Я уже один раз собирался прощаться с аудиокассетой и с кассетной тематикой в посте «Кассетный ренессанс» (спойлер – “кассетный ренессанс” отменяется). Но потом оказалось, что без нескольких дополнительных выпусков останется некая недосказанность, но после этого выпуска я от этой недосказанности совсем избавлюсь. Несмотря на то, что я закрываю эту страницу истории для себя – по отзывам я все еще вижу, что кассетная тема все еще прекрасно себя чувствует у многих энтузиастов, собственно, как и у меня дома. Но одно дело когда «прекрасно себя чувствует», «все еще живет», или даже «доживает», а другое дело – «активно развивается». Так вот у меня ничего не развивается, потому что несмотря на весь «аналоговый» флер вокруг аудиокассет – звук там для меня закончился и моя основная фонотека давным-давно состоит из файлов в форматах без потерь. Поэтому я должен признать, что мне лично о кассетах больше сказать нечего, и сегодня я делаю финальный, прощальный выпуск на кассетную тематику.
Если верить профильным блогам и постам в соцсетях – аудиокассеты сейчас переживают небывалый подъём или так называемый “ренессанс”. Кто-то даже что-то там выпускает. Но я считаю, что это всё-таки преувеличение. Несмотря на попытки перезапустить производство кассет и выжать последние капли денежных знаков из бывшего когда-то популярным носителя – с каждым последующим годом количество пользователей аудиокассет будет неуклонно снижаться. Почему у меня такая уверенность, что никакого возрождения аудиокассеты не будет? Простейший признак – это когда в аудио магазинах МАССОВО появятся запечатанные НОВЫЕ новодельные кассеты приличного качества. Я говорил об этом с владельцами магазинов аппаратуры в Канаде и США. Они просто смотрели на меня как на безумного и говорили – вряд ли что-то появится, а если и появится – мы это все-равно заказывать не будем. А вообще причин много, но подробно я об этом рассказываю в своем выпуске “Кассетный ренессанс”.
В моей жизни аудио кассета (или компакт-кассета, как ее тогда называли) появилась в 1980 году, и примерно до 1994 года была главным носителем в моей фонотеке. В 95 году меня появился 6-ти головочный hi-fi stereo видак и проигрыватель компакт-дисков. Я начал записывать свои компакт-диски и компакт-диски моих друзей на видеокассеты. Звук, который тогда выдавал hi-fi stereo видак на голову превосходил звук моей кассетной деки и я постепенно перестал покупать аудиокассеты. К тому же, по объему хранимой информации и удобству – способ хранения фонотеки на видеокассетах враз уклал аудиокассеты на лопатки, а по дешевизне – тогда еще мог спокойно конкурировать с жесткими дисками. Об этом способе записи звука на видео-кассету я подробно рассказываю в своем выпуске «Аудио на Видео», ссылка в описании.
А потом случилось многое, и более-менее приличный кассетник у меня появился вновь лишь в 2015 году. Это был и есть красавец TEAC V6030.
Так вот, за все эти годы через меня прошло много кассетников, а еще больше – не прошло, хотя и хотелось! ))). Поэтому я сделал выпуск про “самые-самые кассетники” которые мне никогда не попадались, но о некоторых я мечтаю до сих пор, ссылка в описании, многие этот ролик уже посмотрели.
Кассеты я продолжаю записывать и по сей день, хотя сегодня глядя на пролетевший перед нашими глазами прогресс в звуковоспроизведении стало понятно, что несмотря на самые светлые умы и технологические чудеса, путем невероятнейших ухищрений и весьма дорогого производства человечество смогло создать лишь 3-5 кассетных дек, которые по некоторым параметрам могут дотянуться до параметров компакт-диска. Причем эти параметры в компакт диске рутинно достигнуты с рождения, без мучительного многолетнего и дорогостоящего прогресса. Я уже не говорю про то, что для достижения тех же параметров в кассетниках нужна качественная и хорошо сохранившаяся лента. Поэтому говорить о серьезном звуке с кассет для меня лично уже неактуально. Целенаправленно и методично пополнять фонотеку на кассетах – слишком хлопотно, а с приходом жестких дисков больших объемов и появлении записей в формате DSD – это стало просто бессмысленно, во всяком случае для меня лично.
Сегодня у меня есть три кассетных деки. Две используются эпизодически, а более-менее активно я пользуюсь декой TEAC V6030.
Зачем сегодня вообще кассетные деки и аудиокассеты?
Каждый человек отвечает на этот вопрос по-разному. Для кого-то это все еще самый лучший звук, для кого-то это возможность что-то настраивать и перенастраивать, а для меня лично это просто приятная игрушка из прошлого, которая помогает мне отвлечься от серых будней и ненадолго вернуться в славные деньки моей юности. У меня сегодня осталось около 60 кассет, из которых около десятка я записал в этом году. На них я обычно пишу в основном тематические сборники которые привязаны к каким-то памятным для меня событиям прошлого. Еще я записываю сборники для домашних занятий физкультурой. Самое смешное, что аудиокассета в деке – в моем быту это источник музыки с самым быстрым стартом. Например, для утренней тренировки, когда не хочется тратить ни минуты на запуск компьютера и поиск нужного плейлиста ты просто достаёшь нужную кассетку, вставляешь её в деку и она тут же играет. Еще я записываю разные тематические сборники музыки, которую я не собираюсь покупать, а просто беру и записываю с сайтов типа Bandcamp и подобных. Понятно, что ни о каком супер-высоком качестве звука тут говорить не приходится, но для фона вполне сойдет. Такие кассеты я люблю включать пока занимаюсь какими-то делами в своей комнате, приятная для меня музыка создает нужное мне настроение и самое главное – не заставляет меня сидеть на одном месте и не дай бог перед экранами компьютера.
Еще одна причина, по которой я все еще пользуюсь кассетами и держу деку – это, в общем-то, чистое любопытство. Иногда мои друзья приносят мне кассеты от своих знакомых и иногда на таких кассетах оказываются очень интересные записи. Вероятность возникновения такой ситуации в последнее время постоянно снижается, но все-таки… Вот чтобы такие кассеты послушать мне и нужен кассетник. Но уж если среди таких даров будут какие-то супер-достойные экземпляры – я их оставлю, и может быть потом запишу что-то своё, предварительно разпознав интересные композиции при помощи сервиса Shazam.
Понятно, что такие записи и сами кассеты не имеют особой коллекционной ценности. Да и вообще сейчас ценность кассеты не так высока. Но тем не менее – это часть моего хобби. Нашего хобби. Если это приносит нам минуты отдыха, повышает настроение и отвлекает от рутины будней – то почему бы и нет. Как вы поняли – я отношусь к этим записям и кассетам вообще не очень серьёзно. При этом кассеты же я отбираю довольно придирчиво. Да, это парадокс, но я думаю вполне резонный, сейчас объясню.
Сегодня у меня ТРИ основных критерия отбора кассет:
ни корпус, ни сама пленка не должны иметь физических повреждений
это должны быть кассеты ТОЛЬКО на 90 минут
я использую только кассеты производителей с проверенной репутацией и соответственно с неоспоримым качеством
Рассмотрим эти критерии подробнее.
Насчет физических повреждений – по-моему все понятно. Если с кассетой что-то не то – я от нее избавляюсь. Огромное количество приличных кассет люди отдают на гаражных распродажах или продают коробками за символическую цену. Среди них обязательно будут отличные экземпляры, поэтому потенциально проблемные или травмированные кассеты я больше не держу.
Почему кассеты только на 90 минут? Все просто, это была самая распространённая длительность для кассет без записи, у таких кассет были самые массовые тиражи и соответственно под такую длительность были отлажены и оптимизированы производственные процессы и оборудование. У таких кассет, как правило, надежная и крепкая лента. И именно с этой длительностью прекрасно работают все деки – как постарше, так и поновее. Кассеты менее 90 минут я принципиально не беру, потому что при сходных с 90минутными кассетами габаритами они вмещают на 30 минут меньше музыки. Принцип простой – кассеты для меня, а не я для кассет, не очень хочется бегать к деке и переворачивать кассету и не хочется заполнять комнату дополнительными предметами.
По этой же причине я не беру и кассеты со всякими экзотическими длительностями. Например, одно время на излёте популярности кассет были предложены кассеты для копирования CD на 74 минуты. Увы, несколько таких кассет показали у меня не самые высокие результаты, и я их избегаю в том числе и потому что они меньше, чем 90 минут.
Отдельно упомяну кассеты на 100 или даже на 120 минут. К сожалению, выяснилось, что при длительной эксплуатации тонкая лента некоторых таких кассет может растягиваться, а если у деки мощные моторы – такая пленка при перемотке и резком стопе может со временем даже порваться. Самое же неприятное – тонкая лента может запутываться в ЛПМ деки, после чего мало того что кассета приходит в негодность, так еще и деку нужно после это чистить. Короче, я лично считаю надёжность таких кассет довольно низкой. Чисто в экспериментальных целях я держу одну 100 минутную кассету и только из-за того, что я неоднократно её испытывал на разных деках и при этом она показала неплохие результаты и поэтому она осталась у меня жить.
НЕТ КАССЕТНОМУ ЗООПРАКУ
Я безжалостно избавился от всех кассет на «четверочку» и ниже. У меня остались только кассеты, которые без проблем калибруются, механически безупречны и изготовлены производителями с проверенной высочайшей репутацией с бескомпромиссным, проверенным временем качеством. Я держу кассеты только трех производителей это:
TDK
Maxell
Sony
Друзья, я понимаю, что этот список может не соответствовать вашему. Более того, я могу допустить, что вы делали какие-то замеры и выяснили, что некая модель кассет BASF бьет по параметрам всех остальных. Мне все равно, я кассетами пользуюсь не из-за их замеренных параметров, а лишь по причинам, которые я изложил выше.
Я оставил себе кассеты TDK только второго типа, то есть с лентой с покрытием диоксидом хрома. Модели TDK SA и TDK SAX. Эти кассеты стоили недешево, но я их в свое время купил достаточно и они до сих пор со мной. Так что писать все еще есть на что. Качество их магнитного слоя довольно высоко для того, чтобы перезаписывать их несколько раз если вдруг что-то записанное мне надоест.
Maxell – прекрасные кассеты, порой мне кажется что запись на них ложится чуть получше чем на TDK, во всяком случае иногда создается такое впечатление что запись на них звучит несколько сочнее, но это могут быть лишь игры разума с самовнушением. Я тоже держу только Maxell второго типа.
И, наконец, Sony. У меня есть несколько экзотических моделей кассет Sony которые мне просто нравятся, они очень хорошо прописываются и их механизмы и материалы превосходны.
Все мои кассеты перечисленных марок были выпущены для западного рынка и имеют мало общего с теми моделями, которые массово продавались в 90х и 00 годах в странах бывшего СССР. Как видим, правила у меня строгие, зато эти кассеты без проблем калибруются и отлично пишутся на моей деке TEAC V6030, не говоря уже о моих более простых деках без калибровки. У меня достаточно отличных кассет, которые подобраны по изложенным правилам, и я не планирую более покупать кассеты, для меня это бессмысленно. Мне хватает того, что есть.
Ото всех остальных кассет я без сожаления избавился. Сюда вошли помимо всякого мусора и такие гранды как BASF, Philips, JVC, Denon, AGFA, не говоря уже о всяких корейских штучках типа кассет GoldStar и других.
Мне не нужна тысяча кассет, мне нужно лишь несколько десятков которые будут прекрасно работать и обеспечивать уровень качества записи, который меня устраивает и к которому я привык.
Да, есть несколько коллекционных кассет которые я держу чисто для того, чтобы делать ролики вроде этого, или они живут у меня в качестве сувениров, или просто потому, что мне нравится их внешний вид. Кстати, кассеты с маленькими катушечками – например тот же TEAC Studio 52 сегодня стоят каких-то баснословных денег, запись на них ложится хорошо, но они редки и сегодня стоимость запечатанной кассеты этой модели достигает НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН долларов. Дюжина таких кассет и у вас практически отпуск «Всё включено» на райских тропических островах, так что покупать их сегодня для каких-то серьезных целей я бы не стал. То же относится и к кассетам 4 типа. Стоят они значительно дороже младших типов, а вот прирост в качестве записи на эту же сумму не происходит. Так что, спасибо большое, мне хватит, я и на хром попишу.
Чистящие кассеты
В арсенале кассетчика неплохо иметь так называемые чистящие кассеты. Бывают ситуации, когда в силу технических решений или из-за дефицита времени нужно быстро почистить головки кассетника. Особенно остро такая проблема стояла в автомобильных кассетниках – зачастую добраться до головок там не так просто, поэтому чистящая кассета порой могла быть единственным спасением (ну кроме полной разборки).
У меня имеется несколько чистящих кассет. Причем у каждой из них есть свои уникальные фишки.
Первой в списке тут заслуженно идет чистящая кассета Maxell выпущенная в 2002 году. Это кассета длительностью одну минуту, причем рабочая сторона у нее только одна, переворачивать ее, согласно инструкции изготовителя не рекомендуется (после окончания сеанса чистки – ее нужно отматывать назад). Помимо того, что это самая новая чистящая кассета в моем распоряжении – она помимо очистки головок обладает способностью демагнетизировать головки кассетника, что в общем-то неплохо. Насколько хорошо она это делает – я не знаю, этот функционал заявлен производителем, однако раз в полгода я ее прогоняю на всех трех моих деках.
Вторая кассета – это чистящая кассета Zenith. Длительность ее бесконечна, ее катушечки будут крутиться пока ее не выключишь. Ее преимущество в том, что на чистящие подушечки можно залить прилагавшуюся чистящую смесь и полировать поверхность головок пока не надоест. К сожалению комплектная жидкость давно кончилась, поэтому я использую либо изопропиловый спирт, либо смесь – это 50% раствор спирта в дистиллированной воде. Этой кассетой я пользовался при завершающей операции при очистке сильно загрязненных головок. Но в последнее время ко мне таких аппаратов практически не поступает, так что я ей пользуюсь все реже.
Третья кассета – снова Maxell. Классическая чистящая кассета из 80х. Сколько она отслужила я не знаю, но пока держу по инерции, хотя она мне уже не особо и нужна.
Ну с кассетами вроде разобрались. Остались риторические вопросы. Зачем вообще вся вот эта возня?
За тем же, для чего и все остальные хобби – это безобидное медитативное занятие, которое просто скрашивает наши будни, дает положительные эмоции от любимой музыки и дарит приятные воспоминания. По-моему, это очень достойные причины.
И что же друзья делать таким энтузиастам как мы?
Да в общем-то ничего. Заниматься любимым делом и избегать стресса. Никто не может заставить нас перестать играться любимыми игрушками и записывать себе сборники каких-то понравившихся вещей. Это просто хобби.
Если что-то осталось без ответа – не обессудьте, есть супер-эксперты (почитайте хотя бы комментарии к моим роликам 😊) и адресуйте свои вопросы им.
Вот, собственно, и все. Что еще сказать напоследок? Это, пожалуй, мой заключительный выпуск о компакт-кассетах и о кассетных деках. Никаких поступлений такой аппаратуры у меня больше не планируется. Я рад, что кассеты были в моей жизни. Они были со мной в самые радостные и самые тревожные дни моей молодости. Сегодня есть масса других способов звуковоспроизведения, но мало что в нашем хобби сегодня может обрадовать нас так, как радовал процесс срыва целлофанчика с запечатанной коробочки и запах новенькой кассетки )))
Всем не сломленным и сопротивляющимся всеобщей цифровизации – честь и хвала
Тематические ролики:
Этот ролик:
Кассетный ренессанс (отменяется)
Аудио на Видео – лучший нецифровой звук. Пишем на видеокассету.
Самые-самые кассетники
(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: https://revintages.com/goodbye_cassette/
Практически во все времена существования хай фай техники производители делали попытки создать устройство, в котором была бы возможность уместить и проиграть максимальное количество носителей. Такие попытки делали многие, в их...
Друзья, это скорее всего заключительный ролик из серии лобовых сравнений акустических систем различных моделей. Такое сравнение не рассчитано на точные лабораторные результаты, главная цель - получить представление, о том, подача...
( Photo Credit – Nagra) В 1943 году голландец ван Меегерен умудрился продать Герману Герингу поддельную картину Вермеера — «Христос и судьи». Нацистская шишка заплатила за нее баснословную сумму, речь...