Как только вы начинаете более менее увлеченно входить в винил – перед вами разворачивается бездна неведомых ранее потребностей – начиная от ящиков для пластинок, всяких щеточек, приспособлений для мытья и всяких милых разноцветных вещиц. Сегодня в эфире пожалуй самый бесполезный обзор на околовиниловую тематику, хотя возможно это и не совсем так. В любом случае – повод для нашей сегодняшней встречи несколько смехотворен. Ну подумайте сами кому придет в голову сознательно купить и держать в хозяйстве и даже иногда пользоваться семью прижимами пластинок??? А главное – зачем?
Что такое прижим для пластинок?
Это увесистая прижимная шайба, которая надевается на шпиндель проигрывателя и визуально придает полученной системе тонну эпичности.
Прежде чем мы начнем крушить каменоломни здравого смысла – давайте немного поговорим о терминологии. Сразу скажу, я не знаю какая терминология устоялась на просторах бывшего СССР, поэтому расскажу о том, что вижу со своей колокольни. А вижу я вот что. Здесь, на тлетворном загнивающем Западе есть два вида прижимных шайб или прижимов пластинок:
weight – то есть просто вес, груз, грузик, грузило
clamp – то есть зажим.
Между ними есть не совсем заметная, но все же принципиальная разница – грузики это пассивные элементы, которые прижимают пластинку лишь своим весом. При этом кажется, что чем больше вес – тем лучше. Мы с этим тоже разберемся, а пока перейдем ко второму типу – зажиму. В этих штуках есть некий элемент – условно назовем его активным или динамическим – что бы прижать пластинку мы будем действовать не весом а механическим воздействием. Например, так называемый цанговый зажим, при помощи которого этот прижим можно жестко закрепить на шпинделе проигрывателя вращая его резьбовую головку. Понятно, что при таком способе большой вес не нужен, но зато мы тратим время на собственно закрепление пластинки. Короче, что нам важно сейчас – это понять разницу между грузилом и зажимом. Я буду это отдельно отмечать, а во всех остальных случаях я буду эти штуки для простоты условно называть одним словом – прижим.
Зачем вообще нужны прижимы пластинок?
Может быть это аудиофильская блажь?
Вопрос этот очень дискуссионный и обсуждать его можно до одури.
В некоторых вертушках прижимы – часть штатной конструкции. В остальных случаях это лишь необязательный аксессуар.
В среде опытных виниловодов считается, что хороший прижим приносит много пользы, а именно:
– стабилизирует скорость вращения опорного диска, делая подвижную систему более тяжелой и инертной
– обеспечивает плотное прилегание пластинки к опорному диску
– за счет улучшенного контакта пластинки с опорным диском устраняется даже самая призрачная возможность проскальзывания пластинки.
– может слегка нивелировать не совсем приятные эффекты при проигрывании коробленных пластинок
– несколько подавляет паразитные вибрации как пластинки так и резонансные колебания всей подвижной системы проигрывателя в целом
– а для меня лично неимоверно украшает вид системы и добавляет плюс 10 баллов к уровню экспертности этого ролика!
Есть и диаметрально противоположное мнение – не нужно ставить прижимы, не нужно излишне нагружать двигатель. Пластинки и без прижима будут вращаться штатно и нужный контакт будет обеспечивать без этих вот ваших хипстерских штучек.
В любом случае – каждый необходимость применения прижимов определяет сам, свой вывод я приведу в конце, а сейчас давайте взглянем на вот эту прекрасную недельку прижимов! Вы без труда найдете многие из показанных прижимов в магазине который нельзя называть из страны которую нельзя называть 🙂 Короче на Али есть практически все представленные у меня модели, хотя я там купил только цыганские разноцветные прижимы.
А теперь вопрос с подвохом. Скажите пожалуйста, зачем зрелому адекватному человеку такое количество прижимов, да еще и с сомнительной или недоказанной полезностью? А я вам расскажу, и втайне надеюсь что вопросы о моем психическом здоровье отпадут сами собой. Впрочем, у меня есть одна безумная теория – я неосторожно оставил самую нарядную парочку прижимов наедине и они тайно наделали деток!
Но если без шуток – у каждого из моих прижимов есть рациональная причина, по которой я их приобрел. Сначала я купил один прижим – черный монолит. Я его выбрал сугубо по эстетическим причинам – аскетичный и увесистый кусок металла смотрится солидно и придает проигрывателю монументальную крутизну, излучая при этом просто тектоническую незыблемость. Меня этот прижим всем устраивал, до тех пор пока у меня был лишь один проигрыватель – а именно Pioneer с довольно мощным двигателем и высокой крышкой. На этом проигрывателе этот прижим помещался целиком без проблем и крышка закрывалась полностью. Когда у меня появился еще один проигрыватель – выяснилось, что крышка проигрывателя Kenwood с этим прижимом полностью не закрывается, увы и к тому же мне показалось, что этот увесистый прижим для этого проигрывателя несколько тяжеловат. И я начал искать другой. Выбор пал на вот этого аккуратного стального джентльмена, но… В процессе эксплуатации выяснилось, что хотя он и помещается под крышкой проигрывателя – однако сам он слишком легкий и мне показалось, что он не удерживает пластинку так хорошо, как это делает черный монолит. К тому же у него оказалось липкое основание…
Тут мой товарищ просветил меня рассказав про цанговые прижимы, которые не очень большие, и не очень тяжелые зато ими можно прижать все что угодно. Я купил и такой. А потом понеслось и поехало. Для решения творческих задач мне иногда нужен реквизит. Поэтому для очередной фотосъемки предметки с участием проигрывателей в качестве моделей мне потребовалось что-то более нарядное чем черный монолит и стальной джентльмен. Поэтому я купил еще два прижима, которые из-за отделки и финишного покрытия я соответственно назвал “цыганский шик” и “червонный шелк”. Посудите сами насколько цыганское золото и червонный шелк оживляют картинку и придают композиции законченный дизайнерский лоск! Короче, как видите – у каждого экземпляра есть своя история и осознанная причина, по которой он оказался у меня.
Так вот друзья, при всей кажущейся простоте конструкции и очевидных критериев оценки – показанные члены семерки не одинаково полезны и от некоторых из них я и вовсе отказался от использования по назначению, и они у меня живут только в качестве реквизита.
ЗАБЕГ КОНКУРСАНТОВ!
Давайте пройдемся по всем участникам, чтобы потом составить некий рейтинг. Что бы всем, кто собирается такую штуку купить было легче решить какой из них самый правильный для вашего проигрывателя и вашего чувства прекрасного. При этом я буду пользоваться несколькими критериями, которые как оказалось имеют значение, а некоторые даже решающее!
Основные критерии:
– удобство пользования
– вес
– дизайн
– материал болванки
– материал подложки
– и конечно же цена
Собственно мой личный хит парад прижимов у меня уже давно сформировался, поэтому я начну с самого неудачного и далее мы поднимемся до олимпийских высот и узнаем кто у нас абсолютный чемпион. Для самых нетерпеливых – идем в самый низ обзора – я там привожу таблицу, в которую в удобной форме свел все параметры наших конкурсантов.
7 МЕСТО – САМЫЙ НЕУДАЧНЫЙ ПРИЖИМ
К сожалению им оказался самый дорогой цанговый зажим от бренда Record Doctor. Удобство пользования оказалось самым слабым местом этого прижима. Что бы прижать пластинку как следует нужно использовать две руки и как бы это ни было прискорбно – одной рукой нужно довольно ощутимо эту штуку прижимать. Что как бы делать не совсем хочется. К тому же одной рукой закрепить эту штуку как следует не всегда удается. Плюс, все это действо занимает время несравнимое например при установке и снятии обычного грузила.
– вес тут не так важен, поскольку это все таки цанговый прижим, но если что – реальный вес составляет 155 грамм
– дизайн так себе. Честно скажу, он несколько уныл
– болванки из какого-то металла, по окружности есть довольно качественная накатка, а сверху гордый логотип Record Doctor
– подложка из-какого-то твердого пластика
– самая засада тут с ценой. Эту штуку я купил в магазине и стоит она примерно 40 долларов. Потом ради интереса заглянул на Али – результат закономерен и предсказуем – там такое добро продается максимум за 15 долл с доставкой. Да, да без логотипа. Но это тут не принципиально 🙂
Что буду делать – оставлю как запасной вариант когда другими способами сильно коробленую пластинку не прижать. А с другой стороны – зачем мне такие пластинки? Короче разочарование, кандидат на продажу. К чести инженерной мысли – есть зажимы с кнопкой наверху, при нажатии на которую центральная цанговая втулка раскрывается и потом зажимает прижим на шпинделе.
6 МЕСТО (ВТОРОЙ С КОНЦА) – БОГЕМСКАЯ СЛЮДА
Здесь у нас прижим с дизайном, который разработала известная в виниловых кругах фирма ProJect. Оригинальный прижим с зажимным механизмом (я так и не понял, там кнопка или резьба) стоит умопомрачительных 150 канадских енотов или 110 американских президентов, поэтому я купил вариант попроще – в виде неразборной алюминиевой болванки и с ценой понародней.
Из-за диагональной насечки на головке он напоминает мне богемские стаканы, поэтому я даю ему имя богемская слюда – чтобы назваться богемским стеклом нужно чтобы металлическая поверхность была более прилежно отшлифована да и сами эти насечки как-то придают этому прижиму вид дешевой поделки ученика токаря. Ученики токаря – не в обиду, сам там был 🙂 Вес самый малый в обзоре и на мой взгляд недостаточен – 114 грамм, высота правильная, но цена несколько кусачая – 26 долларов. А вот причина по которой эта богемская слюда стала еще одним аутсайдером банальна и грустна – нижняя подложка сделана из какого-то стремного материала. который клеится к пластинкам и к поверхности на которой этот прижим покоится. Из такого же материала сделана верхняя поверхность головки, что по мне как-от все очень спороно. Не мой вариант вообще, купил по ошибке, на фотографиях из-за наличия резких фасок сильно и неприлично бликует, короче кандидат на продажу. Резюмируем – слишком дорогой, слишком легкий, клеится ко всем без разбору хотя сам не Ален Делон и даже не Брэд Питт.
4-5 МЕСТО – ДЛЯ ФОТОЧЕК!
Прекрасные цветные прижимы! Да, цыганщина. Да броско. Отличные аксессуары для съемки и стоят недорого. Желтый из-за того что легковат – получает 5 место, а красный – 4. Удобны в использовании, свою задачу выполняют, просты и элегантны, на фотках не бликуют, к пластам не липнут. Учитывая то, что вертушки я снимаю часто – эти грузики остаются у меня и будут работать на благо фотостоков.
3 МЕСТО – ЧЕРНЫЙ МОНОЛИТ
Приз зрительских симпатий и самый тяжелый прижим в обзоре. третье место. Я его называю черный монолит 🙂
Я его купил самым первым – за внушительный внешний вид, уверенность в завтрашнем дне и спокойный джентльменский матовый блеск. В процессе эксплуатации оказалось, что несмотря на свой лаконичный дизайн и безупречное удобство (он очень удобно ложится в руку) – для некоторых вертушек он все же тяжеловат – а как вы хотели – почти 400 грамм. А его высота не даст закрыться крышкам некоторых моделей вертушек и более того – при небрежном использовании этим прижимом можно оставить на крышке следы или не дай бог царапины. Нижняя поверхность из довольно плотного поролона касается пластинок очень деликатно, не липнет. В целом прекрасное впечатление и всего за 26 USD. Но… высоковат и тяжеловат… Оставлю. Потому что он все равно клевый и отлично пасется на фоточках!
2 МЕСТО – УРОВЕНЬ
Это прижим-грузило, но не простой а еще и с дополнительным функционалом!
Что у нас здесь – классический дизайн прижима, средний вес в 122 грамм что немного поменьше чем у чемпиона. Чем особенно хорош – им легко определить мощь недавней встречи с друзьями с распитием или убедиться в том, что кот если и поспал на проигрывателе, то очень аккуратно. Короче, пузырьковый индикатор уровня позволяет быстро проверить горизонт и тут же его поправить если требуется. Не очень высокий, болванка скорее всего из алюминия, подложка из поролона. Отличная, а главное недорогая опция – всего 20 USD. Был кандидатом на чемпионский титул, но был замечен в периодическом прилипании к пластинкам, поэтому из-за приставучести только второе место. Был куплен мной в качестве подарка другу и одолжен у него на время съемок. спасибо Миша.
1 МЕСТО – АБСОЛЮТНЫЙ ЧЕМПИОН, МИСТЕР ВСЕЛЕННАЯ!
Победитель этой олимпиады и просто красавчик. Производит его фирма Hudson HiFi под названием Small Ben. ну я так полагаю что у них есть еще и Big Ben.
Чем покорил:
– удобство пользования – абсолютное
– вес – вполне достаточен для прижима и в то же время не слишком обременителен, 271 грамм
– дизайн – в лучших традициях классических автомобилей – идеально блестящая хромом поверхность. сама болванка довольно сложной формы
– материал болванки не совсем понятен, производитель пишет что это пластик. Вполне возможно, что внутри залит какой-то тяжеленный малоинерционный компаунд, а сверху посажена красивая оболочка “под хром”.
– подложка скорее всего их кожзама с четкой текстурой. Такая структура не даст приклеиться к пятаку диска, легко моется и приятная на ощупь.
Этот прижим – абсолютный чемпион по всем показателям. У него бомбический строгий внешний вид, а небольшие габариты со средним весом позволяют использовать его в подавляющем большинстве моделей вертушек. Он не будет сильно перенапрягать мотор но пластинка при этом будет плотно прижата. Станет украшением любой системы. Многостаночник-универсал и мистер вселенная всего за 28 долларов 🙂
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПРИЖИМОВ
МОИ ЛИЧНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Я пользуюсь прижимами. В основном тремя, поскольку у меня 2 вертушки. Мистером вселенная на основной вертушкке, и червонным шелком на второй. Черный монолит иногда ставлю на вспомогательную систему, потому что это мой испытательный полигон для прибывающих дисков. Среди них могут попасться и коробленые, так что прижим помассивнее бывает кстати.
Обращаю внимание на следующие моменты при покупке:
– эстетику и дизайн обсуждать не буду – как личные предпочтения так и чувство прекрасного у всех у нас разные
– цанговые прижимы самые дорогие, но не факт, что вам ими понравится пользоваться. Лучше всего сначала попробовать прежде чем платить
– перед покупкой прижима желательно выяснить максимальное расстояние от пластинки до края крышки – тогда вы будете знать какой высоты брать прижим. Практика показывает, что самые ходовые прижимы с высотой до 35 мм
– неплохо самому определиться какая масса прижима нужна. По наблюдениям – все что легче 130 грамм – слишком легковесно. 400 грамм – для некоторых вертушек может быть перебор. Оптимум – 140 -300 грамм.
– по цене – не думаю , что стоит вкладываться во прижим дороже чем 30 грамм, лучше купить еще пластинок 🙂 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ – ОЧЕНЬ ЧАСТО ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ О МАССЕ И ВЫСОТЕ ПРИЖИМА НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!!! ОСОБЕННО ЭТИМ ГРЕШАТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ!
Большое спасибо, что дочитали до конца. Самое главное, что бы процесс прослушивания любимой музыки был приятен и желанен.
Мне очень нравятся стерео башни. Особенно для меня ценны законченные решения, где вместе с комплектом аппаратуры сразу поставляалась и специальная тумба от одноименной фирмы. До наших дней их доживает все...
Это первая часть материала. Вторая часть здесь Как и у многих моих сверстников - у меня, конечно, была советская техника. Однако количество советских аппаратов было небольшим, поэтому обширным опытом владения...
Друзья, я не только люблю музыку и звук, я еще занимаюсь технической иллюстрацией и фотографией. Некоторые из моих работ неплохо продаются на фотобанках, или как их еще называют "на стоках". Все...
Pingback: ПОСЛЕ 20 ЛЕТ ЦИФРЫ ПРОСЛУШАЛ 200 ВИНИЛОВ. Восторги и разочарования | REVINTAGES