Помните, я уже показывал колонки Stereo Voice? Достались они мне в нерабочем состоянии, и я на протяжении нескольких выпусков показывал что я с ними делаю.  Вот тут несколько роликов с процессом:


В какой-то момент мне снимать видео процесса восстановления стало не с руки поэтому я вам я вам теперь показываю конечный результат.

Что сделано:

  1. Обновлен и оживлен экстерьер – я зачистил ящики и слегка освежил морилку. В одной колонке пришлось перешпонировать верх.
  2. Внутри ящик усилен дополнительными ребрами  жесткости , свободный объем заполнен акустическим наполнителем. Все это благотворно сказалось на басе.
  3. Все динамики были тщательнейшим образом протестированы и там где нужно – проведено необходимое обслуживание. В результате выяснилось, что один среднечастотный динамик CS53 вышел из строя, и на замену была подобраны пара новых, близких по параметрам динамиков которые были вложены в свои специально изготовленные индивидуальные стаканы. Пара высокочастотников
    AD162-T15 от фирмы Philips, которые были опознаны зрителем канала – спасибо Роман Прохоров – оказалась полностью работоспособной и осталась в колонке.  Так же остались в ней жить и оригинальные 12 дюймовые басовые динамики 12AS.
  4. Пружинные терминалы для крепления внешних акустических проводов представляли собой жалкое зрелище и были заменены на новые и современные терминалы, с которыми можно использовать разъемы банан или резьбовое соединение.
  5. Практически все шурупы крепления были со следами ржавчины, они все были заменены, также целмкои заменена внутренняя проводка.
  6. Самое главное – мой компаньон Саша проделал отличную работу по снятию характеристик и по последующему расчету и изготовлению пары кроссоверов. Эти кроссоверы были рассчитаны и изготовлены с учетом новых динамиков, а также с учетом его представления о звуке. Так что тут конечно есть авторская составляющая, которая возможно кому-то не понравится.
  7. Подставки. В самом конце чтобы еще более улучшить потребительские качества я сделал еще авторские подставки. Получилась какая-то завершенная конструкция, баса правда стало на толику меньше, но он стал потуже и сцена получилась значительно более разборчивее. Все вместе в моих глазах смотрится весьма гармоничнои составляет вполне себе джентльменский ансамбль.

Почему “самопал”?

Почему я называю эти колонки “самопалом”? Происхождение их еще до сих пор не совсем понятно. В интернете я нашел несколько противоречивые сведения, что дескать некоторые магазины во времена расцвета аудио могли позволить себе небольшие производства по сборке колонок и выпускали их под маркой своего магазина. В частности, утверждается, что был в столице Онтарио магазин Toronto Hi-Fi в конце 70х, и что дескать этот магазин  мелкосерийно производил и продавал такие колонки под маркой
STEREO VOICE , MODEL QT-XLII

Другие источники говорят, что такие магазины продавали  колоночные конструкторысделай сам со всеми комплектующими и покупатель их собирал самостоятельно. Не знаю какая версия тут более правдоподобная, в любом случае от условного оригинала тут остался ящик, который подвергся модификации, высокочастотники и басовики, а все остальное было заменено. Как я уже говорил работа оригинального кроссовера нас не устроила и он был полностью пересчитан и переделан в соответствии с нашими индивидуальными предпочтениями.

Что имеем в результате:

При довольно скромных временных и материальных затратах мы получили шикарный результат, который и звучит и выглядит сообразно нашим представлениям. Похож ли он на детскую самоделку? возможно да. но я видел и гораздо более скучные фабричные ас.хорошо ли они звучат? это вопрос предпочтений Я уже опубликовал сравнительный ролик где в лоб сравнивается звучание этих самоделок и всенародно известных мониторов от фирмы  Ямаха. по характеру комментариев абсолютной победы Ямах не чувствуется, многим подача наших самопалов пришлась по душе.

Кстати, под этим роликом я получил несколько колких и едких комментариев по поводу того, что мол дескать звучание отстойное и это звучание для глухих и так далее. Я давным давно занимаюсь аудиотехникой и вы знаете вам просто нужно научиться быть терпимее.  Я встречался со многими на первый взгляд странными людьми, которые накупали гору дорогущей аппаратуры и слушали при этом на ней MP3; или например наоборот покупали кучу специально подобранная аппаратуры и обязательно к ней требовали эквалайзер на котором выстраивали крыло ласточки. Поймите одну простую вещь:
Эту технику люди покупают для своего собственного удовольствия в соответствии со своими представлениями о прекрасном и о звуке в частности, и то что это не нравится вам или то что вы считаете это неприемлемым – на их картину мира это совершенно не влияет.

Почему потому что человек это делает для себя для своего представления о том как и что должно звучать поэтому такие колкие замечания для меня более не более чем смешны и и говорят только лишь о том, что вы не нашли свою внутренюю гармонию и покой. Либо у вас банальный недостаток воспитания. Это то же самое, что прийти к кому то в дом и громко обсуждать вкус хозяина относительно интерьера и осуждать его выбор цветов обоев. Подумайте об этом. Когда мы говорим об индивидуальном вкусе – мы должны быть терпимее друг к другу и жить в гармонии. Звучание этих колонок сделано в соответствии с какими-то личными предпочтениями, правильные они или неправильные; нравятся они вам или нет; – это вторично. Главное, что человек достиг ОЖИДАЕМОГО результата,  результата которого он хотел, ТАК ЧТО ДАВАЙТЕ ЗА НЕГО ПРОСТО ПОРАДУЕМСЯ.

Я считаю, что авторская акустика это очень интересное и перспективное направление. Особенно, если конечный результат не смахивает на поделку с уроков труда и звучит сообразно вашим ожиданиям. Для этого конечно нужны навыки владения столярными инструментами, а также владение математическим аппаратом расчетов электрических схем и многих других знаний из смежных дисциплин типа психоакустики и радиоэлектроники. Вопрос стоимости тоже стоит весьма остро: если мастер с именем то его рабочее время как и продукция будут стоить дорого. Скорее всего истина лежит где то посередине – индивидуальная доработка , может быть даже очень радикальная доработка фабричных колонок и настройка их звучания под себя порой может слишком затянуться, а поиск идеала оказаться бесконечным…
Для кого то эта возня вообще не стоит времени и сил – пошел и купил, то что есть.

Я наблюдаю два взамиисключающих подхода

  • “только авторская акустика удовлетворит мой вкус”
  • “только фабричная ибо остально аматорская кустарщина”
Если посмотреть на акустику недавнего прошлого, а именно на то, что мы сегодня называем винтажем – то мы увидим полноценные корпуса из дерева, тщательно изготовленные и рассчитанные, без всякой экономии размеров и чудовищного минимализма. Чего стоят хотя бы Танной , JBL или мой любимый Klipsch линеек 90, 80 и 70 годов. По чувствительности, линейности, динамике ничего подобного в разумном бюджете сейчас не производится. По сравнению с приведенными грандами можно высказать совершенно крамольную мысль – современная промышленность в части бытовых АС не развивается, а скорее всего деградирует. Несмотря на явный прогресс в производстве динамиков и широкои мспользовании компюютеров для расчета кроссоверов и фильтров что казалось бы должно резко улучшить потребительские характеристики – прорыва не происходит, в частности из-за примитивных корпусов в виде столбиков или мелких коробочек из прессованных отходов деревообрабатывающей промышленности.Текущая тенденция при производстве массовых колонок сегодня – это штамповать безликин –  ас, которые рассчитаны на работу в помещениях небольшого размера типа комнатушек в  малогабаритных квартирах. Поэтому вполне закономерна тяга к чему-то более проработанному и учитывающеиу индивидуальные вкусы со стороны более требовательнвх слушателей.
С другой стороны есть довольно радикальная противоположная позиция типа: “Я не возьму самодельные АС в принципе. Не важно, как они сделаны и какие комплектующие использованы при их сборке. Потому, что не знаю кто их  делал и как. Я буду скорее  ДОВЕРЯТЬ, промышленной сборке, поскольку там имеется хотя бы зачаточная культура производства и откалиброванные инструменты”.  Понятно, что и в этом случае качество сборки может быть дискуссионным , и там тоже могут быть дефекты и даже брак. При этом однако качество будет более предсказуемое и риск получить проблемы скорее всего ниже, чем при кустарном производстве.

Резюмируем:

Преимущества самопала:
  • возможность подгонки звучания под себя
  • возможность изготовления нужного конструктива под определенное помещение, включая и габариты корпусов и их внешний вид
  • возможность использования материалов и комплектующих более высокого качества, чем у массовых моделей
  • в некоторых случаях можно добиться желаемого звучания с меньшими затратами, но как показывает практика во многих случаях это не так

Недостатки самопала
  • почти невозможно продать (это как продавать индивидуально подобранные очки с диоптриями) или невозможно продать по цене оправдывающй усилмя по построению
  • доведение самодельных ас до ума может растянуться по времени и влететь в копеечку
  • мы не можем быть профессионалами во всех сферах производства. даже в таком простом случае как здесь наши функции разделились – мой компаньон занимался электронной начинкой а я внешним видом. для кого-то это может быть непосильной задачей и изделие вообще не будет завершено
Для меня лично самым впечатляющим примером самодельная акустики это была акустика мелкосерийного производства под маркой R2R.

Я познакомился с этой акустикой благодаря личному знакомству с ee автором. Кстати об уровне акустики говорит тот простой факт, что она была представлена на хорошо известном сайте 6moons. Эта акустика показала совершенно потрясающий результат звучание за счет применения особых материалов и использование щитовой конструкции и однополосного динамика. Я бы очень хотел пользоваться такой акустикой, но к сожалению ее стоимость выше моих возможностей. К тому же у этой акустики есть несколько серьезных ограничений, которые не совсем стыкуются к моему образу жизни. Например:
  • 1) она требует очень точной установки и настройки производителям
  • 2) эту акустику нельзя слушать фоне нужно находиться в совершенно определенной точке и не выходить за пределы области наилучшего стереоэффекта
  • 3) наконец последнее – стоит она весьма приличных денег и для меня лично приобретение такой акустики не представляется возможным
В любом случае друзья, главное чтобы вас радовал результат, а так же важно как вы к нему придете – главное все делать с любовью и обрести дзен.

Тематические ролики:

Этот обзор:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/samopal/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *