Мне поступает огромное количество вопросов про кассетную технику. При этом в основном вопросы сводятся к тому что дескать “Где обзоры кассетников? Почему это тема кассетных дек не освящается? Что случилось?”. Отвечаю. Это будет скорее всего один из последних постов на тему компакт-кассет и кассетных дек. И вы поймёте почему. А сейчас преамбула.
Одним из самых моих сильных впечатлений после переезда в Канаду помимо “общей обстановки в стране” были библиотеки. Они меня сильно порадовали и впечатлили. Канадская библиотека – это не только место, где человек может взять книгу. В североамериканских библиотеках можно делать множество вещей: там есть разнообразнейшие клубы по интересам, там есть небольшие интернет-кафе – то есть несколько компьютеров с доступом к интернету (что особенно важно и полезно для вновь прибывших в страну у людей, у которых нет ещё интернета), даже есть мастер-классы по заполнению резюме и поиску работы. Но самое главное – это то, что в североамериканских библиотеках можно взять на дом не только книгу, но аудио и видео носители. В библиотеке города где я живу в своё время была обширнейшая коллекция виниловых дисков. Ппонятно, что со сменой технологий это коллекция была заменена на коллекцию компакт-дисков. Я этим очень часто пользовался, причём коллекция компакт-дисков была довольно обширная, хотя там не было каких-то экзотических инди изданий, но во всяком случае популярные вещи “рок поп джаз блюз” – вот это всё было. Можно было взять и аудиокниги, причём в основном все аудиокниги там хранились в виде записей на аудиокассетах. Точно так же можно было в библиотеке взять практически все популярные голливудские фильмы. Да нужно было подождать своей очереди, но в любом случае вы могли посмотреть там прошлогодние или двухлетней давности блокбастеры совершенно бесплатно просто заказав его в библиотеке. Учитывая тот простой факт, что услуги библиотеки абсолютно бесплатны – согласитесь это просто рай для меломана или видеомана.
Теперь вы знаете как устроена североамериканская библиотека и какие сервисы она предлагает. Это знание нам потребуется чуть-чуть позже.
Вернёмся к компакт-кассетам. В прессе сейчас можно найти множество материалов в которых с разной степенью уверенности указывается, что сейчас происходит “ренессанс компакт-кассет”. Давайте посмотрим на факты.
Количество проданных виниловых пластинок в 2020 году во всём мире было около 21.5 млн.
Количество же компакт-кассет проданных в 2020 году было всего 173 тысячи, то есть в одном случае у нас счёт на миллион, во втором – просто на какие-то смехотворные тысячи.
При этом нас всё равно уверяют в том, что “кассетный ренессанс продолжается!” Всё идёт прекрасно! Количество продаваемых кассет удваивается! Нет, утраивается! А что на самом деле происходит?
Одним из самых массовых рынков использования компакт-кассет в прошлом – автомобили. Интересный факт: последний серийно выпускавшийся автомобиль, имевший на борту кассетный плеер был Lexus SC430 из далекого 2010 года!
Как любой сложный массовый товар индустрия компакт-кассет предусматривает наличие некой экосистемы со сложными связями внутри её. То есть должен быть прежде всего потребитель заинтересованный в данной продукции, должен быть производитель такой продукции и должны быть средства для использования данной продукции.
Взглянем на это все немножко с другой стороны: выпускать средства для проигрывания компакт-кассет, а именно плееры компакт-кассет и записывающие деки сегодня гораздо сложнее и дороже, чем выпускать проигрыватели MP3 файлов встроенные в телефон или хотя бы даже проигрыватели компакт-дисков. Почему? Потому что это сложные электро-механические устройства и многие технологии для качественного воспроизведения кассет уже утрачены, увы. Любителям кассет остаётся уповать только на произведённыее ранее кассетные деки и плееры, которых с каждым годом становится всё меньше. Потому что они ломаются, утрачивают свою функциональность или просто надоедают.
Что интересно, даже если сегодня потратить огромные силы на восстановление этих заводов, которые изготавливали кассетные деки или кассетные плееры – это будет скорее всего тщетно, потому что потребитель уже имеет гораздо более эффективные цифровые решения и устройства и вряд ли его заманишь новенькими кассетными аппаратами.
Теперь давайте пройдёмся по количеству потребителей и стоит ли ради них запускать вот этот огромный и неповоротливый механизм массового производства кассет.
Сколько у вас есть знакомых которые содержат свою фонотеку на кассетах и постоянно докупают новенькие или БУ кассеты чтобы пополнять свою коллекцию? Я уверен что у всех такие друзья есть, но. Согласитесь, это совершенно не массовое явление. А вообще есть ли массовый потребитель компакт-кассет?
В США на сегодняшний день находится более 2 200 000 (два млн. двести тыс.) заключённых в местах лишения свободы. Для осуждённых налажен быт, в том числе имеется библиотеки. Вспоминаем рассказ про библиотеку. Практически в каждой тюрьме США есть такие библиотеки, где помимо книжек можно взять на прослушивание аудиокнигу или даже музыкальный альбом.
Характерно, что единственный разрешённый носитель аудиоинформации в американской тюрьме на сегодняшний день – это компакт-кассета. Точнее есть, конечно, и цифровые устройства для воспроизведения музыки. Например – самый простой вариант – это телефон. Но телефон разрешается иметь не всем. Зато почти всем можно пользоваться услугами библиотеки, слушать аудиокниги или музыку.
Так вот, основной носитель на котором записана аудиоматериалы в американских местах лишения свободы является аудиокассета. Потому что компакт-диск или DVD диск там заключённым на руки не выдаются – их легко сломать, заточить и изготовить орудие, пусть если не убийства, ну а хотя бы орудие для нанесения увечий разной степени тяжести.
То есть получается что основные потребители, которые при этом никуда деваться не собираются – это и есть заключённые в местах лишения свободы а судя по количеству – более двух миллионов – это население нескольких небольших европейских стран. Вместе взятых. Подробности про кассеты в тюрьмах США можно почитать тут.
Если посмотреть сколько кассет было выпущено в 2020 году (мы помним – 173 тыс.) – это как раз примерно то количество, которое удовлетворило спрос на аудиокассеты среди американских тюрем, плюс туда-сюда пару тысяч по всему миру (это на маргиналов типа меня с вами которые любят сидеть дома и чего-то там вытаскивать из этих старинных носителей информации).
Итак, резюмируем. Что нам показывает анализ текущей ситуации:
1) Первое:
Главное: нет устойчивого роста базы потребителей компакт-кассет.
Конечно, заключёныея США – это большая цифра, но нас всё-таки интересуют обычные люди. Так вот они предпочитают другие, более удобные технологии.
2) Налицо отсутствие достаточных мощностей для МАССОВОГО производства кассет
3) Отсутствие приличной техники. Новая техника больше не выпускается. Хотя можно посмотреть на примеры новых катушечных магнитофонов которые стоят просто запредельных денег, ну а то что выпускается сейчас в виде кассетных плееров… – сейчас это пластиковые поделки из магазинов игрушек.
4) Отсутствие чувства какой-то новизны – то есть то, что делало бы обладателя этих кассет каким-то продвинутым человеком. Также играет роль отсутствие какого-то технологического абсолюта, например, качество записи. Мы знаем, что качество записи на кассетах весьма посредственное и цифра уже давным-давно обошла уже даже самые совершенные кассеты по качеству.
5) Отсутствие ауры элитарности или избранности. Тут я опять возвращаюсь к катушечным магнитофонам, к так называемым мастер-лентам которые стоят неимоверных денег. Но при этом обладание ими очень почётно, и это такой клуб избранных, причём коллекционеры согласны платить любые деньги за такие ленты, чего не скажешь, конечно, про коллекционеров кассет. Всё же компакт-кассеты – это массовый товар, производить поштучно их просто невыгодно.
6) И последнее. Неудобство и очень низкая ёмкость. Согласитесь, то, что вы сегодня носите в своём телефоне – это примерно равняется сотням кассет и никто с собой в здравом уме сейчас сотню кассет возить/носить не будет. Поэтому даже говорить о каком-то модном мобильном источнике, который можно носить с собой и слушать – тоже не приходится. Сколько кассет вы можете носить с собой? Две-три? Но это все равно смешно.
И что же остаётся?
Для тех кто ищет в своём хобби какую-то душевность, какую-то старую-добрую ламповую доброту – вывод неутешителен.
На основе факторов которые я вам привёл получается, что никакого Ренессанса кассет не предвидится. Предвидится лишь какой-то флуктуационный скачок продаж кассет чтобы удовлетворить какой-то сиюминутный спрос для коллекционеров. То есть никакой функциональной полезности от этих кассет нет, есть только трата ресурсов при посредственном качестве и ограниченном объёме, увы. Кассетного Ренессанса ещё раз не будет. Я могу ошибаться, поэтому давайте через 10 лет вместе над этим постом посмеёмся. Ну а сейчас я просто предлагаю наслаждаться музыкой записанная на более привычных нам носителяхн.
И что же друзья делать таким энтузиастам как мы?
Да в общем-то ничего. Никто не может заставить нас перестать играться любимыми кассетами и записывать себе сборники каких-то понравившихся вещей. Я постоянно что-то себе пишу, особенно это касается всяких безымянных исполнителей с сайта Bandcamp, которые делают какие-то интересные вещи и которые можно послушать, так скажем, не покупая их альбом.
А ещё например можно увековечить память о своих любимых кассетах так как это сделал я – делаем небольшое настенное панно со своими любимыми кассетными экспонатами. Кстати в своём демо-ролике где я показываю это панно многие отметили и покритиковали меня за саморезы/шурупы, которые я использовал для крепления кассет. Друзья, это самое удачное решение во всём проекте, потому что оно позволяет заменять кассеты совершенно нетравмирующим способом. То есть – если у меня в коллекции появятся более интересный экспонат – я могу открутить одну кассету и заменить её на этот более интересный экспонат, или если какая-то из этих кассет мне потребуется для записи или для демонстрации – я точно так же её могу отсюда открутить и использовать по назначению. Как видите эти саморезы и шурупы вставляются в стратегические отверстия таким образом, чтобы не задеть ни плёнку ни жизненно важные элементы механизма кассеты.
Зачем вообще вся вот эта возня?
Если Ренессанса кассет не предвидится то зачем вообще вся вот эта возня с кассетами? Получается тогда что скоро кассетные деки даже у тех у кого они есть уже будут без надобности.
В принципе получается что это так. Однако, всё равно как я уже говорил я иногда балуюсь с составлением миксов составлением сборников с интернет-источников или даже со своих компакт-дисков просто под настроение Это безобидное хобби которое просто скрашивает наши будни. Впрочем, самое главное назначение моей кассетной деки заключается в том, что я её держу для случаев, когда мне попадается очень интересные экзотические экземпляры кассет и чтобы у меня просто было на чём их послушать. Вот например, сейчас мне попалась такая кассета, на которой я мало того что не знаю исполнителей с этой кассеты, самое интересное – это материал. Это кассета из Германии где записаны каверы популярных шлягеров восьмидесятых, только на немецком языке. Ну представьте всем известный итальянский хит “Мама Мария”, только вот он звучит на немецком языке (смотрите фрагмент со звуком в видео). Я так понимаю что это было сделано для экономии на лицензиях на лицензионных отчислениях, потому что эта кассета предназначена только для продажи в Германии. И тут ещё сбоку надпись Cover Version. Я слышал про такие вещи, давным-давно в некоторых странах выпускались кавер-версии известных хитов чтобы не платить оригинальным артистам. То есть в таких странах при покупке кассеты нужно смотреть на то, что это был original artist, а не cover version как написано на этой кассете.
Итак друзья, как вы уже поняли – это, пожалуй, мой заключительный выпуск о компакт-кассетах и о кассетных деках. Никаких поступлений такой аппаратуры у меня больше не планируется, но если что-то будет случайное – тогда может быть запишу какой-то материал. Надеюсь, что я ответил на ваши вопросы. В конце хочу сказать, что самое главное – это жить в гармонии: кому нравится слушать и записывать кассеты – я полностью вас поддерживаю, сам был такой. Просто в связи с наличием огромного количества материала победило удобство и это, конечно, цифровые решения. Всем не сломленным и сопротивляющимся всеобщей цифровизации – честь и хвала.
Тематические ролики:
Этот обзор:
Моя память о кассетах – милый сувенир:
Вершина декастроения (одна из):(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/recassette/
При участии Антона "Antalio" Тальнова и группы Вконтакте "Аудиохам" За понравившийся ЦАП (цвет) голосуем здесь Методика и бесполезная информация ниже. Все выпуски: 01. Сравнение ЦАПов: 1) оцениваем звучание 02. Сравнение...
Исполнитель: US3 Альбом: Hand On The Torch Рекорд-студия: Blue Note, 1993 Длительность: 45.32 Zz рейтинг: 4. готовьте место на полке Zz стиль: funk-jazz В свое время услышал я примечательнейшую партию...
ПАРАДОКС: этот ЦАП начинен вообще не понятно чем и тем не менее именно его аналоговый звук получил абсолютное большинство зрительских симпатий. Как так? Ведь в аппарате огромное количество косяков! Однако...