Мудрость предков гласит: лучшее время для составления сборника лучших вещей группы – это после ее распада. Более хардкорно звучит альтернативная версия – лучшее время “зебестовок” (от “the best”) – это после смерти артиста, уж простите за суровые реалии жизни.

Эра кассетников, по крайней мере ее активная производственная часть – умерла. И пришло то самое время, когда с высоты прошедших лет можно составить список самого-самого. Не обязательно лучшего по вашим критериям, или критериям экспертов. Я составил свой список самых-самых кассетников по своим личным критериям.

Да… Идея для этого видео возникла у меня во время подготовки другого видео, которое я условно называю «прощание с аудиокассетой». Так вот, пока я этот самый текст прощания писал – я пересмотрел столько видео и прочитал столько чужих статей про аудиокассеты и кассетные деки что я понял, что одного только прощального текста будет совершенно недостаточно. И оказалось, что обязательно нужно сделать некоторое подведение итогов, и обозначить некий список достижений кассетного мира до того, как о нем позабудут, как позабыли об оглоблях для лошадей или утюгов на угле. Да, это тот самый мой личный хит парад кассетников. В нем собраны аппараты, которые интересны мне в первую очередь, и некоторые из них признаны вершиной развития кассетников экспертами.

Да друзья, кто меня давно смотрит – знает, что у меня на канале нет роликов из разряда «диагнозов по фотографиям». Я делаю свои обзоры на технику, которой я владел, или которой пользовался. Очень редко я делал обзоры на технику, которая просто «супер-топ», или на технику, которую я мельком у кого-то видел или мне про её звучание кто-то напел. Так вот, совершенно логично, что ролик, в котором рассказывается о технике, которой у меня никогда не было – будет использовать чужие фотоматериалы, но рассказ, конечно, все еще мой.

Замечу, что перечисленная далее техника не обязательно является high-end’ом. Точнее в некотором смысле является, но я не рассматриваю технику только через призму high-end. У каждого из этих аппаратов есть определённая черта, какой-то определённый функционал, которого нету в других аппаратах. И именно эта черта или функционал мне просто интересен, и интересен именно тем, как он воплощён в именно этой модели. А вот и собственно хит-парад, смотрим на самые-самые по-моему мнению кассетники в алфавитном порядке.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ И ВОЗМОЖНО ЛУЧШИЕ КАССЕТНИКИ

(Версия от Duboweek)

КАССЕТНЫЕ ДЕКИ

  1. AIWA AD-F80M
    Крутейший для 1978 года аппарат. Помимо топовых характеристик – оснащен специальными стрелочными индикаторами со сдвоенными стрелками. В то время обычным делом было использовать стрелки, а о перегрузе сигнализировать светодиодом для каждого канала. Фирма AIWA в этой модели сделала двойные стрелочные индикаторы, где дополнительная пара стрелок работает в режиме пиковых сигналов. При помощи переключателя их можно перевести в режим регистрации максимальных пиков, и тогда они будут “замирать” в ожидании очередного максимума сигнала. Посмотрите ролики с демонстрацией работы этой модели, совершенно завораживающее зрелище!
  2. AIWA XK-009 / Excelia
    Здесь применена новая разработка, кассетоприёмник со стабилизацией положения кассеты. При закрытии кассетоприёмника (вручную) электромагнитный механизм прижимает кассету к внутренней стенке c усилием примерно в 1кг, не давая ей сместиться, а специальные накладки поглощают вибрации при работе ЛПМ. Имеется ручная система калибровки ленты по двум частотам, систем шумопонижения Dolby B и C, а также системы dbx. Вот послушать как работает система DBX и посмотреть, как ложится кассета – это самое интересное для меня в этом аппарате.
  3. AIWA XK-S9000 – топчик AIWA!
    Абсолютная вершина кассетников фирмы AIWA, последняя топовая дека фирмы. Если некоторые фирмы, постепенно снижали планку, чувствуя скорую кончину кассетного формата, то AIWA шла до последнего и в 1991 году выпустила лучшую модель за свою историю. Модель красива внешне и буквально напичкана крутыми решениями внутри. Что характерно – технологический задел был так высок, что дека продержалась в производстве целых пять лет и выпускалась аж до 1996 года. Очень бы хотел послушать звучок и попробовать запись.
  4. AKAI GX-F71
    К технике AKAI у меня особая любовь, потому что самые первые, кассетники с которых у меня началось знакомство – были так называемые «стационарные» кассетники фирмы AKAI. Слова «деки» тогда в обиходе еще не было. Эта модель – не самая топовая дека, но обладает очень приличным функционалом включая автоматическую калибровку ленты одной кнопкой. Дека сама промотает ленту вперёд,чтобы исключить запись на ракорд и потом в течении 17-ти секунд калибрует пленку по 4 частотам. По окончанию процесса сама отмотает ленту в исходную позицию. Хотелось бы оценить работу автокалибровки и качества записи.
  5. A&D GX-Z9100 / GX-Z9100EX
    Выпускалась под брендом A&D для внутреннего рынка Японии. Высококачественная и хорошо оснащённая дека с фирменной стеклоферритовой головкой Super GX, топ фирмы AKAI 1988 года. Обладает впечатляющими характеристиками, имеет на борту ЛПМ с кварцевой стабилизацией. Корпус с литым основанием, общий вес 11 килограмм, что согласитесь – для кассетника очень прилично. Хотелось бы ознакомиться со звуком и качеством записи именно аппарата марки A&D
  6. AKAI GX-F91 – мой личный абсолютный топ!
    Мой абсолютный фаворит в декостроении. Я не знаю ничего круче с точки зрения функционала и дизайна. На канале HiFi Stereosound есть подробнейший и интереснейший рассказ про эту деку. Я одно время грезил этим аппаратом и загодя изучил его по открытым источникам. Было дело, бился за него на аукционе лет 8 назад, остановился на отметке 700 долл ))) Выкупили его тогда кажется за тысячу с хвостиком. Я пересмотрел все ролики с ним, которые есть на ютубе. Мне, честно говоря, все равно, какие у него характеристики, и сможет ли он конкурировать по качеству записи с Накамичи Драгон – потому что собирать фонотеку на кассетах сейчас для меня неактуально. Это просто памятник промышленного дизайна, который НАМНОГО обогнал свое время. Это полет инженерной мысли, который мало кто успел оценить. Владеть таким чудом во времена его выпуска – это как владеть ртутным терминатором в момент выхода соответствующего фильма. Неимоверно крутой аппарат. Если бы у меня спросили – “Ты можешь владеть только одним кассетником, Бюджет не ограничен, чтo возьмешь?” Без секунды колебаний я назову GXF91. Нереализованная мечта, но поиски прекратил.
    Подробный обзор тут: https://youtu.be/29CclnlAM5E?si=uiXJORuP4szbCWOG
  7. DENON DR-70
    Денон вообще не совсем моя фирма, ничего из их техники у меня надолго не задержалось. Тут тоже аппарат особо не блещет. Оснащение у этой деки победнее, чем у ее соперников – не имеется ни кварцевой стабилизации, ни калибровки ленты, однако это все же Деноновский топ, так что интересно звучок послушать. Еще одна дека от Denon – Denon DRM-800A – очень похожа на DR-70 но выпускалась несколько позже, так что или то или то.
  8. MARANTZ SD9020 – 9ая скорость!
    Нельзя сказать что марантц – супер крутая в части кассетников фирма, однако есть у них интересный аппарат Marantz sd 9020. На это аппарате можно было делать записи на 9 скорости, что для 1979 года было неимоверным вызовом. Помимо этого аппарат был оснащен разнообразнейшими примочками, типа программирования треклиста воспроизведения, которые мало кто делал вообще. Но послушать я бы хотел его в основном из-за записей на 9 скорости, ну и Маранц все таки – общепризнанный сладкоголосый соловей, так что записывал и слушал бы с большим интересом.
  9. NAKAMICHI DRAGON – лучший звук кассет в мире!
    Для многих энтузиастов кассетчиков эта дека является непререкаемым авторитетом с непревзойденным качеством записи. Да что там говорить – дека с самыми крутыми характеристиками и культовым статусом. На момент производства имела самый низкий коэффициент детонации, самый широкий динамический диапазон. Общепризнана как самое высокое достижение в декостроении, обладатель самого правильного кассетного звука, хотя и имел вопросы по механической надежности. Журналисты и эксперты 1980-х годов признали Dragon лучшим кассетным магнитофоном — эталоном, с которым безуспешно соревновались лучшие модели конкурентов, у которого репутация до сих остаётся непревзойдённой и в XXI веке, несмотря на объективно худшую, чем у менее сложных моделей Nakamichi, надёжность лентопротяжного механизма. Отдаю дань уважения к конструкторам, хотя религиозного восторга с придыханием не испытываю. Сделал бы запись и послушал бы звучок с удовольствием.
  10. PIONEER CT-970 – космолет из “Звездных войн” 🙂
    Мой любимец номер два. Pioneer CT-970 – редкая дека с совершенно необыкновенным футуристичным дизайном космолета. Топ Pioneer 1982 года, выпускалась только для японского рынка. Интересное звучание, сендастовые головки и фирменная система калибровки. Весьма необычные вертикальные светодиодные индикаторы, оригинальные органы управления. Несмотря на не самые выдвющиеся характеристики – хотел бы поиграться и послушать запись.
  11. PIONEER CT-F1250
    Топ так называемой голубой серии. Многие энтузиасты аппарат этот хвалят, однако кассетники с открытой компоновкой кассетоприемника – не мое. В особенности конструкции именно этой модели не вникал, вот чисто из любопытства послушать что да как – не отказался бы.
  12. PIONEER CT-A9D
    1985 год, рефренсныйЛПМ, моторизованный кассетоприемник, автоматическая калибровка. Дека позволяетвыжать максимум из ленты любого типа. Говорят, что запись почти неотличима оторигинала, вот в этом и хотелось бы убедиться.
  13. SONY TC-KA7ES – топчик SONY
    Помимо дек AKAI – у меня было приличное количество дек Sony. Должен сказать, что звук дек Sony мне лично наиболее приятен, не могу это объяснить. Абсолютный топ Sony, знаменитая серия ES. Было время, когда эта дека стоила дороже, чем Накамичи Драгон. Очень навороченная дека, вот потому и интерес – а как же звучит абсолютный топ Sony.
  14. SONY TC-K777 – лучшая дека Земли!
    Топ – топами, а вот самой лучшей декой Сони считается другая модель – TC-K777. Вообще по мнению некоторых – одна из лучших дек на планете Земля ))) 1980 год, калибровка, поканальный уровень записи, максимально возможное качество записи на кассету. Ну как можно устоять и не послушать лучшую деку землян?
  15. STUDER A710
    Тут мы осторожно ступаем в воды профессионального оборудования. Прямой привод, 4 мотора, сендастовые головки Sony, воздушный звук, напоминающий катушечный магнитофон (конечно) с бархатистой серединой. Большого распространения не получила, однако считается выдающейся профессиональной декой. Увы, открытый кассетоприемник, что по мне как-то несолидно, но вот именно звучок бы и хотелось услышать.

МУЛЬТИКАССЕТНЫЕ ДЕКИ / КАССЕТНЫЕ ЧЕЙНДЖЕРЫ

Мы прошлись по однокассетным декам, были еще и двухкассетные, но многие согласятся что это в общем-то устройства для удобного тиражирования, но характеристики у них так себе. Эту категорию устройств я умышленно пропущу, но вот мультикассетные деки для меня были откровением:

  1. Sony MTL-10 – 10 кассет
    Этот выпущенный примерно в 1983 году плеер (без функции записи) мог проигрывать 10 кассет. Кассеты загружались в специальный контейнер и потом по нажатию одной кнопки можно было обеспечить себя непрерывным звучанием в течение 15 часов! Вот это доцифровой меломанский рай!
  2. PIONEER CT-M6R – 6 кассет
    Более продвинутая модель с возможностью записи – это Pioneer CTM6R. Это кассетник на 6 кассет с приличным функционалом и относительно неплохими характеристиками. Дальнейшим развитием этой коцепции была более поздняя модель Pioneer CT-WM77R в которую уже можно было загрузить 7 кассет.
  3. PANASONIC RS296US – 20 кассет!!!
    Но абсолютным лидером в этой категории я считаю Panasonic RS296US 20 Place Cassette Carousel на 20 кассет! Я не ожидаю чудес звука от этой модели, но согласитесь – взглянуть на это инженерное очарования было бы очень любопытно!

БУМБОКСЫ ИЛИ “МАГИ”

В истории кассетников отдельная страница принадлежит переносным магнитофонам и магнитолам. У многих увлечение музыкой и аппаратурой началось именно с них. Топ здесь для меня просто и понятный.

  1. SHARP GF-777 =три топора=
    Абсолютный небожитель по всем канонам мифологии – это разумеется Sharp GF-777 1981 года выпуска, а в народе просто Шарп три семерки или даже три семерки и вообще три топора. Не думаю, что звезда комиссионных магазинов, один из главных пунктов при разделе имущества в недалеком прошлом нуждается в подробном представлении, это просто крутая и сказочная вещь, которая в одночасье стала моментально узнаваемым и широкоизвестным признаком достатка. Притягательность ее обусловлена многими факторами, в том числе и в её ультрасовременном облике, где фронтальная панель пестрела индикаторами и регуляторами. Кроме того, мощность акустики этого двухкассетного монстра казалась запредельной для переносного аппарата. Неудивительно, что данный магнитофон мгновенно дарил владельцу ореол избранности, а со временем и просто превратился в легенду, свет которой не меркнет и спустя много лет.
  2. NATIONAL RX-7000
    Номер два в моем топе –  National RX-7000 – маг для солидных господ, что подчеркивалось помпезными боковыми деревянными панелями. А что вы хотели – на борту микропроцессорное управление ЛПМ, ручная и автоматическая регулировка уровня записи и возможность работы с четырьмя типами ленты. Ого-го-го для 1981 года!
  3. TOSHIBA RT-S98
    Поскольку были боги в лице  шарпа три топора, то логично и появление их так называемых убийц – например в лице ToSHIBA RTS98. Двухкассетный суперкомбайн с отстегивающимися колонками, на борту которого уже тогда использовалась акустика с пассивными излучателями, которые давали просто улетный и неподражаемый бас! Разумеется, все это богатство было усыпано гроздьями кнопок и вертелок-крутилок как у настоящего гостя из будущего.

И что друзья, где это все теперь? Ну некоторые страницы истории сохранены в книгах. У меня таких несколько – Sound Design – затрагиваются очень интересные аспекты создания аудио техники с любопытными примерами. Или вот Boombox Project – прекрасное собрание фоток и историй про бумбоксы. А что будет самими кассетами и техникой? Да ничего особенного – все как обычно – тлен и забвение. Об этом я подробно рассказываю в выпуске “Кассетный ренессанс”, который понятно что не состоится.

Именно поэтому я и составил свой хит-парад. Хочу иметь под руками список моделей, которые представляют первоочередной интерес лично для меня. Сам я владею тремя деками – TEAC, Sony и AKAI, разумеется эти модели в этом списке не представлены. Список мне нужен если подвернется случай, когда у кого-то дома есть штук 30 кассетников (я в таких домах бывал) то чтобы не терять время на второстепенные модели, а сразу смотреть самые интересные. С учётом того, что количество работающих экземпляров всех перечисленных моделей с каждым годом будет только сокращаться – друзья если у вас будет возможность поиграться с такой техникой используйте этот шанс! Потому что это не навсегда!

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

Тематические ролики:

Этот ролик:

Кассетный ренессанс (отменяется):

Кассетная дека золотой серии TEAC V 6030s:

 


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: https://revintages.com/best_cassette_decks/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *