В 1943 году голландец ван Меегерен умудрился продать Герману Герингу поддельную картину Вермеера — «Христос и судьи». Нацистская шишка заплатила за нее баснословную сумму, речь идет о миллионах. Подлинники Вермеера считаются мировыми шедеврами, и хотя Вермеер писал повседневную жизнь – он изображал ее очень искусно. Его прозвали “Мастером света”, потому что он смог в совершенстве овладеть до того неизвестными приемами в живописи, передать в деталях танец естественного света на ткани, коже, металлических поверхностях и других объектах, не теряя при этом живости и деталей фактуры. Герои его картин были выписаны живо и с особой теплотой, при созерцании его полотен появляется некое ощущение доверительного личного контакта с изображенными персонажами. Понятно, что писать поддельного Вермеера была задача не для ординарного человека. Ван Меегерн приложил немало усилий и времени чтобы уравняться с великим живописцем по крайней мере копируя его картины. самое интересное что ему это удалось и он продал несколько своих подделок.
Теперь посмотрим на вот этот великолепнейший снимок. Я сделал его в Национальной Галерее США в Вашингтоне. Чести быть выставленным в Национальной Галерее удостаиваются настоящие шедевры, там огромная коллекция классических живописцев, включая Вермеера, Рафаэля, Арчимбольдо и Рембрандта и других гениев. Вам не кажется что здесь есть некоторое противоречие?
Два куска крашенного холста выдаются нам за произведения современного искусства? И что, серьезно какие-то эксперты признали их шедеврами? А при чем тут цены на аудиотехнику? Ну простой ответ – потребителя сегодня пытаются убедить, что современная аудиотехника – это Вермеер или хотя бы его подделки, а на деле же оказывается, что это две полоски парусины рационально покрашенные валиком.
Как я пришел к такому выводу? Все просто. Устройства воспроизведения звука серийно производятся уже более сотни лет, при этом стоимость блочных компонентов только растет. В пику этой тенденции посмотрим на развитие телевизоров. Первый плоский плазменный телевизор я увидел в продаже в 2002 году и стоил он 8 тысяч долларов. Сегодня плоские телевизоры размерами с небольшой ковер можно купить за пару тысяч, при этом качество картинки неимоверно выросло. То есть у нас налицо потрясающий, стремительный прогресс. Точно такой же прогресс был и в аудио, но он уже давно прошел. В результате конкурентной борьбы были достигнуты серийно воспроизводимые параметры аудиотехники, которые превышают возможности слуха человека. Дальнейшее их улучшение все еще регистрируется измерительными приборами, но на звучание в слышимом нами диапазоне практически не влияет. Уже многие десятки лет фирмы-производители без особых усилий могут массово штамповать технику с достойным звуком и более чем достаточными характеристиками. Самое главное – не только с достаточными, но и с заданными характеристиками. Однако, в какой-то момент алюминий вдруг стал драгоценным металлом, “бескислородная медь” – космической технологией, а деревянные корпуса из экзотических пород исчезающих деревьев стали вносить фирменные акценты в звучание акустики. Если что – это была ирония. Но если это многие понимают, то почему ситуация не меняется? Тут есть много факторов, среди которых и влияние явных проходимцев и мошенников (вспоминаем подделки Вермеера) и конечно вездесущие маркетологи (вспоминаем худсовет Национальной галереи, которая причислила две полоски к шедеврам и пытается нас в этом убедить). А также неиссякаемое желание продать потребителю якобы новые достижения снова и снова.
Но хватит общих слов. Давайте посмотрим на конкретику. Хороший пример – техника фирмы Nagra за десятки тысяч евро за компонент. Канадский Simaudio не так безумен, но тоже пошел в отрыв – компоненты за 8-10 тысяч долларов для них уже даже не то что предел, а уверенный старт… А ведь сходный звук можно получить и за гораздо меньшие суммы, особенно если довести до ума технику прошлых лет. Интересная дискуссия получилась у меня с одним зрителем. Он пришел к выводу, что CD проигрыватель NAGRA – это выдающийся аппарат за свои немалые деньги, позволяющий к тому же еще и реально сэкономить, отказавшись от покупки более дорогих блочных аппаратов. Он так же согласился, что аппараты за 10000$ и за 6000$, формально могут воспроизводить “сходный звук”. Но только реально пожив с ними, можно вникнуть в тонкую разницу. Все логично, да, скорее всего тонкая разница где-то есть, и легко регистрируется в лаборатории, но честно говоря для меня это звучит не убедительно, увы.
У меня лично не было возможности пожить с Награ хотя бы месяц. Было мимолетное знакомство в Германии. Потом на фоне этого были вдумчивые прослушивания Wadia, Esoteric, Audio Note и других. Как я себя ни убеждал – в их звуке я особого вау-эффекта и драматичной разницы с менее дорогими изделиями не обнаружил. Сегодня примерно так же звучит качественный стриминг от Тидала через какой-нибудь средний Лингдорф. А если к этому всему добавить, что в CD плеере звучит не “пикап механизм” или транспорт, а ЦАП – картина становится еще более удручающей. Кто смотрит мой канал давно знает, что я проводил несколько сравнительных тестов звучания ЦАПов и ими я уж наелся досыта. Мне больше не интересно слушать многочасовые выкладки и доказательства, того что цап Meitner первой редакции до сих пор стоит 3000 долларов, на мой взгляд это лишь “стоимость легенды”, а звук не хуже выдают и более дешевые оппоненты. Более того, в моем тесте ЦАПов среди именитых моделей участвовал и встроенный в материнку обычного компьютера ЦАП, и многие разницу между этим копеечным Realtek’ом и ЦАПом Luxman за 2000 долларов не заметили. Так и с Nagra. Мне тяжело оправдать цену их проигрывателя CD, я просто не знаю что там можно оценить в 10к евро.
Одним из подходов, используя который можно понять ценность изделия – это сравнительный опыт. Можно сравнивать с одноклассниками, можно сравнивать с менее, или более дорогими моделями. Но для меня это всегда было сравнение качества воспроизведения, а не визуальный осмотр начинки на предмет драгоценных артефактов. Как это происходит в моем мире: сначала я вижу аппарат и думаю, что передо мной шедевр. По крайней мере визуально. Потом мне удается его послушать. Сравнить с конкурентами, которые звучат не хуже. В результате некоего недоумения я начинаю рыть вглубь. При изучении NAGRA выясняется, что там стоит обычный серийный пикап от Philips к которому NAGRA прикрутила броский “антивибрационный” обвес и прижала своим эксклюзивным клэмпом. Да, ради справедливости добавлю, что используемый там транспорт Philips CD Pro 2 M – пожалуй лучший для своего времени, штатно у него верхняя загрузка, а в NAGRA он работает с фронта.
Кому интересно – ссылка на статью про этот транспорт:
Корпус сделан так, что бы даже при работе в цеху штамповочных прессов воспроизведение цд диска было идеальным. Хотя я уже давно забыл, когда я видел ошибки чтения при граблении программой EAC нескольких тысяч дисков, которые я копировал для своей фонотеки. При этом я делал это на обычном приводе для компьютера. Дальше. Бортовой ЦАП может работать с сигналом разрядностью 24 бита? Это для чего, для апскейла? Это точно согласуется с понятием ТОЧНОСТИ? Ведь стандард red book компакт диска оперирует только с 16битным сигналом. Ладно, это я просто придираюсь. Если честно – я просто ожидал, что за такую сумму NAGRA продемонстрирует некий легко регистрируемый абсолют – я не знаю, ну хотя бы
- неимоверную детальность и воздушность подачи, от которых не устаешь и хочется парить
- или за такую цену ожидался хотя бы встроенный телепортатор с генератором оргазмов
Но ничего этого нет, а есть лишь СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ. Который у каждого свой. И при котором может выясниться, что у менее дорогих моделей с менее “изощренной” легендой (у НАГРА – основная легенда – это “репортерские” аппараты для самых суровых условий репортажной записи) звук может быть интереснее. Здесь у меня к сожалению моментально включается критическое мышление и сразу вспоминается прекрасный пример из другой области – кварцевые часы.
Посмотрите на эти прекрасные экземпляры уходящей натуры – наручные кварцевые часы на батарейках. Некоторые из них стоят несколько сотен а то и тысяч долларов. А некоторые можно закупать в магазине “Все за доллар” ведрами.
При этом и самые дорогие кварцевые часы и самые дешевые показывают ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ, с точностью, которая в разы превышает потребности обычного человека. К тому же, самые дорогие механические часы достичь сравнимую с кварцевыми точность просто не в состоянии. Самое забавное в этой ситуации то, что в мире есть всего несколько производителей кварцевого механизма, и эти фирмы выпускают их массово. При этом стоимость самого совершенного “голого” механизма для батареечных кварцевых часов не превышает и сотни долларов. Так вот, даже те люди, которые об этом знают – все равно покупают такие часики. И они прекрасно отдают себе отчет, что их кварцевые часы за 2k евро показывают то же самое время, что и часики за 30 долл. Некоторые люди покупают дорогие кварцевые часы по причине, как они думают эксклюзивного дизайна, “легенды” или “корпуса из металла затонувшего Титаника”, ремешка из аллигатора или из-за обвеса брюликами с платиновыми логотипами модных брендов…
И только самые честные – их покупают потому, что именно эти часы их РАДУЮТ.
Пожалуйста, вдумайтесь в эту фразу. Многие решения в нашей жизни мы точно так же принимаем, не исходя из практичности, а потому что нам так нравится. Это нормально. И я радуюсь вместе с такими людьми, потому что так мы все становимся ближе к гармонии. Самое главное – это не врать самому себе, что лунный камень в материале конденсаторов рельефнее очерчивает звук контрабаса.
Собственно, что я хотел сказать. Я очень уважаю людей, которые могут позволить себе технику уровня Nagra или Audio Research. Особенно если эта возможность получена в результате кропотливого честного труда, который для состоятельных покупателей нивелировал цену, состоящую из многих нулей до уровня абстракции. К сожалению мой мир никак не пересекается с ними, потому что я еще не решил свои земные проблемы.
Вернемся к аудио. В цифре “качество звука” уже совершенно не фактор даже начиная с 500 долл для ЦАПов и 1000 долл для проигрывателей компакт дисков. Ну а фактор “потому что радует” – здесь не имеет верхнего предела вообще. И я это пишу не для владельцев плееров Nagra или McIntosh, им эта мышиная возня неинтересна. А для тех, кто только присматривается и считает дензнаки. Поэтому, перефразируя себя самого – в цифровой технике я конечно смогу увидеть шедевр, но в 99% случаев им окажутся “кварцевые часы”. А вы уже знаете, что точно такую же регистрацию времени можно получить в гораздо более скромном бюджете.
Теперь о самом главном. Вот что я наблюдаю сегодня в ценах на аудиотехнику.
Необходимый уровень качества аппаратуры, при котором мы можем получить отличный звук, который будет удовлетворять всем требованиям hi-fi качества все еще можно купить.
Прагматичный потолок цен при этом на мой взгляд таков:
- для полных усилителей – до 3000 долл
- ЦАП – до 500 долл
- Акустика – до 5000 долл
- Провода – ну это вообще дискуссионная тема, но назову минимальную сумму в 50 долл
Источники я даже не рассматриваю, потому что любой 5-летний или поновее нотбук вместе с ЦАПом – это уже полноценный источник, на котором можно проиграть самые новые и изощренные аудиофайлы без потерь млм просто стримить контент потоковых сервисов. Такой нотбук уже как правило есть во многих семьях и доступен он даже студентам.
Техника, которая стоит дороже – не привнесет в звук НИЧЕГО принципиально нового. А лишь отъест деньги за “легенду”, брэнд и “золотое напыление”. Поэтому ее я отношу к категории “взял потому что РАДУЕТ“. Кстати, даже многие владельцы премиального хай-энда не могут рационально описать разницу в ощущениях. После 10 тыщ долларов за компонент все высказывания сводятся к тому, что вот тут вот живенько так искрит, а здесь чото-то как-то подуставшее такое… При этом владельцы традиционных hi-fi систем очень точно и детально могут описать различия в звучании при переходе систему с условным ценником в 2 тысяси долларов на систему обзей мстоимостью в 5 тысяч. ну а начиная с определенного уровня, скажем 10 тыс за систему – переход на аситему в два раза дороже может вообще не дать ощутимого прироста в качестве звучания. Почему? Подумайте об этом…
Особо отмечу цены на вертушки, звукосниматели и фонокорректоры. Поскольку это все “святой православный аналог” – то цены здесь сегодня просто оторваны от здравого смысла, но при этом каждый энтузиаст находит что-то свое и может вполне трезво оправдать покупку тонарма за 3 тысячи или иглу за 800 долларов. Здесь мне минимальный необходимый уровень качества привести довольно сложно, но если не вдаваться в эзотерику то современную достойную вертушку минимально необходимого качества можно купить за 1000 долларов, а дальнейший рост переходящий в категорию “ПОТОМУ ЧТО РАДУЕТ” точно также летит в стратосферу и на орбиту прагматичности уже не возвращается.
ВНИМАНИЕ ВОПРОС. Откуда взялись эти цены? Ну если хотите – с потолка. А если серьезно – то после перебора и личного знакомства со многими экземплярами, после которых у меня и образовался тот самый “сравнительный опыт! А еще понять сколько стоит аппаратура с минимально необходимым качеством звука можно посмотрев на стоимость профессиональной техники.
Давайте посмотрим, что сегодня предлагается творцам.
Обратите внимание. Ведь эта техника производится для того, чтобы СОЗДАВАТЬ музыку, неужели творцы будут использовать инструментарий с компромиссным качеством? Нет. Только высшее качество и совместимость с общепринятыми промышленными стандартами. При этом каждый потраченный дензнак идет в функционал, а не в “аудиофильские предохранители” и ручки из 24 каратной бронзы.
Да, несколько спартанский дизайн, но и нам в первую очередь нужен звук.
Да, еще одно драматичное дополнение. Возможно даже самое главное – профессиональная аппаратура создается под заведомо известные ОПРЕДЕЛЕННЫЕ требования. Это большой сюрприз для тех, кто верит в “технологическую удачу” и “особый путь” некоторых фирм-производителей. Как я уже говорил – все уже давным давно в схемотехнике известно, никакие “особые пути” не приносят прорыва в звуковой подаче и самое главное – любой, даже хитро окрашенный звук можно ПОВТОРИТЬ серийно без конского ценника и “волшебных технологий с марса” и лунного камня.
Тут мне сразу вспоминается история про
Боба Карвера и его роковое пари с редакцией журнала Stereophile. Инженер Боб Карвер заявил что может повторить звук любого усилителя на выбор редакции. По условиям пари Боб не знал марки и модели эталона, не мог к нему подходить и прикасаться, а мог только слушать. Боб воспроизвел звук предложенного образца за 48 часов, при этом его расходы были почти на порядок меньше, чем стоимость эталонного усилителя. Это пари заставило сильно попотеть производителей премиальной техники и наглядно продемонстрировало разницу между подходами “минимально необходимо” и “потому что радует”. Кому интересны детали – заходите на мой сайт revintages точка ком – я там описываю детали этого пари и раскрываю марку усилителя – эталона.
Друзья, большое спасибо что дочитали до этого места. Я ни в коем случае не критикую выбор состоятельных людей. И не превозношу выбор людей прагматичных. Более того, я скорее всего сам применяю подход “что бы радовало”. Главное – это гармония. Подкрепленная критическим мышлением. Желаю, чтобы возможности вашего кошелька совпадали с возможностями вашего слуха.