ПРОЩАНИЕ С SONY. Обзор ресивера Sony STR-DA3000ES


CЕРИЯ ES

Cегодня мы поговорим об аудио-видео ресивере SONY модели STR-DA3000 серии ES. Что такое фирма Sony, думаю представлять не надо… А что такое серия ES? Как правило энтузиасты, знакомые с аудио аппаратурой Sony предпочитают технику именно серии ES. Собственно и я раньше тоже безоговорочно доверял этой серии… Сегодня ES  расшифровывается как Elevated Standard  – то есть повышенный стандарт, скорее всего имеется в виду повышенный стандарт качества компонентов, я точно не уверен. Дело в том, что сама Sony долго не давала точного определения что же такое ES – среди вариантов были и “Extremely High Standard” and “Extreme Standard Series” и даже “Excellent Series”.
Как правило аппараты серии ES более дорогие, обладают довольно широким функционалом, включая некоторые экзотические функции и специфичные для инсталляторов возможности. Порой это даже компоненты, сделанные специально для интеграции нескольких устройств в некую единую домашнюю систему с общим управлением. С натяжкой, можно сказать что и данная модель  DA3000ES может быть ядром, сердцем домашней системы развлечений, но увы она уже морально устарела.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Этот экземпляр ресивера я приобрел в самом конце 2004 года и вместе с колонками Energy это был мой основной сетап для просмотра кино.  Ресивер, несмотря на серию ES был собран в Малайзии.
В 2004 году мы только еще начинали обживаться в Канаде, так что это был и мой усилитель для прослушивания музыки. Тогда я не очень хорошо представлял себе что такое серия ES, но в течение нескольких походов в магазин продавец разъяснил мне несколько важных штук. А именно:
  • обычно техника серии ES – это самый топ, самые верхние модели
  • техника именно серии ES не продается через универмаги и супермаркеты. Её имеют право продавать только сертифицированные торговые точки или крупные инсталляторские фирмы с обученным в центрах Sony персоналом (ну вот как было в моем случае). Подтверждаю, продавцы были весьма грамотные и были способны ответить на все мои вопросы, более того, звучание развернутой у них системы с этим аппаратом мне тогда понравилось!
  • еще один важный пункт – на технику серии ES купленную официально через такие торговые точки дается 5 лет гарантии
Конечно, стоит ли говорить , что я был весьма впечатлён обрисованным качеством и уровнем поддержки изделий серии ES.

СТОИМОСТЬ

Разумеется, все эти прелести выражались и в неслабом ценнике. Этот ресивер на момент покупки обошелся мне в 1200  долларов, что для меня тогда составляло весьма внушительную сумму.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Power output: 150 watts per channel into 8Ω (stereo)
  • Surround output: 150W (front), 150W (center), 150W (rear)
  • Frequency response: 10Hz to 40kHz
  • Total harmonic distortion: 0.6%
  • Signal to noise ratio: 86dB (MM), 96dB (line)
  • Speaker load impedance: 4Ω to 16Ω
  • Digital inputs: coaxial, optical
  • Video Connections: component, composite, SVHS
  • Dimensions: 430 x 175 x 470mm
  • Weight: 13kg
  • Accessories: remote control (2 pcs)
  • Year: 2003

КОМПЛЕКТНОСТЬ

Помимо собственно ресивера с ним шла куча всего, а именно
  • два пульта ДУ,  второй, который поменьше и черный – предназначен для управления второй зоной
  • комплект документации на ресивер, мануалы на каждый пульт ду, куча регистрационных карточек и гарантийных сертификатов. С учетом того, что в Канаде вся документация должна поставляться минимум на двух языках – вся эта сопроводиловка материализовалась в килограммовую пачку макулатуры

ПЕРЕДНЯЯ ПАНЕЛЬ

Серебристая передняя панель весьма симпатична и даже где-то строга. Ничего лишнего.
  • стильная кнопка включения вынесена на скошенную фаску. что оказалось весьма удобно – до нее легко добираться рукой. даже если аппарат находится на самой нижней полке
  • ниже находится целый ворох логотипов устаревших систем окружающего звука
  • посередине – довольно неплохой дисплей с холодным голубоватым цветом выводимой информации. Впрочем Иногда там появлюятся надписи оранжевым цветом. При регулировке громкости мы видим только мелкие меняющиеся цифры децибел, хотя было бы неплохо иметь какой-то графический индикатор, что бы не всматриваться в едва различимые издалека цифры
  • на фаске расположено еще несколько кнопок и световых индикаторов режимов работы
  • и наконец шаговый переключатель смены источников и моторизованный регулятор громкости с бесконечной прокруткой
  • органы управления . которые на взгляд разработчиков не требуются для ежедневного использования спрятаны под стильной откидывающейся крышкой. Среди них гнездо для подключения наушников, два раздельных регулятора тембра, дополнительный аудио и видео вход – удобная вещь кстати, особенно аудио) и масса вспомогательных органов управления. Должен сказать, что использование скрытого за крышкой отдела с дополнительными органами управления – отличная идея. Она позволяет сделать внешний вид аппарата более чистым и незагруженным. Вопросы вызывает правда выбор элементов, которые туда поместили 🙂

ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ

Традиционно уже многие годы задняя панель ресиверов – это шедевры коммутации, согласитесь, что бы разместить здесь все эти разъемы нужны немалые усилия проектировщиков, и должен сказать здесь разработчики потрудились на отлично.
Имеется огромное количество разъемов, через которые можно подключить практическо все, что угодно. Что бы не потеряться в этих джунглях все разъемы логически объединены в коммутационные группы, а группы в свою очередь визуально разделены друг от друга.  Жалко, что сегодня такое разнообразие уже не совсем нужно, ведь в современном доме количество аудиокомпонентов значительно уменьшилось.
Важная для меня вещь – наличие выходных разъемов для записи, ведь я рассчитывал записывать что-то на кассеты, но в результате позже в основном писал на катушки 🙂
Важно и то, что в наличии коаксиальные цифровые входы, но маловато. Зато есть еще и оптические.
Разъемы для подключения видео отражают тенденции начала нулевых – есть и компонентные входи и s video и так далее, а вот HDMI еще нет. Не нашлось места тут и скарт разъему (помните такой?), который в Америке не нашел широкого применения.
Кому интересно, тут же можно заметить и массу разъемов для инсталляторов – тут вам и последовательный порт RS232 и куча гнезд вспомогательного назначения.
Разумеется, есть все разъемы для подключения акустики и сабвуфера. Отмечу, что на эти разъемы не поскупились, они все весьма приличные и позволяют закрепить провод либо обычным резьбовым зажимом либо подключиться  посредством разъемов типа банан. Вот наверное в таких мелочах и проявляется суть серии ES – все же повышенное качество, не так ли?

КОНСТРУКЦИЯ

Давайте заглянем под крышку, а вы расскажете мне что тут видите и насколько на ваш взгляд сей аппарат ремонтопригоден?
К сожалению , в данном экземпляре не работает регулятор гргомкости. Глядя на плотность монтажа внутри этого ресивера мысль о разборке меня тут же покидает… Начиная с середины 90х годов в аудиотехнике все чаще стали использовать практически неремонтопригодные блоки, которые при выходе из строя должны заменятся целиком. Разумеется таких запасных блоков сейчас не найти, хотя если есть донорский аппарат…

ПУЛЬТЫ ДУ

Аппарат комплектуется двумя пультами ДУ.

Основной пульт ДУ весьма неплох, однако со временем небольшой дисплейчик высвечивает текст все тусклее и сейчас почти не видно что он показывает. Зато батареек хватает на годы работы 🙂 Вторым пультом я вообще ни разу не воспользовался, он еще в упаковке. Это пульт для второй зоны, которую я даже и оборудовать не успел, а теперь она и вовсе не нужна.

ЗВУЧАНИЕ

Сразу после приобретения звук трехтысячного меня устраивал. Поэтому начну с хорошего. Я его использую в нескольких сценариях – стерео с сабвуфером для прослушивания музыки и многоканальный звук при просмотре кино или во время игровой паузы. К ресиверу подключены встроенные в стену колонки.

  • Тюнер обеспечивает чистый прием большинства местных станций. Стереокартина устойчива, бас на уровне, короче без претензий.
  • Объемное звучание. Но вы же уже знаете этот забавный феномен – это когда начиная с определенного уровня все техника звучит сама по себе неплохо. Это теперь я понимаю, что тогда мне было просто не с чем сравнить. Примерно через год пользования я каким-то невероятным образом осознал что, мне чего-то не хватает. Послушав чужие домашние кинотеатры оказалось, что в моем ресивере весьма слабый и невыразительный центральный канал. И вообще как-то звук не заставляет пригибаться при пролете самолета. Настройка параметров колонок мало чего дала и это на фоне того, что уже появились ресиверы Yamaha с калибровочным микрофончиком и которые параметры звукового поля могли настраивать самостоятельно!!! И звучали при этом гораздо более убедительно!
  • В режиме 2канального стерео категорически не хватает басов. С покупкой сабвуфера ситуация существенно улучшилась. При покупке я про себя отметил – о, есть и фонокорректор. Ничего хорошего про него сказать не могу. Он просто есть и просто работает. Я подключал несколько вертушек, звучание вялое и дальнейшего желания продолжать эксперименты у меня не появилось.

Прослушать звучание аппарата можно в видеоролике в конце поста.

ДОСТОИНСТВА

  • не буду кривить душой – усилитель мне внешне понравился с первого взгляда. У него довольно лаконичный  строгий внешний вид с некоторыми нотками ретро. Не забываем, что это было время, когда полки магазинов аппаратуры почти безраздельно захватили черные унылые ящики, и этот аппарат таки просто сверкал.
  • наличие коаксиального цифрового входа. На момент покупки для меня это было одним из решающих факторов, потому что я покупал этот ресивер в паре с DVD/CD проигрывателем Sony на 400 дисков. У которого, сюрприз – имелся свой цифровой коаксиальный выход. Надежда была на то, что внутренний ЦАП ресивера будет повыше классом, чем внутренний ЦАП проигрывателя и я хотел обеспечить передачу цифровых данных самым надежным на тот момент методом .
  • наличие всяких экстра прибамбасов и примочек, некоторыми из которых я так никогда и не воспользовался. Хотя потенциально мне нравилось и наличие второй зоны и кучи спецэффектов и количества техники, которую я мог сюда подключить. Но не все мне пригодилось…

НЕДОСТАТКИ

Сейчас я считаю, что недостатки ресиверов Sony этой линейки скорее всего структурные. То есть это не случайные глюки одного невезучего экземпляра, а слабости, характерные для всей линейки того года. И этих недостатков тут целый букет…
  • водянистый, не совсем полновесный звук при прослушивании двухканального стерео даже при использовании приличных колонок большого объема. При подключении сабвуфера картина существенно улучшилась. При включении же режима чистого PURE STEREO – все так же водянисто и не убедительно…
  • недостаточная мощность. покупал я этот ресивер еще в свой первый дом, и комната в котором этот ресивер размещался была существенно меньше. Сейчас площадь комнаты, в которой трудится  этот ресивер значительно увеличилась. И его громкости бывает недостаточно.
  • проваленный центральный канал. У меня он настроен на максимально возможную громкость, но иногда некоторые диалоги теряются и смазываются. Я брал свои DVD и смотрел их на чужих системах (c ресиверами других марок) – там такой проблемы не ощущалось.
  • довольно запутанная система настройки многканального звучания. В процессе можно наделать массу ошибок и загубить и так не очень впечатляющий звук. Мне гораздо больше нравится способ настройки, когда в комплекте прилагается микрофон и система сама может настроить звук для конкретного помещения путем посылки приема и интерпретации тестовых сигналов. Я не помню точно, имелся ли уже на момент покупки моего ресивера калибровочный микрофон в ресиверах Yamaha, но обладая сегодняшним знанием я бы скорее предпочел ресивер от Yamaha
  • элементная база. Я не знаю почему так, но в моём экземпляре перестал полноценно работать регулятор громкости. При его прокрутке громкость меняется произвольным образом. Причем, я сначала думал, что это только у меня такая ерунда, то есть в этом данном экземпляре. Нет. Я попробовал более навороченный ресивер Sony, ровесник моего, но модель повыше. Все то же самое. Регулировка громкости “проскальзывает”, увы.  Теперь регулировка громкости возможна ТОЛЬКО с пульта. Но и тут есть проблемы…
  • когда перестал работать регулятор громкости –  я начал чаще пользоваться пультом ДУ. Но он как-то пару раз САМ переключился в режим управления ВТОРОЙ зоной. Я возвращал настройки назад. Но в прошлом месяце он произвольно переключился в режим управления второй зоной и не желает оттуда возвращаться. Теперь я управляю этим ресивером при помощи универсального пульта от Sony. Разумеется в нем нет и половины функций из оригинального, но что поделать.
  • низкая ремонтопригодность.  Но тут я не совсем уверен, слово зубрам
  • наконец, последнее – в этом ресивере отсутствуют всякие новые штуки. Например HDMI разъемы и сетевые функции. Поэтому несколько устройств мне нужно было подсоединять неканоничным способом… И это вообще на сегодняшний день не совсем удобно, увы.

ВЫВОДЫ:

Прослушав мой список недостатков можно подумать, что я уже вынес этому ресиверу приговор. Скорее, да.  Я с ним прощаюсь и скорее всего выставлю на аукцион как “аппарат на запчасти”.
Хотя возникает еще один вопрос – если этот аппарат настолько плох, то почему я не заменил его раньше, а тянул столько лет? Хороший вопрос. Наверное потому, что мы меньше времени стали проводить у ТВ панелей, а слушать музыку я стал в другой комнате и на другой аппаратуре. То есть я просто тянул до того момента, пока аппарат совсем не уйдет в отказ. А теперь этот момент наступил.
Подверглась ревизии с моей стороны и аура серии ES вообще. Более того, она в общем-то померкла. Я сначала думал, что это только у меня, но пообщавшись на тему серии ES с несколькими друзьями у меня создалось впечатление, что серия ES – это больше маркетинг и лотерея.
Например, из общения с моим другом Diego выяснилось следующее:
Он собрал стойку из компонентов Sony. Причем сначала он купил усилитель серии ES, причем дорогой. Его звучание ему не очень понравилось – звук изначально смущал завышенными средними частотами и не очень ощутимым басом даже на качественной акустике, в результате Диего стал запускать его через эквалайзер. Позже ему подвернулся похожий усилитель, но не ES серии и за копейки! И этот усилитель без дополнительных ухищрений переиграл усилок ES серии! Итог закономерен – усилитель ES стоит без дела, хотя деньжищи плачены немалые…
Осмыслив историю Diego я с досадой подумал, что и я в общем-то разочарован этими ресиверами. особенно если речь идет серии ES поскольку цена на них установлена незаслуженно высокая. Впрочем, справедливости ради я должен отметить, что мой ресивер отработал хотя и без огонька но и без особых проблем более 10 лет. То есть вдвое дольше гарантийного срока. так что тут как еще посмотреть…
Место дряхлеющего ресивера Sony DA3000 серии ES займет другой ресивер и пока тоже Sonyи тоже серии ES. Какая ирония, не так ли? Два года назад мне по дешевке за 250 USD подвернулся DA5000ES. Я его купил по двум причинам:
  • 1) как запасной когда навернется трехтысячный
  • 2) была надежда что у него будет плотнее звук
Как знать, как знать, попробую. Но это тоже лишь временное решение ибо в нем тоже нет HDMI разъемов и всяких новых полезных штучек. А свои возрастные проблемы уже есть. А учитывая то, как сегодня выглядят современные ресиверы Sony я буду искать современный ресивер с вменяемым ценником и внешним видом, который меня по крайней мере не будет раздражать. Я уже не говорю про “радовать”, и разумеется новый аппарат должен вписаться в мой интерьер. Задача это сегодня не простая и требует изучения вариантов и возможно даже коллективного осмысления.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕО

Этот обзор – ресивер Sony STR-DA3000ES

Видеозарисовка об ресивере на замену – Sony STR-DA5000ES
Тоже серия ES 🙂

Обзор чейнджера Sony на 400 дисков, серия ES


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/chaosony3000es/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *