimedia )
Что такое 6000 долларов в 1985 году в США? Это годовой заработок американского кассира в американском же магазине. Продавцы и кассиры в большинстве случаев работали и работают в США за минимальную ставку, которая в 1985 году составляла 3.05 доллара . При этом 10летний автомобиль типа Форд Мустанг в том же 1985 году можно было купить за 2500 долларов. Зачем нам это знать. В принципе незачем, но это покажет степень драматизма истории, которую я сейчас расскажу.
В русскоязычной прессе радиоинженера Боба Карвера описывают разными эпитетами. Это и “инженер, который слышит”. Почему? Потому что у него есть простой, но эффективный способ оценки своих усилителей: он начинает оценивать свои творения с прослушивания женского вокала, затем переходит на мужской баритон, и только потом слушает оркестровую инструментальную музыку, добиваясь на каждом этапе идеального звучания. Еще Карвера называют плутом, которому удалось обвести вокруг пальца наши земные противоречия  – он сумел разработать и производить серийно 300-ваттный (на 8 Ом) усилитель Sunfire ценой $2800, имеющий близкий к 100% КПД. Еще немного позже ему снова удалось перехитрить законы физики и представить миру наименьший по размерам и одновременно наиболее мощный сабвуфер, применив низкочастотные головки собственной конструкции.
Но в мою личную аллею славы Боб Карвер вошел совершенно по другому поводу. В 1985 году он выиграл пари у редакции журнала Stereophile вслепую повторив звучание усилителя, выбранного редакцией. Разумеется , выбранный усилитель был из разряда “выше только небо”. Еще раз. Человек послушал звучание чужой аудиосистемы и воспроизвел точно такой же звук в своем изделии.

Радиоинженер

В 1979 году Боб Карвер основал Carver Corporation, где разрабатывал усилители и использовал десятки собственных инновационных приемов, многие из которых позже были запатентованы.Особый ажиотаж в индустрии Карвер вызвал в середине 1980-х, когда он обратился к двум авторитетнейшим американским аудиожурналам с просьбой предоставить ему любой усилитель по любой цене, а он воссоздаст его звучание. В просьбе было еще несколько деликатных деталей – Карвер утверждал, что звучание его изделия будет неотличимым от оригинала, при этом его вариант будет более мощным и самое главное – более дешевым.

Журналисты (за маркетологов)

Что интересно, несмотря на некоторую провокационность – два журнала приняли вызов. Первый – это журнал Аудиокритик, который на сегодняшний день увы, более не существует, второй – широко известный в кругу энтузиастов журнал Stereophile, который живет и здравствует по сегодняшний день и является одним из наиболее слышимых голосов в аудиоиндустрии.

История оставила нам мало подробностей пари со стороны журнала Аудиокритик, а вот Stereophile задокументировал многие подробности того рокового поединка. Вспоминает Ларри Арчибальд, издатель журнала Stereophile:

Одной из главных задач был выбор рефренсного усилителя. Это оказалось сделать труднее, чем мы думали. Мы знали, что Карвер не сдастся, даже если ему будет противостоять самый топовый эталон. Нас более беспокоила возможность того, что Карвер сможет таки приблизиться к звучанию нашего эталонного усилителя настолько близко, что его производитель и конструктор будут огорчены, возмущены и возможно даже оскорблены. Мы могли взять только одну модель из линейки только одного производителя в качестве эталонного усилителя. Если Карвер даже приблизится к звучанию этого усилителя, то производитель оригинала естественно спросит: “Почему именно мы? Почему вы выбрали нас для насмешек?” И нам было бы трудно дать непредвзятый ответ.
Редакция журнала попыталась вывернуться из этой щекотливой ситуации. Stereophile решил не показывать усилитель Бобу Карверу и даже не называть его модель. Усилитель быз закрыт футляром, Бобу не позволялось к нему прикасаться, но его можно было слушать. Карверу было дано 48 часов на воссоздание звука усилителя спрятанном в “черном ящике”. По условиям пари редакция позволяла внести Бобу несколько коррекций в свой усилитель, если после первого прослушивания будет обнаружена разница.

Ход пари

Боб Карвер снял комнату в отеле и завез туда кое-какое оборудование. Свой усилитель он создавал в одиночку, хотя и не с нуля. За основу он взял свой усилитель Carver M1, который на тот момент уже продавался и имел некоторый коммерческий успех. Боб представил свой доработанный усилитель к назначенному сроку и предложил первое прослушивание. На первом же прослушивании разница между двумя усилителями была явно слышна, причем Боб признал, что в данный момент эталонный усилитель звучит лучше. Карверу было дано время на доработку и он отправился в комнату прослушивания редакции Stereophile где провел еще около часа прослушивая рефренсный аппарат и делая некоторые измерения. К изумлению редакции Stereophile на следующий день Карвер снова предложил прослушивание. Причем он предложил не прослушивание звучания усилителей, а прослушивание РАЗНИЦЫ звучания усилителей. Он подал один и то же сигнал на эталонный усилитель и такой же сигнал, но в противофазе на свой доработанный усилитель. По его мнению, если разницы в звучании нет – то сигнал от обоих усилителей в предложенной методологии должен взаимокомпенсирваться в ноль, то есть на выходе должна получиться тишина! Представители журнала не поверили своим ушам погрузившись в тягостную тоскливую тишину при работающих на полных парах усилителях. Чтобы исключить ошибки  – тестирование усилителя Карвера было продолжено простым A/B сравнением, то есть слепым сравнением звучания двух изделий. Во время дополнительного прослушивания Бобу что-то не понравилось и он попросил еще одну ночь на доработки.
На следующий день после очередного “нулевого теста” с замерами было отмечено понижение уровня тишины на несколько децибел и после этого все снова вернулись к прослушиванию. После нескольких часов вдумчивого изнурительного и придирчивого прослушивания редакция Stereophile подняла белый флаг и признала очевидное – разницы между двумя усилителями нет НИКАКОЙ.

Что показательного в этом пари?

  • Во-первых – состав соперников. Боб использовал свой “обычный” усилитель Carver M1 который продавался в то время за 400 USD. После доработки его стоимость по словам Карвера повысилась до 700 долл. Самое интересное – это изделие, звучание которого Боб воссоздал. Это усилитель Conrad-Johnson Premier Five. На момент пари это был один из топовых усилителей своего времени, его звучание было общепризнано в Америке образцовым. Этот усилитель получил много восторженных отзывов и предлагался в розницу за фантастическую для своего времени сумму в 6 тысяч американских президентов. Если вы внимательно смотрели начало моего ролика, то помните что 6 тысяч долларов – это годовой заработок обычного американского продавца в магазине. За эту сумму можно было купить в 1985 году два подержанных автомобиля Форд Мустанг, каждый мощностью в 122 лошадиных силы. Я не знаю зачем я сюда это приплел, мне просто забавно думать, что поскольку усилитель Conrad Johnson premier Five – это моноблок, то для полноценного стереозвучания в квартиру нужно запихнуть эквивалент табуна из почти 500 лошадей 🙂
  • Во-вторых. Оказалось, что повторить звук усилителя – это не магия, а вполне достижимый результат, причем некоторые радиоинженеры такими вещами рутинно занимаются каждый день.
  • В третьих. Самое неприятное для некоторых. Оказалось, что образцовый звук может стоить вменяемых денег.
  • В четвертых – если перевести реалии США 1985 года в реалии СССР – как вы думаете, могло ли кому-то тогда в СССР прийти в голову что какой-то там усилитель (пусть даже полный) может стоить скажем хотя бы фантастических ПЯТЬ ТЫЩ полновесных советских РУБЛЕЙ?  Это в то самое время, когда зарплата крупного руководителя вряд ли превышала 300 рублей в месяц.

Последствия пари

Да, это роковое пари перемешало карты его участников да и других членов индустрии на целое десятилетие. Боб Карвер моментально прославился и начал выпускать свой усилитель в индустриальных количествах. Конрад джонсон был сильно озадачен и вступил в скандальную дискуссию, утверждая, что Боб Карвер украл их звук! Журнал Stereophile оказался под перекрестным огнем  представителей индустрии и ему пришлось долго оправдываться почему он выбрал именно этот усилитель, а не скажем популярный тогда Марк Левинсон.

Чем все кончилось

Хэппи энда не случилось.
Боб Карвер хотя и запустил несколько успешных бизнесов, но владыкой мира не стал. Он продолжает работать и радовать энтузиастов своими разработками. К его успехам помимо многочисленных удачных ламповых усилителей можно отнести и мощник Sunfire, а позже – и весьма мощные сабвуферы. Интересную задумку Карвер воплотил во времена расцвета проигрывателей компат дисков – в проигрыватели своей конструкции он одним из первых поставил ЦАП с ламповым выхлопом. С таким проигрывателем познакомился и я.
Журнал Stereophile на несколько лет отказался связываться с Бобом и объявил негласный бойкот его продукции. Из-за чего Карвер с ними еще и судился. К чести редакции журнала они подробно описали пари хотя они в нем и потерпели поражение. Описание пари доступно на их сайте, впрочем свой вариант истории написал и Карвер, что забавно – их версии отличаются в деталях, но в целом полная и единогласная победа признана за Карвером.
Фирма Conrad JOhnson не сгорела от стыда и не разорилась. Она по прежнему клепает хай-эндовые усилители с внушительным ценником. Например, один из последних предусилителей
предлагается всего за 28 тысяч долларов. Интересно, в какую сумму вложился бы Боб Карвер воссоздав звук этого шедевра?
Ну а мы с вами давайте подискутируем в комментариях, сколько в сегодняшнем хай энде звука, а сколько маркетинга?
Да, слово “хай-энд” я впервые услышал в 1991 году абсолютно не понимая о чем это вообще.
Как всегда друзья – в конце выводы для тех, кому все-равно ничего не понятно. Все просто. Оказывается приличный звук можно создать без хрящей кенгуру и редких пород плесени с Марса и главное – без годовых бюджетов алмазодобывающих конгломератов. Все что нужно – это радиоинженер-профессионал с талантом и честностью плюс доступные комплектующие.

Ссылки:

На русском языке:

 

На английском языке:

Тематический ролик:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/spor-karvera

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *