ПОСЛЕ 20 ЛЕТ ЦИФРЫ ПРОСЛУШАЛ 200 ВИНИЛОВ.
Восторги и разочарования
 
Друзья, в юности у меня был проигрыватель винила, но более 20ти последних лет я слушал в основном цифру, а именно компакт диски и файлы в формате FLAC. Примерно 7-8 последних лет я стал собирать музыку в высоком разрешении, так называемые хайрезы включая формат DSD. Чем выше я карабкался по шкале потребностей – тем все больше меня захватывала идея приобщиться к винилу вновь и я перепробовал несколько вертушек. Более того, случилось так, что я за довольно короткий срок погрузился в мир пластинок неожиданно глубоко. Как человек бесповоротно испорченный цифрой мне показалось, что будет интересно зафиксировать свои впечатления от аналога при очередном входе в винил.
Сразу хочу охладить пыл радикально настроенных ревнителей: друзья, как человек рациональный я не отрицаю цифру и не возношу на пьедестал аналог. Всему свое место и время. Пока фанатики обоих форматов отчаянно сбивают с ног своих оппонентов – уставшие от шума битвы слушатели берут лучшее из двух миров и наслаждаются лучшими чертами форматов, а не критикуют худшие. Друзья, моя битва давно закончена, так что рассказ будет скучный, медленный и наполненный тоннами пустой рациональной болтовни. Короче все, как мы любим.

ЦИФРА 200

Друзья, что бы у нас сразу не было недопонимания – сначала я объясню цифру 200. типа почему не 50, или почему не тысяча? Тут все просто – кому нужны выводы, основанные на прослушивании 50 пластинках? Никому, потому что это слишком мало, чтобы исключить случайности. А если скажешь про тысячи пластинок – опять же звучит как-будто для красного словца хвастаюсь, такое тоже доверия не внушает. Да и прослушать столько нужны годы. А вот 200 – хорошая цифра, рациональная.
Причем, многие из этих 200 пластинок я слушал несколько раз (некоторые альбомы я уже прослушал раз по 20), короче наработалась неплохая и разнообразная база прослушивания, которая в какой-то момент уже становится статистикой. А со статистикой – согласитесь – спорить сложно. К тому же, я все свои впечатления от прослушивания документировал и свел наблюдения в табличку. С которой можете ознакомиться и вы и сами решить – заблуждается ли Дабовик и вообще стоят ли его слова вашего внимания. На самом деле дисков через меня прошло еще больше, но я не сразу сообразил, что для такого эксперимента их полезно будет каким-то образом каталогизировать. Друзья – кому интересно, что я там наслушал – смотрим весь каталог (Excel файл).
Также не менее важен для меня был и срок, за который я пропустил через себя столько материала. Согласитесь – прослушать 200 альбомов за 10 лет – это так себе статистика, из которой все начальные впечатления позабудутся и тоже ничего не будут стоить. Послушать 200 альбомов за месяц – задача для меня осуществимая физически, но в реальной жизни маловероятна и похоже больше на напряг, на навязчивую идею, мало совместимую с удовольствием. Альбомы из моего каталога я прослушал примерно за два года, причем наиболее активная фаза длилась один год и за этот последний год у меня была самая большая ротация пластинок. Я считаю, что я получил прекрасный опыт и массу удовольствия, потому что это не было соревнованием или какой-то обязаловкой, я смаковал каждую пластинку, никуда не спешил и просто наслаждался моментом.

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ СТОЛЬКО ПЛАСТИНОК

Расскажу, как у человека, который столько лет плотно сидел на цифре вмиг взялось 200 пластов. Отличный вопрос. Первоначальный виниловый капитал у меня появился одномоментно в виде чужой коллекции винила популярных в Америке альбомов 60-80 годов. Примерно 120 дисков мне отдала в нагрузку немолодая пара, когда я у них купил проигрыватель Pioneer PL-71. Выяснилось, что музыка там совершенно не моя, но это даже сильнее закручивало интригу.
Еще 20 пластинок – это винил. который я покупал в юности сам. Я аккуратно им пользовался и перевез его из отчего дома. Еще около 30 пластинок мне давали послушать друзья. Ну и около 60 пластинок я уже купил за вот эти два года, о них в основном и будет идти речь.

НА ЧЕМ СЛУШАЛ

У меня было несколько вертушек, но все они меня по разным причинам не устраивали, пока не появился проигрыватель Kenwood KP-770D. Это конечно не самый топовый топ, но меня он абсолютно во всем устраивает. Также я перепробовал несколько картриджей, что дало мне примерное понимание насколько драматично может влиять на звук игла и картридж. Когда сталкиваешься с этим при переключении с цифры – непременно возникает вопрос – при использовании какого звукоснимателя мы максимально приближаемся к правде? Но это вопрос для отдельной дискуссии. Вернемся к оборудованию. В данный момент у меня есть несколько вставок для установленного на моем Кенвуде картриджа Audiotechnica (эллипс и шибата), аксессуары для чистки пластинок и несколько прижимов. Я считаю, что технически моя вертушка отлично оснащена и в целом соответствует крепкому хай-фаю. Дальнейший рост безусловно возможен, но это будут совершенно другие деньги и кратно увеличивать вложения ради 5-10% улучшения я не планирую.
В качестве фонокорректора я пользуюсь встроенным фонокорректором моего предварительного усилителя Accuphase. В профильной прессе этот фонокорректор (даже несмотря на то, что  встроенный) считается лучшим в своем классе и я не вижу пока убедительных причин использовать что-то другое. Хотя, в качестве апгрейда рассматриваю вариант использования авторского фонокорректора от Игоря К. Короче говоря, я считаю, что на момент прослушивания основной массы винила уровень моей системы был и есть достаточен, не только для того, чтобы понять как звучит винил “в общем”, но и расслушать детали и погрузиться в отдельные тончайшие нюансы.

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ МОЯ ФОНОТЕКА НА ВИНИЛЕ

Понятно, что у меня были альбомы из моего первого захода в винил, это пластинки, которые я покупал еще в советское время и в принципе я их хорошо знал. Хотя если честно – как эти альбомы звучат именно на виниле – я конечно со временем забыл. Спустя годы я делал еще несколько попыток войти в винил, и эта попытка последняя. Последняя в том плане что я понял, зачем мне винил и выходить из него больше не собираюсь. Но для этого мне нужно было сосредоточиться и хорошо обдумать свои эмоции чтобы исключить какие-то случайности и ошибки.
Вообще, когда я стал думать о том, чтобы обзавестись вертушкой я прежде всего обдумывал что именно я хочу на нем слушать. Я пришел к неутешительному выводу, что слушать на виниле я буду не все. Например цифровую электронику нужно слушать в цифре, а вот аналог – на аналоге. Поэтому я сразу исключил из круга виниловых интересов электронную музыку созданную начиная с середины 90ых, сюда вошли стили типа техно, брейкбит и мой любимый даб с эмбиентом. Сразу скажу, что взятое на себя обязательство я все равно нарушил и купил целых 3 пластинки из этого сегмента:
  • Air – Air
  • Massive Attack vs Mad Professor – No Protection
  • Portishead – Portishead
Но о них позже, в разделе НОВОДЕЛЫ
Более того, я сознательно исключил еще один огромный пласт музыки. Я изначально не хотел вновь закупаться общеизвестными Pink Floyd, Deep Purple и Ледами Запиленами. Невозможно слушать все время одно и то же. Хотелось немного того, что еще не изъезжено вдоль и поперек, плюс многое из рок-классики у меня было на советско-российских винилах и звучание общеизвестных альбомов мне было хорошо знакомо. Я хотел собрать довольно специфические альбомы, с которыми я познакомился услышав их впервые на виниле. Мне очень хотелось верить, что они будут звучать именно так, как в момент первого знакомства.
В результате долгих обдумываний я набросал список из 10 позиций, которые решил собрать первым делом. И вот он список:
  1. Автограф – Автограф (черный)
    Потому что очень классный материал  – в меру сложный и в меру понятный и мне нравится как записано. Добыть этот диск было легко, потому что мой собственный экземпляр, купленный мной лично  сохранился в родительском доме, а теперь он со мной.
  2. Depeche Mode – Songs of Faith and Devotion
    Этот альбом я купил в Беларуси, в Бресте, лейбл не помню, что -то скорее всего не совсем лицензионно-чистое. Этот винил я очень любил. Хотя записан он там был не очень-то. Поэтому захотел послушать а как оно на самом деле звучало. Этот альбом мне особенно дорог, потому что он и три последних альбома группы Кино были моим саундтреком 90ых. Такое рваное и нервное полотно, будущего нет. Считаю это пиком творческой формы DM.
  3.  Sade – Soldier of Love
    Этот альбом мне очень нравится и по слухам винил записан просто замечательно
  4. Stan Getz / Charlie Byrd – Jazz Samba
    Это классика самбы и она должна просто божественно звучать с винила. Вот такой взбрык 🙂 Я уже видел себя, как я прихожу с работы, готовлю карибский коктейль, ставлю пластиночку и все мои печали уносятся с опусканием иглы/ Кто не знает – настоящая фамилия Гетца – Гаецкий, его предки по отцовской линии из Киева.
  5. Supermax – Meets the Almighty
    Мой самый любимый альбом супермакса, у которого нет приемлемого издания на цд. НЕТ. Все, что я слышал на цд – это пережатки из мп3.
  6. Air – Air
    Просто отличный альбом с ретро звучанием, должен просто очень органично звучать на виниле
  7. Dire Straits – Love Over Gold
    Я свой собственный мелодиевский экземпляр этого винила подарил другу. Та же история как и с Депешами – хотел услышать, а как звучит этот винил на приличной системе
  8. Rhythm and Sound – Mango Drive или Sidechain
    Это синглы. Хотел бы иметь их для проверки басов системы.
    В результате купил Rhauder & Paul St. Hilaire – Assemblage
  9. Scorpions – Fly to the Rainbow
    Не самый популярный альбом Скорпов, но один из моих любимых. Довелось услышать такой винил в юности, мне тогда казалось, что звучит он шикарно.
  10. Supermax – World of Today
    Этот тоже был в юности, очень нравилось звучание и вообще сам альбом убоен, хотя и коротковат.
Из этого списка я смог собрать все, даже слегка перекрыв план. Rhythm and Sound – Sidechain я купил в виде издания на трех дисках, где была нужная мне вещь. Альбом Sade я приобрел как часть коробочного издания с 6 альбомами, этот  бокс я очень ценю. Позже к этой десятке добавилось еще столько же классных пластов, в результате мой исходный список распух до 20 “must have” альбомов.
Посмотрим что добавилось
  • 1. Omega – Chillagok Utjan
  • 2. Omega – Time Robber
  • 3. Alphaville – Forever Young
  • 4. Rainbow – Bent Out Of Shape
  • 5. Владимир Высоцкий – Сыновья уходят в бой
  • 6. Dave Brubeck – Time Further Out
  • 7. Deodato – Prelude
  • 8. Boney M – Boonoonoonoos
  •  9. Julio Iglesias – Momentos
  •  10.Yello – Stella
 Многие из вас эти альбомы слышали, а многие до сих пор слушают и с большим удовольствием. По мере того, как я входил во вкус – внезапно ядро моей фонотеки разрослось до более чем 50 пластинок, без которых наличие у меня вертушки бессмысленно.

ГДЕ ПОКУПАЛ?

Первые несколько винилов я купил с Discogs. Но потом перестал там что-то покупать. Просто два раза споткнувшись я понял, что надо поднабраться опыта и везения. Винил Супермакса, на который у меня были очень большие надежды я заказал с Discogs. У продавца там стоял 100% рейтинг, человек из Германии, кажется все прекрасно. Винил помечен как VG+, без особых пояснений. Каково же было мое разочарование когда достав диск я обнаружил огромную размашистую область по которой прошлись чем-то неправильным. Ладно, это было досадно, но несмотря на все мои усилия по поиску магии – мой цифровой виниловый рип звучит чище, лучше и как-то плотнее. Такая же история с альбомом Walter Rossi – диск у продавца помечен как VG, но мне пришел диск с огромной царапиной.
Я заказал с Дискогса и винил Scorpions. Они мне прислали заказ очень быстро, запечатанный и даже японское издание, правда в одной важной детали они ошиблись. Вместо ожидаемого винила мне пришел компакт диск. Короче, три заказа с Дискогса и все с проблемами. Я пока с покупками подержанного винила на Дискогсе завязал, потому что это слишком дорого, контролировать ситуацию не получается и в целом мне как-то там не везет. Можно было бы это все вернуть, но мне душевное спокойствие дороже. Я стал покупать новоделы либо с Amazon (можно легко вернуть), а староделы или с рук у проверенных продавцов или в маленьких магазинчиках, где я знаком с владельцами. Остальные варианты таят в себе массу разочарований включая и Discogs и онлайн магазины с неопределенной репутацией.

ПОГОВОРИМ О ЦЕНАХ

Что меня неприятно удивило, так это цены. Я не понимаю, что с ними происходит, но стоимость винила ракетообразно взмыла в стратосферу и скоро покинет окрестности нашей галактики. Посудите сами – ещё каких-то 5-7 лет назад можно было купить БУ винил за 3-5 долларов. Но все изменилось. Сейчас же средняя цена за альбом групп второй лиги начинается от 7 до 10 долларов, рок-классика – от 15 долларов, а культовые альбомы типа флойдовской “Стены” спокойно берут планку в 50 долларов и выше. И я не говорю о каких-то коллекционных редкостях – обычные массовые издания. Цены на новодельные же издания альбомов с репутацией (как тот же SOFAD) просто не отражают никакой логики и начинаются от 20 долларов. И это учитывая простой факт того, что сам материал доступен и в цифровом виде, как в виде файлов так и в виде контента стриминговых сервисов. Более редкие издания сразу примеряют на себя планку в 30-60 евро без верхней границы, точнее эта верхняя граница определяется только жадностью продавца. С компакт-дисками такого не происходит.  Причем, что ещё интересно – в момент выхода альбома цена может быть ещё более менее вменяема, но со временем в основном начинает расти. Друзья, для меня было очень неприятным открытием что сейчас винил – это очень дорогостоящее увлечение. ОЧЕНЬ. Причем цены поднялись везде – и в физических магазинах и в онлайне.
Как видим – винил – занятие для состоятельных и неторопливых. Ну почему для состоятельных – тут все понятно, а часть про неторопливых вы поймете по мере повествования. Да, давайте поделимся в комментариях своими хлебными местами – где покупают винил настоящие зубры? Discogs не предлагать, потому что там ситуация непредсказуемая плюс совершенно дикие расценки на доставку.

СТРАНА-ИЗГОТОВИТЕЛЬ

В мире существует множество стран, которые изготавливают виниловые пластинки высокого качества. Некоторые из наиболее известных и традиционно признанных стран-производителей виниловых пластинок:

Великобритания: Британские винилы славятся своим качеством звука и их историческим значением в различных музыкальных жанрах. 

США: в целом весьма качественный винил. Однако из-за наличия огромного количества лейблов качество американского пресса может существенно варьироваться.
Канада – в силу объективных причин больше всего изданий у меня именно канадских. В Северной Америке существует несколько ироничное отношение к так называемым “канадским перепечаткам” и в США канадские издания особым спросом не пользуются. Но как уверяет меня мой товарищ по увлечению Игорь К – канадский винил бывает весьма хорошим и заслуживает не менее почетного места в фонотеке наравне с американским.
Япония: Японский винил был в свое время некой диковинкой. Считалось, что у них якобы особый звук с высоким уровнем детализации, они тщательно  изготовлены и в целом обладают  превосходным качеством. У меня было несколько массовых японских винилов. Честно говоря, кроме более звонкого звука я не обнаружил в них ничего такого, за что бы я их как-то выделял и платил за них больше. Скорее всего они важны коллекционерам и инвесторам, а не слушателям-меломанам. Возможно тут я ошибаюсь, но прошу меня простить – выбор у меня был очень узок.
Из европейцев добавлю еще Нидерланды и Францию. Там были выпущены многие прекрасные альбомы с приличным качеством.
Германия: Немецкий винил, как выяснилось, мне нравится больше всего. также известен своим качеством звука и тщательностью изготовления. В большинстве случаев, при наличии выбора пластинок разных стран-производителей для одного альбома я ВСЕГДА начну с немецкого, дальше будут американцы и британцы, а после них уже канадцы и все остальные.
Демократы: так в некоторых местах называли виниловые пластинки, выпущенные в странах соцлагеря. Хотя понятно, что использование этого названия не было стандартизировано и применялось оно не везде. К демократам относились пластинки из ГДР, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии и других стран. У меня в юности были демократы из ГДР, Польши и Венгрии. С болгарскими у меня отношения сразу как-то не задались, и я их избегал, польские были тоже так себе. В частности у меня было несколько польских пластов с конвертами сделанными из фотобумаги. Звук скажем мягко тоже не очень-то. В любом случае – у меня есть всего три демократа, которыми я очень дорожу:
  • Living Blues от польской Muza – прекрасный альбом, но очень шумная масса, хотя возможно я его просто заиграл
  • Das Geheime Leben от ГДРовской AMIGA – все на уровне – и конверт и полиграфия и запись и сама пластинка
  • жемчужина моей фонотеки – это венгерский пласт от фирмы PEPITA – это мой любимый альбом группы Omega. самое удивительное, что я купил его с рук в Канаде и он оказался практически не игранным. У меня именно то издание которое я очень хотел – там где треки подписаны на трех языках ! – венгерском, английском и русском
Честно говоря,  я даже не знаю насколько сегодня ценятся демократы в среде коллекционеров. Но мне честно говоря все равно, я нашел именно то, что искал.
Отдельно упомяну советские мелодиевские издания.
ПЛАСТИНКИ “МЕЛОДИИ” имеют очень противоречивые отзывы. Вот что написал мне “инженер Апрелевского завода” (с его слов):
“пожалуйста, не тестируйте на грампластинках фирмы Мелодия. Эти пластинки не воспроизводили выше 14 кГц, и даже тестовые содержали только “скользящий тон” в слышимом диапазоне. Качество дисков из-за некачественного материала было ужасным, число ломаных при производстве дорожек колоссальным – а значит море диких искажений. И даже лейбл делался из фотобумаги, так как другая не выдерживала прессования при температуре. Потому такая бедная палитра и была. Что можно тестировать на таком ужасном материале? Лучше качество обеспечивали компании США и Италии.”
Ну что тут сказать. Помимо приведенного я слышал еще много нелестных отзывов о пластинках фирмы Мелодия. И от своих друзей и здесь на моем канале в комментариях. На фоне всего отслушанного мной материала, который состоит на 90% из западной фирмы – Мелодия звучит ОЧЕНЬ достойно. У меня есть несколько пластов Мелодии, которые влет уделывают по звуку американские и британские (особенно релизы от Reprise на фоне мелодиевских звучат глухо и невнятно). Критиканы просто не слышали плохих записей, по сравнению с которыми мелодиевская продукция  звучит живо и интересно. Она бы звучала ещё лучше, если бы не было лёгкого характерного перегруза на высоких, особенно это касается записей отечественных исполнителей. Диски, содержащие иностранный материал и отпечатанные по лицензии звучат шикарно.
Например Dire Straits – Love over gold или Modern Talking. Ещё особо отмечу следующие релизы, звучание которых на моей системе мне очень нравится
  • Алла Пугачева в Стокгольме – поет на английском языке
  • Zodiac – Disco Aliance – прекрасная, шикарная запись
  • Пульс – музыкальный материал на любителя, но записано на скорости в 45 оборотов и звучит замечательно, особенно хороши тут басы
  • Автограф – качество запси этого альбом всегда вызывает почему-то всегда шквал критики, хотя у меня он звучит прекрасно
ЗАВЕРШАЯ РАЗГОВОР О СТРАНЕ ИЗГОТОВИТЕЛЕ – я придерживаюсь простого общего принципа, основанного на здравом смысле. Заключается он в том, что наилучшее качество звучания скорее всего будет у пластинки изготовленной в стране, где изначально был записан и издан альбом. По такому принципу наилучшим выбором страны-изготовителя для альбомов групп BoneyM и Alphaville будет Германия, для Depeche Mode и PinkFloyd – Великобритания, для групп Rush и Saga – Канада, для J.M Jarre – Франция, ну а для группы Алиса – СССР 🙂 Разумеется, нужно понимать что это только общее положение, и мы знаем, что разбираться нужно все равно в каждом конкретном случае.

НОВОДЕЛ против СТАРОДЕЛА

Одним из моих главных разочарований стал новодельный винил. Причем не те переиздания старых доцифровых альбомов, а новые альбомы на виниле свежих  исполнителей. Я почему-то по наивности думал, что это будут шедевры производства, точного как оружейная оптика. Ведь мы живем во время когда сложнейшие хирургические операции (например глазные) уже стали рутиной, а обсуждение полетов на Марс стало темой кухонных разговоров. По такой логике и пластинки вроде бы должны выпускаться просто идеальными. Увы, самое безобидное слово, которым я могу охарактеризовать качество производства большинства новых альбомов на виниле – это небрежность. Заусеницы, резкий звук, средненькая полиграфия и главный бич – при производстве такого винила тиражируется звук, полученный с цифры. Повторюсь, я не против цифры. Но зачем нам  еще одно лишнее преобразование? Зачем покупать в аналоге то, что изначально было записано в цифре, сводилось в цифре а потом еще и было небрежно перековертировано для нарезки винила? Вообще у меня есть несколько роликов про Новодельный винил ссылка на него где-то появится, там у меня более подробный разбор ситуации. Здесь же скажу, что самое главное, что я понял про современный новодельный винил – это лотерея. Причем лотерея зачастую дорогостоящая. Я приобрел 14 новодельных пластинок. Три из них прибыли с заводским браком а еще два совершенно не оправдали моих ожиданий по звуку. Чтобы не ввергать вас в уныние – немного позитивных вибраций:
Новодельные пластинки с шикарным звуком и в принципе с вменяемой ценой:
  • Pink Floyd – Animals Remix 2018
  • AIR – Air
  • Alphaville – Forever Young черный ремастер 2019
  • Sade бокссет
  • Stan Getz черный ремастер

ЦВЕТНОЙ ВИНИЛ

Существует устойчивое мнение, что в среднем по больнице цветной винил звучит хуже, чем обычный черный. Я по разным причинам (в основном по эстетическим) приобрел несколько цветных версий любимых альбомов. Позже для некоторых альбомов я все-таки докупил классические черные версии. При сравнении в лоб таких версий должен признать, что звук на цветном виниле либо более “кусачий” (то есть резковат)  либо наоборот непривычно приглушен. Мой первичный ажиотаж по поводу цветных изданий улегся, и я теперь скорее предпочту классический черный винил. Проблема в том, что многие современные издания выпускаются только на цветном виниле. Да, есть и вовсе экзотические экземпляры типа вот такого гипнодиска от группы Gorillaz. У такого типа винила есть общее название Zoetrope – не знаю как правильно произносить, пробуйте сами. Мимо такого славного сувенира пройти невозможно и к тому же музычка там записана совсем неплохо, хотя скорее всего и там цифровой источник.

ЛУЧШИЕ и ХУДШИЕ

Пропустив через себя столько материала я не мог не отметить чемпионов и аутсайдеров.
Начну с конца 🙂
Хуже всего у меня звучат некоторые альбомы на виниле, записанные студией Reprise и Atlantic.
Глухо и невнятно. Возможно фолк-рок так и должен был писаться в начале 70. но я лично это слушать не могу. Это в защиту Мелодии.
Лучший альбом который замечательно звучит на моей системе с потрясающим вовлечением – это альбом группы
Spyra Gyra – Catching the sun.
А вот мой список с топ 10 лучших пластов по качеству звучания в моей коллекции:
  1. Spyra Gyra – Catching the sun.
  2. Barbara Streisand – Enough is Enough
  3. Julio Iglesias – Ses 20 Plus Grande Succes 2LP
  4. Kenny G – Duotones
  5. Pink Floyd – Animals Remix 2018
  6. AIR – Air
  7. Dire Straits – Love Over Gold
  8. Dire Straits – Brothers in Arms
  9. Zodiac – Disco Alliance
  10. Whitesnake – Slide It In
Еще немного забавных фактов о моих винилах:
  • Самый ранний винил в фонотеке – изумительная стереозапись для 1958 года!
    Percy Faith – Malaguena – Music of Cuba
  • Мой самый дорогой винил – бокссет Sade за 200 долл
    Кому интересно – есть подробный ролик об этом издании

5-ка самых любимых  пластов, которые слушаю чаще всего

  • Omega – Chillagok Utjan
  • Air – Air
  • Supermax – Meets the almighty
  • Dire Straits Love over gold
  • Jean Michelle Jarre – Zoolook

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Я уже говорил ранее, что моя виниловая фонотека в этот заход была наполовину сформирована из чужого собрания. Несмотря на большое количество незнакомых мне до этого альбомов прорывных находок, которыми бы я восторгался практически не обнаружено, хотя я и слушал незнакомый мне материал с интересом. Отмечу несколько альбомов и команд, которые я не слышал раньше и которые мне показались довольно интересными. Понятно, что это в основном либо американские либо канадские исполнители.
  • Lighthouse – интересная психоделика из 70х
  • Average White Band – местами интересный фанк
  • Traffic – довольно заковыристый рок с интересной инструментовкой, конверт с обрезанными углами – таков оригинал
  • Walter Rossi – самое главное открытие, замечательный канадский музыкант, который в эксСССР практически неизвестен. Правда мне нравится другой альбом, который я пока на виниле не нашел

ЗАПЕЧАТАННЫЕ ДИСКИ

Я почему-то считал, что запечатанные диски – это гарантия нетронутости и качества. В большинстве случаев это так, но не обязательно. У меня было несколько пластов с проблемами, несмотря на то , что я был первый, кто их распечатал. Новодел Diana Krall был залапан и пестрел отпечатками пальцев, а вот этот диск с оркестровками Tom Jones был густо усыпан бумажной пылью, мойка помогла, но песочек весьма слышим.  

ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ О СЕБЕ

Сейчас я пройдусь по многим общеизвестным слухам и неписанным правилам, которым принято безоговорочно верить, но при проверке на себе возможна их коррекция
  • Если я ставлю диск и опускаю иглу на первую дорожку – я прослушаю диск целиком
  • Если я поставил иглу где-то на середине – скорее всего мне нужно прослушать некий фрагмент и потом я поставлю другой диск
  • Если я слушаю альбом на виниле – я прослушаю его целиком
  • Несмотря на заверения прожженных аудиофилов – я не хочу полностью ручной проигрыватель. Я предпочитаю полуавтомат. Мне нужен автоподъем тонарма по окончанию воспроизведения. Иначе получается что нужно постоянно находится в непосредственной близости к проигрывателю. Иногда любимая музыка может ввести меня в несколько расслабленное состояние и я могу уснуть. Не хотелось бы ненужного износа иглы и пластинки только лишь потому что я не услышал, что сторона пластинки закончилась
  • Не так страшна деградация звука при приближении к пятаку. Проверенные иглы с хорошо проработанной заточкой способны значительно минимизировать эту напасть, хотя и не исключают ее полностью.
  • К виниловому шипу можно привыкнуть, а к громким щелчкам – нет. Громкие щелчки травмируют мой слух и отравляют кайф от прослушивания. Все важные для меня диски со щелчками я постараюсь заменить, а от не очень важных – избавлюсь, слушать я это не буду.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ОТВЕТ НА САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Есть ли в виниле волшебство? Постиг ли я магию винила? Ощутил ли я колдовство аналогового мастеринга когда одни сплошные мурашки по коже??? Пожалуй да, но такой эффект достигается не всегда и при довольно редком сочетании сопутствующих обстоятельств. Нужно чтобы в одном месте для меня сошлось множество факторов, а именно:
  • мне должна нравится сама музыка, сам музыкальный материал
  • винил должен быть в хорошем состоянии, перескоки по дорожкам, сильные щелчки, явная деградация качества звука при движении к пятаку – все это убивает магию
  • выяснилось, что и чистка пластинок и чистка иглы весьма влияют на звук. Я мою практически все пластинки, которые остаются у меня. Понятно, что при использовании цифры вся эта возня не нужна
  • звуковое полотно должно состоять преимущественно из звука настоящих инструментов, а не из семплированной электроники. Ее я тоже люблю, но на мой взгляд для издания на виниле она не совсем подходит. То же самое касается и вокала – никакие вокодеры и прочие автотьюны для винила не годятся, это тоже самое как набрать текст “спокойной ночи малыши” готическим шрифтом с кровавыми потеками.
  • При прослушивании винила нужно быть готовым к ощутимой потере баса, особенно на материале, который я слушаю чаще всего – это даб и реггей композиции с так называемым риддимом, там вовсю используется глубокий бас. Экстремальные басы на пластинку впихнуть можно, но тогда всего пара треков с большой амплитудой навьется аж по самый пятак. Длинные альбомы с экстремальным басом все же лучше слушать на цифре, винил тут несколько беспомощен
  • Наконец весь комплект аппаратуры должен быть определенного уровня и хорошо настроен. Для достижения наилучшего звучания каждого альбома будет небесполезно выяснить какой картридж или заточка иглы из вашего арсенала подходят для него наилучшим образом. Это интересно и увлекательно, но все же усложняет процесс и требует определенного терпения и жажды познания. Вообще занятие винилом требует времени и не терпит суеты.

Как выяснилось, вообще занятие винилом затягивает, это отличный досуг. Но давайте взглянем на это более прагматично. Выясняется, что воспроизводимый при каждом прослушивании каждого винилового издания поцелуй бога для меня труднодостижим. Скажем это случается в 10% случаев. И в связи с этим я все больше склоняюсь к неутешительному выводу, что нынешний ажиотажный спрос на винил искусно разогрет людьми, которым все равно на чем зарабатывать. Тонко играя на смеси ностальгии и труднорегистрируемого “волшебства винила” торговые стратеги смогли ЗАНОВО продавать хорошо известную, а главное УЖЕ ИМЕЮЩУЮСЯ у нас музыку по 30-50 долларов за альбом. Я не отрицаю винил, но то, что сейчас с ним происходит – это, простите, дичь. Цены на стародельный винил еще как-то можно понять, поскольку многие издания стали коллекционными редкостями, но цены на новодел – это просто безумие. Особенно с учетом того, что на этот винил пишется сигнал с применением цифровых технологий.

Я все больше склоняюсь к мысли, что сегодняшний подогрев интереса к винилу разогнан искусственно, потому что таким образом можно сдержать неконтролируемый поток копирования музыкального материала.

Я частью этого плана быть отказываюсь, а тем более отказываюсь платить явно завышенную стоимость для такого товара, поэтому в моем случае ностальгия утешилась 50ю любимыми альбомами из прошлого на стародельном и местами на новодельном виниле, а дальше вмешался голос разума. Повторюсь – я не отрицаю винил, но это лишь ОДИН ИЗ доступных сегодня методов постижения любимой музыки. Аудиофильский катарсис можно засвидетельствовать менее изощренными и более дешевыми методами, ну а меломанский – и подавно. Это очень захватывающее занятие, но свой интерес и порыв я на данный момент удовлетворил. Первоначальное очарование от очередного захода в винил прошло и пока что я объявил мораторий на покупку новодельного винила, а к приобретению стародельного стал подходить более придирчиво. Цифра или аналог – для меня не столь принципиально, я беру лучшее из обоих миров. Самое важное – не забывать, что все это придумано не для религиозных войн а для нашего удовольствия. К сожалению, не все музыкальные произведения доступны на обоих форматах. Завершить сегодняшнее выступление хочу пожеланием послушать два волшебных альбома в стиле Ambient, один из который никогда до этого не выходил на виниле и скорее всего уже не выйдет, а второй имеет виниловое издание, которое сейчас купить невозможно. Хорошо, что есть цифровая альтернатива. Попробуйте хотя бы по одной композиции – их названия на экране. Вместо бесполезных неистовых споров просто закройте глаза и насладитесь этими шедеврами. Всем добра.

The Fires Of Ork – The Fires Of Ork 2, In Heaven

 

Brambles – Unsayable

ВЫВОДЫ

(для тех, кто не понял)

Друзья, несмотря на то, что я подробно и аргументированно излагаю основную мысль – все равно найдутся люди, которые скажут что “все равно ничего не понятно” и “тема не раскрыта”. Специально для вас говорю прямым текстом:
– общий вывод после прослушивания 200 пластинок такой:

Винил – это очень интересно и увлекательно, но в моем случае это не замена цифре а лишь дополнение. Винил не будет ядром моей фонотеки.

РАЗОЧАРОВАНИЯ:

  • это неожиданно очень дорого – и пластинки и техника
  • хорошая виниловая система требует вдумчивого подбора компонентов и будет стоить дороже, чем сравнимая по звуку цифровая система- пластинки требуют очень бережного обращения и ухода, а техника – обслуживания. И не разового а постоянного. Возьмем к примеру хотя бы чистку пластинок и игл
  • слишком много факторов влияющих на звук, в большинстве случаев одна и та же пластинка на разной аппаратуре будет звучать по-разному. При использовании цифры разница тоже будет, но не до такой степени драматичная
  • все всхлипы по поводу “тактильных ощущений”. “разглядывания конвертов”, “ритуалов” и проч – это не про меня. Мне приятно подержать в руках красивую вещь, но упаковку я не идеализирую. Для меня важна музыка и звук в первую очередь- получаемый звук на мой слух приятен, но несколько переоценен.
  • Новодельный винил новых исполнителей – это хорошо завуалированная профанация, которая стала ходовым товаром

ВОСТОРГИ

  • винил – это весело и увлекательно, хорошее лекарство от скуки, особенно для тех,у кого есть свободное время
  • благодаря винилу я узнал много нового и приобрел новых друзей
  • не скрою, избранные альбомы звучат на виниле шикарно. Я с удовольствием их переслушиваю именно на виниле, несмотря на наличие цифровой копии
  • я рад тому, что у меня появился проигрыватель. Это отличное дополнение к моей системе, потому что я могу теперь послушать пластинки, которые до сих пор не оцифрованы и не представлены на стриминговых платформах.

Все озвученные соображения обусловлены только моим личным опытом и относятся только ко мне. Никого ни в чем не убеждаю и в свою религию не обращаю.

Вот теперь совсем все. Всем волшебного звука!

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОЛИКИ

Этот обзор

 

Новодельный винил – блажь или норма?

 

Обзор альбома на виниле PINK FLOYD ANIMALS 2018 REMIX

 

Винил за 180 USD Ролик любви и обожания Sade

 

Распаковка цветного винила Floor Jansen:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/200records

5 Comments

  1. Владимир

    Приветствую. Посмотрел ролик от начала и до конца, как и многие другие на вашем канале. У меня нет винила , но появился проигрыватель – Вега 122 в хорошем состоянии внешне, но требуется чистка. И головку надо рабочую. Но не суть. Винила все равно нет, а покупать его мне не по карману. Я покупаю СД, и не фирменные, а лицензионные или просто пиратские. Качество звука иногда разочаровывает, оно и понятно – новодельные пиратские… Но чаще, именно пиратские или почти лицензионные – звучат очень хорошо.
    Мой товарищ, уже примерно два года, покупает и новодельные, в упаковке и старые б/у. Это занятие очень интересное, как вы правильно подметили в Восторгах (в конце статьи). Я бы сравнил это увлечение со своим – собиранием компактов именно тех, которые мне нравятся, которые хотел иметь на СД, которые есть на аудиокассетах, а теперь и на СД. У него тоже самое. Он покупает именно для него интересные винилы. Очень радуется, когда слушает их, когда делится впечатлениями со мной. Я ему даю свои СД, которые у него есть теперь на виниле, и он сравнивает звучание и впечатления от СД и винила. Говорит, что что-то есть, такое неуловимое практически, на уровне ощущений. О качестве звука не говорим, оно просто иное. Идеала нет! Впечатления разные. Но у него большая коллекция на жестих дисках и есть отличный цифровой проигрыватель. Короче, есть у него – с чем сравнивать. И акустики несколько комплектов, и несколько комплектов самостоятельно изготовленной акустики. Он знает о чем говорит.
    Вообще, тема СД и винила очень интересна в плане ощущений. Это как фетиш – щупать хочется, доставть из конверов (пакетиков, коробочек), ставить в проигрыватель, жать кнопочки и слушать музыку как меломан, а не слушать как звучат провода, работают ли подставки под них, и прочее. Не отрицаю – пусть это тоже есть и будет, вкусы и кошельки у всех разные. Спорить об этом тоже нет смысла. Это как слушать беседу владельца старенькой “шестерки”, которая верой и правдой служит владельцу больше 30 лет, и владельца китайского внедорожника, напичканого все возможной электроникой. Спорить будут до драки и разнесут их в разные стороны… Но каждый останется при своем.
    Кто-то с возрастом меняет свое мнение, кто-то остается приверженцем одной теории, а кто-то извлекает самые сливки из любого варианта.
    Спасибо за беседы!!!

    1. REVINTAGES.COM

      Большое спасибо за подробный ответ! Видно что вам нравится ваше увлечение. Да, споры “что лучше” у меня уже давно в прошлом. Главное что бы сам процесс нравился. Желаю удачи в пополнении коллекции!

    2. REVINTAGES.COM

      Большое спасибо за историю. Я думаю,что каждый найдет что-то свое. Главное, что это нам приносит радость. Спасибо за интерес!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *