Итак, про усилители рассказали, теперь черед колонок. Когда пришло время покупать колонки – ни о каких вариантах помимо Radiotechnika S-90 я вообще не думал. У многих моих друзей эти колонки уже были. У всех, да не у меня. Я записался в очередь на колонки. Через месяца 4 они прибыли в магазин. Я был вне себя от радости. Смотрелись они бомбически и вполне себе фирменно. Но насколько хороши, детальны, сбалансированы были эти АС – я не знаю. Мы тогда такими категориями вообще не мыслили. Громко вштыривало и не хрипело – вот и славно! Да, как выяснилось позже – эти колонки претерпели довольно много модификаций и производились более 10 лет, что несомненно говорит об их всенародной любви и популярности.
Да, эти АС оснащались ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные характеристики в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. Для этого имелось три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. В положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующую схему определяя частотные и тембральные особенности звучания.
В нашем кругу был достигнут консенсус по поводу положения этих регуляторов: было принято эти регуляторы выставлять на СЧ – в минимальное положение; и ВЧ – в максимальное – так считалось ТРУ и по пацански! После этой нехитрой процедуры эти регуляторы более никогда не меняли своего положения.
Несмотря на относительно неплохое качество – владение колонками S-90 рано или поздно омрачалось выходом из строя динамиков. Самой частой поломкой был выход из строя высокочастотного динамика. Пришлось их менять и мне. Увы.
Вообще, до переезда в Канаду я успел попользоваться разными колонками фирмы Radiotehnika. В бытность учебы в Минском ВУЗе мы брали напрокат на целый год колонки S-30 (прикиньте, сейчас в такую услугу трудно поверить – но это было, и стоило это совсем недорого). Да, S-30 это конечно изделие так себе, но для озвучки студенческого досуга вполне сходило.
Потом, когда я уже работал и жил на квартире я купил очередную Radiotehnik’у, правда поменьше, S-50. Эти колонки я использовал пару лет, да и честно говоря в условиях бетонных стен квартиры разгонять их до болевого порога мне не хотелось 🙂 Запомнились тем, что первый альбом, который я на них послушал был Черный альбом группы Кино. Винил, разумеется. А еще это была вторая вещь, которая во время моего владения не сломалась.
Этот проигрыватель я тоже купил, когда стал уже сам зарабатывать. Купил по одной простой причине – качества воспроизведения с кассет мне стало катастрофически не хватать и я рассчитывал на какой-то прорывной звук.
Проигрыватель ЭП 101 – Рабочая лошадка, привод пассиковый, со стабилизатором скорости вращения. Был оснащен так называемым стробоскопом для подстройки скорости вращения. Я на нем отслушал кучу винила, так что сточил 2 иглы. Не знаю много это или мало, но вот как есть. Увы, со временем перестал слушаться регулятор скорости вращения, причем сначала можно было еще найти какое-то положение регулятора, при котором он еще оказывал влияние на скорость, но потом его можно было просто крутить туда-сюда, а скорость вращения при этом никак управляемо меняться не хотела и просто плыла. К моменту его полного выхода из строя я перешел на компакт-диски и прослушивание музыки с видеокассет, так что ремонтировать я его не стал. Сейчас им пользуется племянник, он отремонтировал проигрыватель и наслаждается старыми винилами, в том числе и пластами из моей коллекции.
Кстати, у одного знакомого, который приторговывал фирменными пластами я увидел как-то проигрыватель “Электроника”. Скорее всего это была Электроника Б1-01. Мне довелось его послушать всего несколько минут, но должен отметить, что он меня тогда несколько удивил, поскольку звучал он весьма убедительно и сочно. Мне тогда очень понравился его солидный внешний вид и какая-то спокойная монументальность. Когда знакомый озвучил его стоимость – я слегка прифигел, мне такая техника тогда была совсем не по карману.
Ленточные источники
Я в основном пользовался кассетами, потому что у меня со временем появилась японская дека AKAI. А потом еще и портативный плеер типа walkman. Даже мимолетное общение с японской кассетной техникой не давало совершенно никаких шансов кассетникам советского производства. Поэтому советского кассетника у меня никогда не было. Кто считает, что я просто не разобрался в прелестях советских кассетных приставок – с удовольствием послушаю ваше опровержение, ну а пока мы переключаемся на катушечники.
Владеть катушечником в юности и молодости мне не довелось. Масса причин, основные – дороговизна (Олимп, например стоил больше тысячи рублей) и габариты, в том числе и катушек. Поэтому тут я рассказываю о магнитофонах, которые были у моих друзей.
Катушечник Комета 212
Конечно, катушечный маг номер один была Комета 212. Если я не ошибаюсь – этот аппарат был оснащен собственным усилителем, то есть к нему напрямую можно было подцепить колонки и донимать соседей на определенном технологическом уровне. А что вы хотели – делался он на военном заводе и в принципе был довольно прост и где-то даже надежен. Насчет звука… Я думаю, что скажу всё, если скажу, что на этом магнитофоне мы научились понимать что значит “цыкает и бумкает” 🙂 Говорят, что этот аппарат очень даже неплохо пережил время благодаря своей неплохой ремонтопригодности. Не знаю, у кого-то он дожил до сегодняшних дней?
У другого моего товарища были последовательно катушечники Нота а потом Илеть. Нота у него как-то не задержалась, мне она запомнилась черным цветом и совершенно неуместной нищебродской ручкой в виде пластиковой лямки. Больше про нее ничего не помню, потому что после нее у друга как-то очень быстро появилась Илеть.
Которая с пультом ДУ. Назову его самым лучшим магнитофоном, потому что под его звуки у меня была романтическая встреча с одной из самых ярких девушек в моей жизни 🙂 думаю, что дальнейшие рассуждения по поводу его звука и качества сборки просто бессмысленны 🙂
Катушечник Олимп 003
Олимп 003 Стерео – это была несбыточная мечта и у меня просто не было средств, чтобы такой техникой владеть. Такой аппарат был у моего друга, он уже неплохо зарабатывал, и он мог себе позволить купить даже катушки BASF. Которые если мне не изменяет память в 80ые стоили 22 рубля. Чтобы понять много это или мало – хорошая стипендия в институте была 40 рублей в месяц, моя ученическая зарплата фрезеровщика – 90 рублей в месяц, денежное довольствие военнослужащего срочной службы, солдата от 3 до 5 рублей в зависимости от класса воинской специальности, которого этот военнослужащий достиг и от занимаемой им должности. Ах да, пачка сигарет Космос стоила тогда 70 копеек.
Что касается катушечника – его звук конечно для нас был бомбическим и на тот момент объективно ничего лучше из доступной нам техники не звучало вообще. Однако и здесь я помню глухое раздражение моего друга по поводу качества сборки и эргономики.
То, что это была ненадежная техника – повторяться я не буду. Первыми из строя у моего друга вышли газоразрядные индикаторы. Он неоднократно их чинил,один раз заменял, но если они были исправны – наблюдать за ними было весьма приятно. Даже сейчас, когда я смотрю на чужие фото или видео – накатывает это ностальгическое чувство первого знакомства с чумовой музыкой на чумовой технике. Потом у него стало что-то ломаться в автоматике лентопротяжки, короче последние несколько лет активного использования это Олимпа я его запомнил как нечто в разобраном виде 🙂 Да, еще одна досадная деталь – пленка BASF была не всем по карману, поэтому использовалась и дешевая советская. Она гораздо быстрее засоряла головки но в принципе на прослушивание пары альбомов одного сеанса чистки хватало.
Эргономика. Подключать наушники нужно было через 5штырьковый разъем, который со временем просто тупо разбалтывался и переставал контачить. Ползунковые регуляторы громкости и уровня записи со временем начинали скрипеть и шуршать, причем это было слышно и выходном сигнале, периодически требовали обслуживания. Ну а в остальном – конечно да. Высший класс сложности. Но не надежности. А еще он весил 27 кило. Не у всех хватало здоровья его переставлять 🙂 Воистину стационарный маг 🙂
Справедливости ради, отмечу еще раз, что на неубитом, не очень старом и хорошо настроенном Олимпе можно было записать и воспроизвести очень неплохую запись. Но. Это требовало хороших источников. Хорошей пленки. Постоянного ухода и чистки головок. Ну как-то не очень все просто, не так ли?
И что в итоге?
Ну что же друзья… Что я хотел сказать… Использование советской техники – это был практически неизбежный этап в жизни моих сверстников. Да, конечно были светлые моменты, да конечно радость от общения с музыкой была, но… По большому счету история владения советскими аппаратами – это история неполадок и ремонтов, и как результат – глухого, нарастающего раздражения из-за этого. Увы, качество советской техники не подтверждается статистически хотя бы в моем кругу. У меня осталось не много друзей, кто сохранил свое увлечение, все они перешли на иностранную технику, в основном японскую. Только у одного друга сохранились колонки S-90, но он их каждые несколько лет чинит. Еще у одного друга простоял Олимп в гараже, простоял потому что не смог починить. Продал потом за бесценок. С другой стороны – у меня побывало с полсотни японских и американских аппаратов 20-35 летней давности, которые сохранили свою работоспособность. Особенно в этом плане меня восхищает катушечник AKAI GX-4000D. У меня их перебывало более 20 штук. Никогда я не сталкивался с серьезной механической проблемой, все нужно было лишь подтянуть и поджать. Да, электронные компоненты иногда требовали замены, но это так, по мелочи. То есть тоже довольно сложная техника – есть и механика и электроника, тем не менее большинство этих аппаратов и сегодня работают штатно. Может быть я ангажирован или ослеплен дизайном импортной аппаратуры – все может быть, я автор, выражаю свое мнение и конечно я могу быть необъективен. Поэтому с удовольствием послушаю вас. Расскажите, какая советская техника выжила у вас. За что вы ее любите? Предпочли бы что-нибудь другое? Почему? Самое время предаться сладким воспоминаниям о временах, когда вам все было по плечу и по другим частям тела.
Тематические видео
Этот обзор:
Играет AKAI GX-635D
R2R meets RtR Unique Sound System Demo
(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/ussraudio2/
Друзья, я не только люблю музыку и звук, я еще занимаюсь технической иллюстрацией и фотографией. Некоторые из моих работ неплохо продаются на фотобанках, или как их еще называют "на стоках". Все...
Друзья, это скорее всего заключительный ролик из серии лобовых сравнений акустических систем различных моделей. Такое сравнение не рассчитано на точные лабораторные результаты, главная цель - получить представление, о том, подача...
Sansui Eight - довольно редкая модель ресивера и сегодня найти достойный экземпляр в хорошем состоянии довольно сложно. Аппарат, который побывал у меня находится в весьма приличной форме и внешне у...
Pingback: Сделано в СССР. Советская аудиотехника. Часть 1. | REVINTAGES