Начну с небольшой зарисовки – однажды я появился на совещании на работе сильно прихрамывая. Это заметил очень большой босс, и спросил у меня (вокруг было много народу) – “Что с тобой, дружище?” “Грег, я играл в бадминтон”. Все вокруг как-то эээ странно засмеялись, я смутился и попытался скорее уйти от темы. Но не Грег. После совещания от отозвал меня в сторону и пониженным голосом сказал мне следующее: “Никому не говори в этой стране, что ты играл в бадминтон. Тебя не поймут. Здесь есть только две уважительных причины для такой травмы: либо разборки в баре, либо хоккей”.
А теперь поговорим о музыке.
Почему такая большая разница между вкусами американцев (включая канадцев) и вкусами европейцев? Это настолько большой и обширный вопрос, что к нему даже страшновато подступиться. Но я попробую.
В 1990 году я несколько месяцев жил в Голландии. Там я общался с парнем, который перед этим прожил 2 года в США. Мы оба молодые, разумеется общие интересы вертелись вокруг вечных тем: девушки, музыка и все такое. Мы начали спорить, какая группа соберет в 90 году в Америке стадион. Я был почему-то уверен что это либо Depeche Mode либо Deep Purple. Он утверждал, что “что-нибудь типа ZZ Top”. Я говорил, “послушай, DM уже собирали стадионы в Америке в 1988 году, что им стоит сделать это еще раз?” На что он совершенно не напрягаясь ответил “Так это было же 2 года назад, кому еще нужны эти звуки из телефонной трубки”? Меня такая постановка вопроса несколько обескуражила и я попросил объяснений. Ну мой друг тут заводит такой разговор: “Вот представь, тебе 20 или 25 лет, ты только что отпахал неделю и собираешься с друзьями оттянуться вечером в клубе. Ты прыгаешь в старенький корабль-кабриолет, едешь по широкой прекрасной дороге 15 миль до клуба из пригорода, над тобой знойное звездное небо, бескрайние фермерские поля, впереди вся жизнь и встреча с прекрасной девушкой. Скажи, какую песню Depeche Mode ты включишь?” Я что-то там начал мямлить, а он мне врубает Sharp Dressed Man. На тот момент этот хит 83 года от группы эксцентричных бородачей уже был “старьем”, но я почему-то понял, что я предпочту в описанной ситуации их. Но я потом про этот разговор забыл.
Прошло 11 лет, я переехал в Канаду. Тут картина мира начала несколько меняться. Ну например, оказалось, что в Америке детство у мужиков длится до 50 лет а то и дольше. Следствием этого является то, что жизнь вобщем-то утрированно состоит либо из работы и вечеринок, а у кого-то только из вечеринок. Именно по этой причине в американских предпочтениях обнаружился явный крен к музыке для вечерух, движух, парти олл найт и все такое. Никто не хочет партевать под Enjoy the Silence, уж поверьте. Позже я прочитал в умной книжке, что “американцы любят в музыке выражение своей личной свободы”. Этот пассаж может сгенерировать отдельную дискуссию на километры страниц, но я тут пожалуй, остановлюсь (например была ли в СССР и после личная свобода и как это отразилось в музыке?).
Ладно, поехали дальше. Я тут обнаружил другой интересный феномен. При разговоре с местными выяснилось следующее. Допустим идет обсуждение какого-нить альбома, ну пусть будет Duran Duran. Я как-то плавно съехал потом на Modern Talking – типа, пацаны, послушайте, вот это было супер популярно в Европе в 80х. Для начала никто не знает что это. Это группа? Да. Включаю. Ну ок, да, ага european mellow stuff (это всегда произносится с оттенком превосходства – “мягкая музыка для рыхлых людей”). Потом я зачем-то додумался показать Chery Lady на ютубе. “Прикольный транс”. Речь шла явно не о стиле электронной музыки. “Да, у нас в мужских клубах тоже любят европейские группы”. Вы поняли??? Я тут же вспомнил про бадминтон. Я перестал приводить эту группу в пример в разговорах о музыке. К тому же у американцев гораздо более явные представления о дороге на вечеруху где-нить в Канзасе, чем запах потного диско-клуба в Германии. Точки соприкосновения просто другие 🙂
Еще через несколько лет я обнаружил, что даже в самой Америке и Канаде музыкальный вкус неоднороден. Существует огромное количество “очагов влияния” со своим культурным контекстом. Например в Сиэтле слушают одно. В Калифорнии – другое, в NYC – третье, Детройт вообще сам по себе. И таких очагов в Америке десятки. То есть уже больше двадцати. Если проецировать это все на Россию – получается удручающая ситуация: Москва, Питер, Свердловск, Ижевск (электроника) и Сибирь (что бы это ни значило). Всё. Это я к чему. К тому, что есть огромнейшее разнообразие всего и по закону больших чисел что-то из этого прорывается в топы, становится популярным и знаменитым на всю страну. Так же, при таком разнообразии есть два следствия:
усредненный срез музыкальных предпочтений будет очень эклектичным
внимания на “иностранцев” остается меньше, до них просто не доходят руки.
Про иностранную музыку. По ряду причин она популярна меньше, чем своя. В принципе, американцы несколько более просты, и это выражается в том, что они не любят непонятных вещей. В Америке не знают Джо Дассена. Милен Фармер тоже не знают – ну во-первых – это mellow european stuff, во-вторых – поет на непонятном языке, в-третьих – “кажется это музыка для гей-баров”. Тройное бинго! Дальше, ладно, будем петь на английском, но с акцентом. Вы слышали песню Наутилуса “Я хочу быть c тобой” в знаменитом китайском исполнении? Это же умора. И ведь видно, что ребята стараются и полны пафоса и вжились в роль – а все равно ржака!!! Поехали по акцентам – ага, поют британцы – “эти снобы бриты”, поют немцы – “о, нацики в гости к нам”, австралийцы – “ну что вы хотели – верх тормашками ходят”. Теперь звучит какое-нить кантри – “этот милый алабамский говор”, или “он же поет как ньюфи!!!” – это ремарка с восхищением об исполнителе из Ньюфаундленда. Разница понятна?
Некоторый интерес вызывают совершенно самобытные исполнители, которые сохранили национальный колорит: Крафтверк довольно известны, в основном потому, что у них есть вещи на немецком языке и они не старались быть похожими на американцев, Хулио Иглезиас – большое испаноязычное сообщество в Америке его боготворит, покойная Цезария Эвора – тоже самое, только с португальским языком. Вообще – заметный феномен – иностранцы могут быть известны, если их песни были засвечены в фильмах, или у них была тяжелая ротация на муз. каналах. Относится к Duran Duran и A-ha. У A-ha здесь знают только две песни – Take on Me и The Sun Always Shines on TV. А вообще про A-ha думают что это группа-однодневка и разумеется – правильно! – mellow european stuff! Vangelis’а знают и знают в основном музыканты, потому что он озвучил кучу фильмов. Короче такая вот тенденция.
Общаясь с местными меломанами я, к удивлению, обнаружил, что вкусы вообще могут быть не просто иными, а вообще марсианскими. Например, разговаривал с одним человеком (комплект аппаратуры тыщ на 200 долл) про детройтский лейбл Motown. Для начала он мне сказал, что я опоздал на минимум 20 лет. Но, он сказал, “конечно, в Америке все знают Motown”. Кто сходу мне назовет 3-5 исполнителей Motown? Да они нас и не волновали никогда особо. Так, горстка знатоков и эрудитов. Хорошо, что вспомнят про M. Jackson, но он был следствием… Motown прославились гораздо раньше и другими артистами, и поэтому Миша очень хотел туда попасть…
Потом у меня было еще интересное развлечение. Если мы с местными обсуждали что-то из моей фонотеки (ну уже без Modern Talking, конечно) – я всегда спрашивал – “это было популярно в Америке?”. Мне давали ответ. Если ответ был “нет” – я спрашивал – а что было популярно в это время? Вообще такая игра дала огромное количество находок. Я выяснил, что куча исполнителей вообще не имеет шансов в Америке. Привожу краткий список:
J.M. Jarre – mellow, french, двойное бинго, хотя некоторая известность есть у клавишников
BoneyM. – mellow european, слишком эксцентричный вид. Один чел сказал, что знает их песню No Woman No Cry (хотя оригинал – не их), оказалось что чувак немец, ага
Mike Oldfield – музыка для ботанов, слишком сложно
весь стиль Dark Ambient – нет шансов (попробуйте сами угадать почему. хотя в Канаде котируется. я думаю прямая корреляция от количества снега)
Marillion – сорри, заумная музыка для гиков
Ultravox – да, слышали, слишком мрачно, что-то про Вену, да?
Phil Collins, Eurytmics, Genesis – mellow european stuff, местами чуть сложно, бриташки, отличная музыка для лифтов (смотрим Muzak)
и так далее
В этих же разговорах я узнал про исполнителей, которые у нас вообще не известны. Вот никак. О Томе Петти слагали былины другие артисты, у меня долго спрашивали почему я не знаю Talking Heads, а Вилсон Пикетт был просто обожаем, мой любимый трек:
Но с другой стороны, я заметил и другое. Все же личная широта взглядов у американцев и канадцев несравнима с предлагаемым разнообразием. Если человеку нравится джаз – он там будет знать все. При этом, ему вряд ли будет интересно разговаривать о псай-трансе. Как-то так. (продолжение …)
ДРУЖЕСКИЙ СПОР Привет друзья, в 1993 году я спорил со своим другом из Голландии - какая группа сможет собрать стадион в Амстердаме. Я тогда был фанатом Depeche Mode (впрочем остаюсь...
Друзья, это скорее всего заключительный ролик из серии лобовых сравнений акустических систем различных моделей. Такое сравнение не рассчитано на точные лабораторные результаты, главная цель - получить представление, о том, подача...
Помните, я уже показывал колонки Stereo Voice? Достались они мне в нерабочем состоянии, и я на протяжении нескольких выпусков показывал что я с ними делаю. Вот тут несколько роликов с...
3 Comments
Alex
У американцев хорош современный альтернативный рок, у европейцев – метал, электроника. в Европе, напротив, практически нет нормального модерн-рока, одна индюшатина. Если сравнивать поп-музыку, то европейскую хоть как-то терпеть можно, американская же сплошной шлак и похабщина.
У американцев хорош современный альтернативный рок, у европейцев – метал, электроника. в Европе, напротив, практически нет нормального модерн-рока, одна индюшатина. Если сравнивать поп-музыку, то европейскую хоть как-то терпеть можно, американская же сплошной шлак и похабщина.
Возможно, меня ни европейская ни американская современная поп-музыка не интересует вообще. Да и текст не об этом.
Pingback: Что не так с JVC? Знакомимся с техникой фирмы. | REVINTAGES