Этот комплект Toshiba выпускался с 1978 по 80 год и формально в моей системе координат относится к золотому веку аудио. К нам он попал в принципе случайно, но мне понравился очень представительный внешний вид комплекта и его необычайно… Ну что в нем есть необычайного мы узнаем чуть позже!
У меня представлена 120 вольтовая версия довольно известной системы под маркой Toshiba, но для североамериканского рынка. Есть и версии для других  рынков, в том числе 220 вольтовые, а в других странах этот же комплект мог продаваться и под маркой Aurex, которую фирма Toshiba использовала для более премиальных линеек своей техники.
В состав комплекта входит:
  • предварительный усилитель Toshiba SY-335
  • оконечный усилитель Toshiba SC-335
  • тюнер Toshiba ST-335
Да, настоящие гурманы для полной комплектации могут попытаться найти и подходящий кассетник Toshiba примерно тех же годов выпуска. Я не уверен, что найдется модель в таком же форм факторе, но некоторые идеи у меня есть, к ним мы тоже еще вернемся.

ВНЕШНИЙ ВИД


То, что в кадре красавчики – наверное и не стоит говорить. Стрелочные индикаторы, массивная ручка регулятора громкости, обилие металла и в целом выдержанный стиль – характерные приметы дизайна конца 70х. Самое интересное здесь – обратите внимание на размер системы. Если смотреть строго в анфас – то мы видим стандартную ширину компонентов в 42 см. А вот глубина каждого компонента тут совсем не стандартная и составляет всего 24 сантиметра, что для техники конца 70х было еще очень необычайно и мало. В результате получился эдакий миди-комплект. Еще раз подчеркну – миди комплект из конца 70х, да это неожиданно.

ФУНКЦИОНАЛ

Функциональные возможности этого комплектаукладываются в стандарт для техники такого класса. Что важно для меня – блочное решение, а именно раздельные блоки предварительного и оконечного усилителей. Весь набор разъемов для подключения источников, включая два ленточных с выходами на запись. Еще мне очень импонирует наличие нескольких вещей,  которые особенно оценят любители винила, а именно:
  • на борту имеется фонокорректор
  • регулятор переключения стерео / моно
  • регуляторы тембра в предварительном усилителе
К оконечному усилителю можно подключить две пары колонок, но не очень толстым проводом.
С тюнером я особо не разбирался – стереоприем устойчивый, ловит все местные оставшиеся FM радиостанции и в целом функционирует как положено.

КОНСТРУКЦИЯ

Оконечник собран полностью на дискретных элементах, на выходе стоят родные транзисторы Toshiba, также внутри замечены комплектующие от фирмы NEC. Внушительных размеров трансформатор доводит вес малогабаритного мощника до 6 килограмм, хотя на вид и не скажешь.
Про предварительный усилитель у меня не нашлось более ничего сказать, чем “лаконичная пустота”. С удовольствием почитаю об особенностях конструкции и схемотехники этих усилителей от знающих людей в комментариях. Для любителей мастерить найдется достаточно места и маневра чтобы вставить сюда что-нибудь современное, но хотя бы какой-нибудь модуль bluetooth.

ЗВУЧАНИЕ

Многие из вас уже хорошо понимают, что звучание – штука очень индивидуальная. Кому-то понравится одна комбинация усилителя и акустики, кому-то – совершенно другая. Я экспериментировал с разной акустикой, нельзя сказать что это был целенаправленный подбор колонок для этой системы, но несколько наблюдений есть.
Вариант, который мне лично понравился больше всего – это данная система в комплекте с полочными колонками KEF iQ1. Да, эта акустика была выпущена значительно позже системы Toshiba, но их совместное звучание показалось мне более подогнанным и притертым друг к другу. Давайте кусочек послушаем. 

При работе с колонками Sansui SP-Z6 , которые являются практически ровесниками усилителей и на мой теперешний вкус выглядят лучше, чем звучат 🙂 При работе комплекта Toshiba с ними бас становится несколько более инертный, но заметно больше создаваемый объем. У меня есть более подробный обзор этих колонок, ролик с обзором – в конце статьи, а пока мы ограничимся небольшой демонстрацией звучания.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Мощность оконечника: 40Вт (8ом).
  • Величина гармонических искажений – 0.1% Дампинг фактор маловат – всего 25 единиц.
  • Зато полоса частот – впечатляющие 5Hz to 80kHz.
  • Что характерно – полоса частот у предварительного усилителя значительно уже – 20Hz to 40kHz
Не знаю правда, насколько этим цифрам можно доверять.

КАССЕТНИКИ

Теперь про недостающее звено – кассетник. Фирма Toshiba выпустила довольно приличное количество моделей кассетников на стыке 70 и 80 годов. Возможно, что можно подобрать что-то в таком же форм-факторе, как и представленная система. Скорее всего такой кассетник – весьма редкая птица, но если он существует, так что для завершения системы можно и заморочиться. У меня же в свое время проходило несколько кассетников от фирмы Toshiba – модели PC-2460 и PC-X10:
  • модель PC-2460, но в таком убитом состоянии, что я только сделал пару фотографий на память и не более того. Этот кассетник – более  подходящая модель модель для завершения комплектации стойки – обратите внимание на схожий фамильный дизайн и даже на такие же переключатели как в усилителях. Хотя вот насчет размеров я не уверен – ширина передней панели стандартная для компонентов Toshiba, а вот насчет глубины – я не уверен.

  • модель PC-X10 же напротив – имеет нужную нам глубину в 24 см, но ее внешний вид несколько выбивается из общей картины из-за обилия пластика и отличного от усилителей дизайна органов управления.

По звуку кассетников ничего плохого или хорошего сказать не могу, по характеристикам – это обычные массовые бюджетные модели, у PC-Х10 полоса воспроизводимых частот от 25Hz до 16kH и это на хроме, то есть звезд с неба не хватают.
После опубликования ролика мне прислали несколько прекрасных примеров башен от фирмы Toshiba с несколько иной конфигурацией. Давайте полюбуемся:
 
Но самая классная башня нашлась в немецком каталоге, она показывает полный набор компонентов, включая те, что имеются у меня:

ПРОБЛЕМЫ

На момент приобретения в этом комплекте была куча проблем:
  • не работало несколько тумблеров и лампочек
  • практически все переключатели и регуляторы ощутимо шумели
  • самое главное – оригинальные стрелочные индикаторы были безнадежно сожжены предыдущими владельцами
Я смог самостоятельно устранить большинство проблем, кроме одной – индикаторы. За них взялся Саша, но его вердикт был неумолим – они подлежат замене. Мы не смогли найти родных индикаторов или донорского аппарата, поэтому Саша поставил индикаторы из другого аппарата   и для этого ему пришлось спаять небольшую схемку для корректной работы. Как выяснилось – эти индикаторы – ахиллесова пята этого модельного ряда, в 30% предложений на вторичке эти аппараты имеют либо оба, либо один индикатор неисправным и почти у всех у них не работает подсветка. Честно говоря, сегодня с системой с таким набором неисправностей я бы связываться не стал. Тем не менее, благодаря приложенным коллективным усилиям – комплект восстановлен и полностью работоспособен.

ВЫВОДЫ

Перед нами почти типичный представитель недорогой аудиотехники конца 70х начала 80. Почему “почти” – потому что по габаритам эта система значительно отличается от своих ровесников в меньшую сторону, к тому же если судить по сверкающей пустоте внутри компонентов – эти самые габариты можно было еще более уменьшить и сделать уже мини-систему.
Звук в принципе удовлетворительный, и вполне соответствует сегодняшней уличной цене этого комплекта, а именно 300 долларов.
 
Из хорошего – классический, мгновенно узнаваемый внешний вид. Я бы даже сказал бомбический внешний вид. Не нужно сильно напрягаться, чтобы понять, из какого периода эта техника. Серебристая фронтальная панель, стрелочные индикаторы, характерные органы управления – это все настоящий рок н ролл!
Кто-то скажет, что это напротив – ширпотреб и дно, и что такая штука сойдет разве что для декора помещения. Не знаю, пусть будет так. Мне лично этот комплект нравится, а при надлежащей доводке и подборе акустики будет радовать владельцев небольшого помещения многие годы.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОЛИКИ:

Этот обзор:


Обзор колонок Sansui:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/toshibatower/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *