Привет друзья, в 1993 году я спорил со своим другом из Голландии – какая группа сможет собрать стадион в Амстердаме. Я тогда был фанатом Depeche Mode (впрочем остаюсь им и сейчас) и без обиняков сказал, что вот например Депеша без труда соберут стадион. Мой друг тогда покачал головой и сказал, что дескать ты не знаешь местных реалий и вообще ты отстал от жизни. Немного подумав, он сказал что если кто и соберет стадион – так это Роллинги или… Или ZZ Top. Потом наш спор вышел на новый виток и мы начали спорить, куда придет больше народу если в городе одновременно будут давать концерт Депеша и названные соперники. Я был абсолютно уверен, что победят Депеша, а на Роллингов пойдут одни динозавры. Мой друг этот довод парировал тогда чем-то вроде “Да кому нужны эти твои звуки из телефонной трубки”? Меня это тогда слегка царапнуло, но история на этом не закончилась.
В 2017 году мой самый близкий друг предложил съездить на концерт Depeche Mode который тогда должен был состояться где-то в Великобритании. После некоторых раздумий я отказался. Мало того, что для меня лично DM считался сугубо студийной группой и на ряде альбомов мне категорически не нравился сырой, подсевший и порой не попадающий в ноты голос Гаана – основная причина была в другом. Причина, которую я озвучил, заключалась в простом тезисе “время не вернуть назад”. Основанная в 1980 году группа на тот момент существовала уже почти 40 лет, ну если быть точным то 37. Я подумал, что мне было бы больно смотреть на стареющих кумиров юности и осознавать при этом, что так же стареем и мы. Я не хотел увидеть дряхлеющих, но молодящихся музыкантов, потому что побывав ранее на других концертах гаснущих рок-звезд прошлого я порой видел жалкое зрелище. Я думал тогда, что уж пусть лучше Депеша останутся в памяти молодыми парнями с невероятно новаторской музыкой и что скрывать – очень запоминающимся и крутым для своего времени сценическим образом. Я не хотел бы увидеть разрушенных алкоголем и веществами, дрожащих от Альцгеймера музыкантов, точнее даже не музыкантов, мне казалось что это будут лишь их бледные тени…
Эти аргументы моего друга тогда знатно удивили, но как выяснилось – особо не смутили. В январе 2024 года он снова повторил попытку во время нашей встречи… где? Разумеется, в Амстердаме. При этом мой товарищ до последней минуты хранил интригу, и наотрез отказался говорить куда мы идем. Я знал, что мы идем на концерт, но только когда мы уже шли к нашим местам я увидел огромные экраны с названием Depeche Mode.
Володя, ДРУЖИЩЕ, СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ЭТОТ незабываемый ПОДАРОК!
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КОНЦЕРТА
Вопреки всем моим худшим прогнозам – концерт был просто потрясающий и превзошел мои даже самые смелые ожидания. Конечно, и Дейв и Мартин уже далеко не мальчики. Они зрелые люди, которые всякого успели повидать и испытать, но при этом все еще энергичны и бодры, да так что без труда зажгли огромную арену Ziggo Dome, которая была полностью заполнена, а это 17 тысяч мест. Я не знаю, были ли в тот день еще другие концерты, но про себя я подумал – а повезло бы так сегодня Роллингам или ZZ Top?
Кто сегодня все еще стоит перед дилеммой идти на концерт Depeche Mode или нет – я отвечу – идти обязательно. Дейв старается и выводит все вокальные партии, группа несмотря на потери все еще в отличной форме и выкладывается на 101 процент предлагая прекрасно отстроенный и при этом нетравмирующий громкий концертный звук и великолепное световое сопровождение.
СУБЪЕКТИВНЫЙ И ПРЕДВЗЯТЫЙ РАССКАЗ
Друзья, в наш век непросто иметь одну самую любимую группу. Сложно себя ограничивать и загонять в рамки, поэтому вполне логично, что у меломанов много любимых групп. Depeche Mode у меня не только любимая, в моем мире она занимает особое место. Сформулировать “почему” в одном предложении не получится, поэтому рассказ будет длинным. Сразу замечу, что это не официальная история группы и не пересказ официальной дискографии. Уже все давно знают, где можно ознакомиться с такими сведениями, ну а кто не знает – можно начать хотя бы с википедии. Так что многие общеизвестные факты я пересказывать не буду, а буду говорить только о своем личном слушательском опыте и своем восприятии музыкального материала группы. То есть приготовьтесь к длинному, очень предвзятому, субъективному и полностью авторскому изложению.
Да, рассказ о музыкальной группе без собственно музыки будет несколько странным, поэтому я сделал плейлист со всеми композициями, которые я упоминаю в своем рассказе. Композиции там расположены в том же порядке, в котором я их упоминаю у себя, так что все могут послушать то, о чем я говорю. А вот и плей-лист, запускайте его пока читаете этот пост.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Впервые я услышал DM в 1985 году. На компакт-кассете. Это невероятно, но мне в руки попала кассета с записью обычного эфира FM радиостанции в Нидерландах, где среди убойных шлягеров того времени затесалась песенка People are People. Тогда она не произвела на меня никакого впечатления, запомнился только необычный звук синтезаторов и механистичные машинные ударные.
Следующее и более плотное знакомство с DM состоялось 3 года спустя, когда мне друг дал послушать кассету с альбомом Music For The Masses целиком. Я слушал ее ночью засыпая в наушниках и в тот раз звучание альбома показалось мне очень мелодичным. Невероятно, думал я, так вот как бы мог звучать Kraftwerk, если бы в нем играли люди :-). Но в целом с первого раза “Музыка для Масс” меня не зацепила. Конечно, тогда я и подозревать не мог, что приобщаюсь к самому меланхоличному и тревожному саундтреку моей жизни, и конечно вряд ли я думал, что вот такой может быть музыка, иллюстрирующая так называемый “цивилизационный надлом”. Но уже тогда было понятно, что это что-то совершенно новое, тогда еще неведомое, сюрреалистичное и моментально уносящее слушателя за пределы реального мира.
ЛЮБИМЫЕ АЛЬБОМЫ
За свою карьеру DM выпустили очень много альбомов, но для меня интересен только совершенно определенный период – это отрезок между 1984 и 2001 годом. Мне не очень интересен период “поиска своего звука” в самом начале, ну а по итогу группа закончилась для меня в 2001 году с выпуском альбома Exciter. Все что они делали после Exciter меня почти не тронуло, скажу больше – это какой-то самоповтор, причем самоповтор не самых удачных моментов…
Если взять во внимание устоявшееся представление о материале группы у западной аудитории включая даже сегодняшнюю молодежь – там существует так называемая “золотая пятерка” альбомов, которая по канону начинается с
Some Great Reward
Далее следуют подряд еще четыре номерных альбома:
Black Celebration ->
Music For The Masses ->
Violator ->
Songs Of Faith And Devotion (SOFAD)
В этот период группа была на пике творческой формы и неизменно выдавала фундаментально новаторские альбомы, которые задавали тон всей индустрии, а некоторые из них просто обгоняли свое время. Они тогда нашли чудодейственный баланс между простым и сложным звучанием, их коллекция сэмплов стала ориентиром для многих саундпродюсеров, Гор отточил свои навыки написания пронзительных текстов а Гаан в тот момент имел здоровые и натренированные голосовые связки.
Я в принципе согласен с общепринятой золотой пятеркой, но по важности и степени почитания она у меня выглядит несколько иначе.
МОЯ ПЯТЕРКА ЛЮБИМЫХ АЛЬБОМОВ ГРУППЫ:
1. SOFAD – это абсолютный шедевр и пик карьеры группы как в музыкальном так и в концептуальном плане. К сожалению, превзойти этот пик Депеша более не смогли. Альбом вышел в начале 90х, а именно в 1993 году. Это было очень тяжелое время как для группы так и для меня – начало лихих девяностых, беспросветная, полная лишений жизнь, отсутствие ясных планов, суровые перспективы и выбитая из под ног почва. В те годы серьезно казалось, что пришло время когда “будущего нет”.
Показательной иллюстрацией к этой обстановке были звучащие в альбоме тревожные риффы и легли они тогда на мой слух очень органично. Так звучат тревоги человека, который переживает не только просто личную драму. Привычный мир рухнул, а новый сбил человека с ног, и этот споткнувшийся и заблудившийся человек пытается найти свой путь, и главное – найти самого себя. Кто этот заблудившийся человек и какой он путь искал – решайте сами, но тут важно понимать, что еще до создания этого альбома фронтмен Dave Gahan уже уютно качался на теплых волнах употребления веществ, что привело его к нескольким близким к смерти инцидентам. В 93 году прямо во время выступления у него случился инфаркт и группа доигрывала концерт без него. В 1995 он пытался покончить с собой, но двухминутная клиническая смерть настигла его в 1996 году в результате передозировки. Позже он открыто говорил о своих тревогах и переживаниях: “О, Боже, я умираю, моя дочь растет, но я никогда не увижу ее взрослой.” Еще годы спустя Дэйв прошел через реабилитацию и с тех пор стал активно поддерживать трезвый образ жизни, но те самые 90ые оставили на нем множество глубоких шрамов, как эмоциональных так и физических. Так что 90ые были для Дейва не только лихими, но и губительными.
Кто смотрел видеоклип на композицию I Feel You из альбома SOFAD наверняка запомнили темные и мрачные тучи. Вот именно такие символично проносящиеся тучи и проходят почти через все ключевые альбомы Депешей. В этом альбоме это даже не тучи, а знакомые многим рваные и и мрачные “вихри враждебные”
Но вернемся к альбому. Для меня лично каждая композиция в этом альбоме – это просто шедевр. Этот альбом мне так понравился, что я практически не раздумывая купил его виниловое издание сразу, как только оно появилось в Беларуси, где пластинку пластинку отпечатала какая-то не совсем понятная фирма. Пластинка со временем куда-то подевалась и много лет спустя я купил голландское издание 2007 года. Это новодел со скучным звуком, так что я все же предпочитаю слушать этот альбом с компакт-диска.
Мне не хотелось бы выделять какие-то отдельные треки, но отмечу интересную деталь – если даже в музыкальном плане какая-то композиция не так сияет, как другие – у нее обязательно будет убойный текст, и как правило с религиозным подтекстом. Конечно, это будет интересно не для всех, но если понимаешь английский язык понятно и о чем идет речь в композиции – это совсем другое ощущение от прослушивания.
Кстати, про религиозный подтекст – разбирая лириксы Депешей всегда натыкаешься на много интересных английских слов, которые звучат как термины дискретной математики и смысл которых сначала кажется очевидным, а на деле – это совершенно другие и обычно более глубокие и философские сущности. Ради интереса попробуйте например на досуге прочитать значения слов absolution и transgression.
2. MUSIC FOR THE MASSES
Второй альбом, который для меня очень долго был первым – это Music For The Masses. Этот альбом замечателен по многим критериям. Если SOFAD – это темная история, о запутавшемся и потерявшемся человеке, о его страхах и тревогах, то MftM – это гораздо более “легкий альбом” с флером юношеского романтизма, богатой мелодикой и весьма оригинальным для своего времени звучанием.И все это несмотря на напряженную атмосферу разгара Холодной Войны, о чем в этом альбоме нам напоминают несколько изящных штрихов.
Я не думаю, что это преувеличение, но в Советском Союзе Depeche Mode начался именно с этого альбома. Кто-то как и я что-то слышал от них раньше, но ни о каком внезапном массовом помешательстве до 1987 года да даже до 88 не могло быть и речи. А потом… Еще вчера это была электронная экзотика “Типа Крафтверк, только модное новье”, а сегодня кассетами обмениваются на лекциях в институте и ищут парикмахерскую, где можно постричься под «депешмод».
Мне лично этот альбом долго не давался, возможно он где-то был для меня слишком новаторским и я несколько раз его послушал без особого вовлечения хотя и отмечал для себя необычность звучания и музыкальных ходов. Однако помог случай – я пришел из армии и вместе со своими школьными друзьями, мы пошли в поход по реке в самую глушь белорусских лесов. Там случилось совершенно волшебная вещь – я лежал в лодке, она тихо проплывала мимо нашего лагеря где в это время с магнитофона негромко лилась мелодия Never Let me down again. Вокруг была абсолютная тишина, только я и небо а потом туда влились и раскатистые аккорды The things you said. Надо мной неспешно проплывали пушистые и обволакивающие облака, которые в альбоме SOFAD уже превратились в грозовые.
Я пронес это щемящее ощущение светлой надежды и единения с окружающей меня землей, водой и небом до сегодняшнего дня, это было просто невероятно. Только через несколько лет появилось совершенно точное описание этого состояния – “было хорошо было так легко, сброшен был аркан и куда шагнуть бог покажет путь”. Кто знаком со значением аббревиатуры ДМБ легко поймут то мое состояние. У меня больше нет второго альбома с точно такой же эмоциональной окраской.
Хочу поделиться еще одной находкой. Вы наверное знаете что такое “месса”. Во время мессы верующие молятся не просто как отдельные люди, случайно оказавшиеся в одно и то же время в одном храме, а как цельное сообщество, как часть вселенской Церкви. Так вот, если углубиться во все значения слова MASS в английском языке – выясняется, что это может быть и “народная масса”, а может быть и месса. Конечно, официальное название альбома – “Музыка для масс” – но теперь у вас есть еще и новое знание, которое несколько закрутило интригу 🙂
Самые показательные треки:
The things you said
Strangelove
3. VIOLATOR
У подавляющего большинства фанатов Depeche Mode альбом “Violator” считается блестящим триумфом и многими признается как вершина творчества группы. В этом альбоме группа взялась за гитары, несколько упростила ритмические рисунки, подложила актуальные электронные аранжировки и напела темные тексты. В результате получился танцевально-динамичный депрессняк с фирменным уникальным звучанием, которое окончательно закрепилось в качестве визитной карточки группы.
Да, это самый попсовый с точки зрения обывателей альбом. Содержит невероятное количество хитов и нравится почти всем поклонникам группы и содержит всемирно известные боевики типа Personal Jesus, Enjoy the silence, World in my Eyes, Policy of truth и все остальное. Такому успеху в немалой мере способствовало наличие видеоклипов почти к каждому треку альбома, и эти клипы нещадно ротировались на телевизионных каналах типа MTV. В свое время альбом конечно был заслушан до дыр, это пожалуй первый альбом Депешей, который попал у меня на кассетные сборники для автомобиля. Ритмичные композиции с четким электронным битом и артикулированными гитарными аккордами придавали энергии в течение дня и сопровождали меня многие года. Этот альбом дал толчок к изданию водопадов техно миксов как от самих Депешей так и от других исполнителей.
Мой самый любимый трек: Clean. Его нужно слушать на большой громкости, вокал Дейва просто роскошен, глубокий бас трека могут передать не все колонки, а которые смогут – погружают слушателя в медленный транс с совершенно характерной моторикой все тех же проплывающих облаков, и выбраться со дна лодки почти невозможно. Последние 40 секунд композиции особенно сладкие, изобретательная шаманская работа синтезаторов, свежие новаторские тембры, это просто нужно распробовать.
4. SOME GREAT REWARD
Пожалуй именно на этом альбоме Depeche Mode впервые зазвучали как Depeche Mode. На момент выхода альбом поразил новым индустриальным, нарочито механическим звучанием, звуковыми спецэффектами и сэмплами. Жемчужина альбома – композиция Master and Servant которая стала некой точкой отсчета в мире техно музыки. Несмотря на нарастающую конкуренцию и постоянное появление свежих идей в техно музыке от других исполнителей – этот трек стал эталоном нового электронного звучания на техно сцене и примерно показал как будут звучать 90ые. Старт золотой эпохи Депешей.
Мой самый любимый трек:
Master and Servant– помимо того, что это сам по себе убойнейший техно хит – он породил огромное количество римейков и перепевок. У меня абсолютный фаворит это кавер от группы Locust, обязательно послушайте это неожиданное обволакивающее прочтение нестареющего хита.
5. BLACK CELEBRATION
Этот альбом часто отмечается за свою мрачную и атмосферную музыку, которая стала важным элементом в звучании Depeche Mode. Сочетание синтезаторов, глубоких текстов и харизматичного вокала Дэйва Гаана делают его самым готическим альбомом группы. В Black Celebration много крепких композиций, но особо отмечу одну – It doesn’t matter Two. Если прислушаться – там довольно явственно узнается церковный гимн I will Sweep Away your Transgressions. Хотя Depeche Mode не интерпретируют церковные гимны прямо, можно заметить что их музыка содержит многочисленные отсылки к религиозной музыке добавляя экспрессию и эмоциональную глубину их композициям. Церковный гимн под названием “I Will Sweep Away Your Transgressions” имеет исходник в Библии, а именно в Книге Исайи, глава 44, стих 22: “Я сотру твои прегрешения, как облако, и грехи твои – как тучу: обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя”. Теперь немного понятнее откуда у депешей этот христианский культурный подтекст – опять вера, искупления грехов и облака, все, как мы любим.
Альбом для меня очень цельный и после первого же прослушивания вверг меня в некое гипнотическое состояние и разумеется оставил неизгладимое впечатление. Немудрено, что для 86 года это была звуковая бомба.
Показательные треки:
Fly on The Windscreen
It doesn’t matter Two
ОСТАЛЬНЫЕ НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ
Что сказать про остальные номерные альбомы группы? Первые экспериментальные альбомы периода поиска своего звука сегодня звучат слегка примитивно. Довольно зрелые Ultra и Exciter – с классными хитами вроде I feel loved или Freelove в моем личной рейтинге это лишь трехвездочные альбомы, которые я редко переслушиваю. К моему большому сожалению на них для меня Depeche Mode и закончился. Я ответственно переслушал все альбомы Депешей после Exciter. Снова. Когда сделал это первый раз – меня ничего не зацепило, я думал, что просто не могу толком их прочувствовать. Мне с досадой показалось, что пик своей творческой формы этот заслуженный коллектив уже прошел. Однако ничего не зацепило и сейчас. На уровне альбомов. А вот трек, за который можно DM за все эти невыразительные альбомы простить – таки нашелся. Я очень часто его слушаю. На эту песню снят прекрасный клип, где герой песни поскитавшись по матушке Земле в конце концов ее покидает и скорее всего с чувством глубокого облегчения укрывается от опасностей и неопределенностей где-то в далеком космосе. Наверное это вариант нашего окончательного освобождения от всех забот и тревог и вызовов нашей суетной жизни, эскапизм во всей красе.
Cover me:
Есть еще парочка симпатичных для меня вещей за пределами золотого периода – композиция Precios из альбома «Playing the Angel» (2005) и другие.
В своем скепсисе по отношению к последним альбомам Депешей я не одинок, как выяснилось у критиков да и у многих искренних почитателей группы списки самых слабых и даже ругаемых альбомов возглавляют альбомы Депешей 21 столетия, увы.
КОНЦЕРТНИКИ
Раз уж DM иногда сравнивают с Kraftwerk – скажите – вы когда-нибудь видели концерты группы Kraftwerk? С точки зрения шоу – так себе. Местами иногда откровенная скука. Четыре человека стоят за кафедрами на подиуме и вообще почти не двигаются. В этом плане концертники DM вполне можно с интересом смотреть и – внимание – слушать! Однако я заметил, что не все изданные живые концерты группы равноценны. Скажем на концертнике One Night in Paris фронтмен Дейв Гаан слишком увлечен действием и не всегда старается попадать в ноты. Некоторые песни он не поет, а выкрикивает как рэп-читалку, некоторые уходят в другую сторону от студийного оригинала и превращаются в ресторанный шлягер. А еще Дейв очень много выкрикивает отсебятины поверх и все это комкает впечатление и такое хочется промотать, увы. Так что будьте готовы к тому, что некоторые концертники могут вызвать ушное кровотечение.
И тем не менее отмечу два концертника, у которых И видеоряд И музыка подобраны просто превосходно. Это полноценные концертные выступления, где группа работает с аудиторией и взрывает ее.
101
Двойной, (тогда мы называли его двойным потому что записывать его нужно было на две стороны кассеты, воу) так называемый концертный альбом группы, записанный живьем в Пасадене США во время американского турне группы. Мне сложно сказать, его лучше смотреть или слушать. Там довольно неплохая подборка актуальных на тот момент композиций с некоторым авторским переосмыслением. Полный катарсис у меня наступает на композиции Stripped когда Депеша начинают стучать специальными трубами-дубинками по неким ударным инструментам на сцене. Это просто офигенная идея.
Еще там показано несколько закулисных эпизодов, особенно западает момент когда участники собираются вместе после окончания концерта и Дэйв говорит, что дескать “это все парни. Мы сделали это. И это больше никогда не повторится.” Так друзья мои происходит со многими вещами в жизни, в определенный момент ты понимаешь что лучше чем тогда уже не будет и начинается плавное снижение.
DEVOTIONAL TOUR
Второй концертник – тоже один из моих любимых, очень хорош. Это концертник Devotional, основной материал для которого был взят из альбома SOFAD, хотя сам двд вышел только в 2004. Тоже в зависимости от настроения – мне нравится и смотреть и слушать.
СОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Почти все участники группы пробовали свои силы в сольных проектах. Самые первые работы вне группы записал Мартин Гор. Позже, после записи альбома SOFAD группу покинул Алан Вайлдер и тоже записал несколько сольных альбомов. И наконец, Дейву в какой-то момент тоже стало тесновато в рамках группы и он тоже выпустил несколько замечательных работ. А вот сольных работ Энди Флетчера я не слышал. Кстати, я этот ролик хотел выпустить еще в 2022 году, но Энди тогда только покинул наш земной мир и я посчитал обнародование этого выпуска не совсем этичным. Несмотря на то что я не знаком с сольными работами Флетча – он был интегральной частью Depeche Mode, хотя он сам много шутил над своей ролью в группе: “моей главной задачей была обналичка чеков”. Мне нравится еще одна знаменитая забавная цитата Флетча “Мартин — автор песен, Алан — хороший музыкант, Дейв — вокалист, а я – бездельничаю”. Несмотря на тонкую самоиронию отмечу, что долгие годы Флетчер был эдаким серым кардиналом и определял музыкальное звучание коллектива сообразно времени. Благодаря ему Depeche Mode были ярыми электронщиками в 80-х, рокерами в 90-е, и наконец эээ забронзовевшими идолами в 2000ых. Несмотря на все его заслуги обзор сольных работ я все же начну с автора большинства песен Депешей – Мартина Гора.
МАРТИН ГОР
Мартин Гор – ключевая и незаменимая фигура Depeche Mode. Он автор эмоционально насыщенных интроспективных текстов песен, многие из которых стали хитами. Он и композитор чьи идеи определяют уникальный стиль группы, он и вокалист, который во время живых выступлений может установить особую эмоциональную связь с аудиторией. И конечно же он и креативный вдохновитель, который сформировал неповторимый визуальный образ группы – при взгляде на Мартина Гора почти всех “пронзает то самое острое чувство узнавания бренда” 🙂
Помимо всех вышеперечисленных регалий – Мартин Гор еще и одаренный музыкант, чей талант проявляется не только в коллективе, но и в сольных альбомах. Для меня самым мощным и интересным был и будет его первенец – альбом Counterfeit EP. Кто не слышал его – послушайте, это пронзительное творение, включающее переосмысление хорошо известных композиций за авторством известных музыкантов. Именно этот альбом звучит еще как музыка, родственная музыке Depeche Mode, остальные сольники от депешевского канона несколько отошли. В каментах к этому альбому на ютубе я прочитал несколько интересных комментариев типа Мартин – БОГ, но сильнее всего меня как-то моментально загасил комментарий девушки – “Как же я любила эти песни. Как быстро проходит жизнь.” Да друзья, это альбом 1989 года, а для меня он звучит так, как будто я только что услышал его по радио. Самое активное прослушивание этого альбома у меня пришлось на начало 90х годов, которым так подошла мрачная эстетика альбома. Абсолютный шедевр, алмазный фонд Мартина Гора.
Самые показательные треки:
Smile in The Crowd – абсолютный шедевр
Motherless Child – я просто очень люблю эту песню в любом исполнении
Дальше были еще неплохие альбомы, скажем Counterfeit 2 который опять же лично для меня звучит как альбом который мог бы написать Ник Кейв. Увы, уровень этого и последующих альбомов на мой личный взгляд до уровня первого сольника не дотягивает. В 2023 году вышел еще один альбом Гора с очень жестким инструментальным техно, я его приобрел даже на виниле, но должен признать, что это не совсем мое и я вряд ли буду этот альбом переслушивать.
АЛАН УАЙЛДЕР
Музыкальный аранжировщик и продюсер Алан Уайлдер создал музыкальные аранжировки многих песен обогатив звучание группы сложностью и глубиной. Алан Уайлдер так же играл на множестве инструментов, включая клавишные, синтезаторы, гитары и ударные. В сольных работах он остался верен себе, и хотя развернулся довольно широко – успеха сравнимого с Depeche Mode не достиг.
Свои сольные работы начал делать будучи еще в составе DM. Материал выпускал под именем Recoil. Более-менее серьезный интерес завоевал его третий по счету альбом Bloodline 92 года, который ушлые дельцы звукозаписи в тогдашнем бывшем Советском Союзе рекламировали как “очередной альбом Депешей”. Где-то эта ересь ввиду информационного вакуума прокатывала, но правда так или иначе все равно просочилась, к тому же там на треке Curse явно слышен вокал Moby, впрочем самых преданных фанатов это не смутило и они стали просто ждать новых работ не только от DM, но и от Алана. После окончательного ухода из DM он выпустил глубокий альбом Unsound Methods с очень актуальным и стилистически разнообразным звуковым материалом. Впоследствии было выпущено еще несколько альбомов, которые были приняты с интересом но былой популярности не достигли, так что на любителя.
ДЕЙВ ГААН
Бессменный харизматичный фронтмен и лидер на фоне которого остальные задумчивые члены коллектива выглядят несколько невыразительно, а то и вовсе теряются на задворках сцены во время концертных выступлений. Также Дейв – обладатель уникального, моментально узнаваемого голоса, который накрепко скован с понятием DM вообще. Понятно, что такому энергетику как Дейв иногда бывало тесновато в рамках устоявшегося амплуа. Дейв Гаан несколько раз сетовал, что ему, дескать, не очень улыбается слава фронтмена техно группы. И даже титул легенды его не сильно греет, ведь на самом деле его мечтой было стать настоящей рок-звездой. Что довольно проблематично, когда ты выступаешь в составе синти-поп коллектива. Но его амбиции все равно прорвались наружу и он записал несколько сольников под своим именем, и к моему искреннему изумлению довольно посредственных. Самым большим его сольным достижением можно считать трек I need you из альбома Paper Monsters, и то я лично предпочитаю не оригинал, а так называемый радио микс.
Однако талант Дейва неожиданно заискрил заново, когда он принял участие в качестве вокалиста в записи нескольких альбомов группы Soulsavers. Среди них есть просто гениальный альбом. Называется он The Light The Dead See (“свет, который видят мертвые”) и в нем нет проходных песен. Я всегда думаю, что так звучал бы Депеш Мод если бы они стали развиваться в направлении, которое задал альбом SOFAD. В альбоме очень деликатная неспешная и гипнотическая музыка и самое главное совершенно шедевральное сочетание слов и звукового сопровождения. Все те же знакомые нам ранее тревоги потерявшегося и сбившегося с пути человека.
Название позаимствовано из стихотворения модернистского поэта Фрэнка Станфорда. Который писал очень концептуальные стихи, без рифм и с произвольным расположением строчек. В любом случае, в определенный момент Фрэнк по некоторым источникам был признан лучшим поэтом Америки до 35 лет и как полагается всем талантам такого рода закончил свою жизнь суицидом. Несмотря на такие мрачные истоки в этом альбоме Soulsavers и с рифмами и смыслами все просто волшебно.
Не знаю по какой причине, но этот альбом очень созвучен моему нынешнему мироощущению и я его слушаю почти каждый день. При каждом прослушивании мурашки по коже, а у людей религиозных иногда могут навернуться слезы. Да, такова сила искусства. Замечу, что в музыкальном плане кто-то может и не найдет в этом альбоме ничего интересного, все верно, тут сила именно в комбинации слов и музыки, что вместе создает мощнейшую эмоцию. Если вы не знаете английского языка, то вряд ли этот альбом раскроется для вас полностью. Несколько лет назад этот альбом мне предлагали на виниле по смешной цене в 25 долларов. Я тогда посчитал, что мне достаточно цифровой копии,и не стал его покупать, а сейчас очень жалею. Сегодня этот довольно редкий винил стоит 100 -150 евро и судя по моим наблюдениям цена на него все еще растет.
Послушайте просто пробирающие баллады:
The Longest Day
Take me Back Home
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Такая талантливая группа просто не могла оставить за собой только благодарных фанатов. Огромное количество команд стали играть музыку похожую на DM. Назову несколько имен
Camouflage –
Red Flag
De/Vision
Mesh
Beborn Beton
и поверьте – многие другие.
Что говорить, даже в России были свои Депеша – группа Технология, которой удалось подхватить дух Депешей и весьма точно попасть мелодически и визуально в умы своей аудитории. Пиком их достижений считаю композицию Шутник.
В своем плейлисте я включил несколько крутейших треков под Депешей, но сыгранных другими группами.
МИКСЫ
Мне трудно сейчас сказать кто первый придумал выпускать миксы собственных песен. Но у Depeche это получилось просто замечательно. Целые альбомы с ремиксами, хлынули на рынок вместе с номерными альбомами. Чего там только не было – и танцевальные ремиксы, и инструментальные и техно и даже “странные” (Strange Remixes).
Среди них были и настоящие находки и увы откровенная халтура. С некоторыми из них вы можете ознакомиться в предлагаемом мной плейлисте.
Соблазн сбацать свой ремикс или хотя бы кавер настиг многих исполнителей. Как результат, даже Беларусь выпустила целый компакт диск, где беларуские музыканты исполняют свои варианты композиций Depeche Mode под названием Personal Depeche. К сожалению, общий уровень исполнения меня лично не зацепил? хотя там отметился даже Ляпис Трубецкой. На сегодняшний день этот сборник практически позабыт, увы.
Из этой горы ремиксов особо выделю два сборника ремиксов.
Один от лейбла Mute – Remixes 81…04 – пожалуй самый раскрученный и показательный изданный аж на 3 компакт-дисках. Сборник охватывает большой и на мой взгляд наиболее значимый период в жизни группы, включая в себя все многообразие наиболее интересных перепевок композиций DM в разных стилях демонстрируя безумный полет фантазии своего времени.
Второй – мой любимый – Dance Techno Remixes. Выдержан в строгом техно стиле с четким битом и идеально подходит для сосредоточенного вождения
КАК СЛУШАТЬ DM
Кажется тривиальный, если не глупый вопрос, не так ли? Несмотря на очевидность ответа для многих – озвучу свою совсем непопулярную версию.
Слушать DM лучше всего в цифре.
Что интересно – неважно даже, есть ли у вас FLAC или МП3. Просто включайте и вникайте. Если вы поймете, что это ваше – не сомневаюсь, что вы найдете наиболее подходящий для вас формат – от высоко битрейнтого мп3 до FLAC или даже до многоканального издания на DVD.
Я лично впервые услышал музыку DM на компакт-кассетах и звучала она вполне себе сносно. Что касается винила – я практик и считаю, что альбомы DM на виниле – это не особый звук, а просто способ поддержать группу и приобрести милый сувенир. Начиная с середины 80х группа в своей работе уже ориентировалась на цифровую запись, к тому же рукотворные звуки синтезаторов отлично воспроизводятся на цифре. Хотя тут может быть две оговорки – альбом SOFAD с гитарами и живыми ударными мог бы неплохо звучать на виниле, но имеющийся у меня винил звучит плоско и я предпочитаю слушать этот альбом на обычном компакт диске. Возможно еще представляет интерес виниловое издание альбома Delta Machine, там тоже особая атмосфера, но мне кажется что винилы DM – это все равно только для тру фанов.
Для тех, кто не знаком с музыкой группы я предлагаю прослушивание в таком порядке:
Кто готов сразу погрузиться в альбомы целиком – предлагаю три первые позиции:
1) Violator – золотая техно классика группы, самый понятный альбом, подойдет многим
2) Music for the Masses – самый Депешистый Depeche Mode
3) 101 – все золотые хиты до Violatora
Ну а дальше уже как пойдет. Не рекомендую начинать с SOFAD – до него все таки нужно дорасти. Так же я не рекомендую знакомится с просмотра стремных концертников. Не все концертные записи одинаково полезны, я уже говорил, а вот 101 – самое оно. Если после первой тройки альбомов появится интерес – то потом уже все равно в каком порядке, но лучше ориентироваться на “золотые альбомы”.
ПОЧЕМУ НА ПЛАВУ
Друзья, почему группа Depeche Mode по прежнему актуальна и люди до сих пор ее слушают и о ней говорят? Казалось бы, в группе нет мега техничных виртуозов сызмальства удивлявших навыками супер быстрой и гениальной игры, нет эксцентричных персонажей которые могли бы приковать к себе внимание экстравагантными выходками. Однако даже в России DM были несколько раз и всегда собирали полные залы. В 2017 году они запросто собрали стадион «Петербургский» (20 тысяч человек!). Дважды.
Да, разумеется, они мастера своего дела, но как они завоевали заслуженную славу, которая совершенно недоступна другим музыкантам с гораздо более высоким уровнем игры? И дело здесь не только в том, что они стояли у истоков стиля техно…
Депеша привлекли широкую аудиторию создав уникальный звук и стиль сочетающий в себе передовую электронную музыку, которая всегда была впереди своего времени, глубокие тексты которые при этом легко визуализировались графически, но самое главное депеша были способны создать эмоцию, которая моментально захватывала слушателя и которая оказалась созвучна мироощущению современников на протяжении нескольких десятилетий. Они филигранно вписались в культурный контекст по обе стороны океана несмотря на эксперименты разной степени успешности. Их музыка как и музыка группы Кино стала саундтреком большей части жизни моих сверстников и почти у всех оставила воспоминания, связанные с яркими событиями наших биографий. Да, эта музыка органично влетела в весну нашей жизни и осталась там навсегда.
Тематические ролики:
Этот обзор:
(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/depeche_mode
Исполнитель: US3 Альбом: Hand On The Torch Рекорд-студия: Blue Note, 1993 Длительность: 45.32 Zz рейтинг: 4. готовьте место на полке Zz стиль: funk-jazz В свое время услышал я примечательнейшую партию...
Это иллюстрация из советского юмористического журнала "Крокодил", 1985 год. Интересно, в издательстве "Правда", где издавался "Крокодил" уже досконально понимали положение дел? Я начал вести свой Ютуб-канал в январе 2011 года....
Full Name: TECHNICS SA-300 FM/AM Stereo Receiver Nice receiver of the excellent SA series. Carefully refreshed and cleaned. It uses an Integrated Circuit as output amplifier, which considered a poor...