Я постоянно получаю вопросы по поводу подбора техники или подбора совместимых компонентов – “А какой усилитель мне купить?” или “Какие колонки подходят к этому ресиверу?” и проч. Ваш вкус индивидуален и неповторим, и и угадать его мне на дано. Это тоже самое, что советовать девушку в жены по внешним данным. Уживетесь вы с ней или нет – это можно понять только вам самим. Поэтому от таких вопросов я по возможности отнекиваюсь. Однако за все время увлечения аудиотехникой и перебора многочисленных аппаратов у меня выработались некоторые аксиомы, скорее не аксиомы а best practices – так называемые “лучшие практики” –  проверенные направления, по которым можно уверенно двигаться без страха разочарований. Особенно в начале пути.

Да друзья, как вы поняли – эта статья – для начинающих, для тех, кто делает самые первые шаги в аудио. Для тех, кто перерос звук из мобильника и наушников-вкладышей и готов вложиться в первую полноценную стационарную систему для прослушивания музыки на двухканальном стерео комплекте я предлагаю простой и недорогой, а главное практичный старт. Через меня прошло приличное количество техники, и я думаю, и я надеюсь, что у меня собралась некая критическая масса опыта и знаний, которая вам может пригодиться и сможет оградить вас от разочарований.

Да, я долго не делал такой пост, потому что ждал удобного момента, когда у меня сформируется такая система, чтобы на ее примере можно было выпукло продемонстрировать и подкрепить мои основные тезисы. Наконец такой комплект сформировался и мы можем вплотную познакомиться с плюсами и минусами предлагаемого подхода.

Итак, друзья, если вы готовы вынуть бананы из ушей и начать слушать музыку естественным образом – через двухканальную стереосистему – то для старта в качестве самого первого сетапа я предлагаю компоновку, которая обойдется примерно в 250-300 долларов США и состоит она из :

  • в качестве основы – ресивер из 90ых годов – почему именно ресивер и почему из 90ых – я поясню позже
  • акустика – презираемые многими колонки-столбики или как их называют в народе – “скворечники”. Желательно с боковыми басовиками. Аргументы для этого тоже предоставлю.
  • Ну и наконец источник. Любой цифровой источник. Для начала сойдет портативный плеер или даже телефон или древний лаптоп, лишь бы у них был  выход на наушники. Впрочем источник тут не принципиален. Я предлагаемую систему с источником в виде проигрывателя компакт дисков собрал и сейчас мы на нее взглянем и немного послушаем:

А вот и состав этой системы:

  • ресивер Sony серии ES – у нас он стоит в примерно 120 долларов
  • колонки-скворечники  безвестной фирмы Precision Acoustics – примерно 100 долларов
  • ну и в качестве источника именно в этом отрывке используется дешевенький сиди чейнджер (еще 30тка долларов), хотя я предпочитаю портативный плеер, который может воспроизводить хайрез FLAC (примерно еще 50 долларов) – примерно вот такой

Со временем эта система может преобразоваться вот в такую систему с дополнительными компонентами, но варианты развития мы рассмотрим немного позже.

Итак друзья, начальный стартовый сетап на основе ресивера из 90ых и колонок-столбиков. Почему так. Поясню.

В самом начале пути вы еще не совсем понимаете чего хотите, что вам ждать от звука и какие лично у вас предпочтения.

Вполне вероятно, что то более серьезное чем смарт-колонка изделие вы слышали у друзей и вам понравилось. Но тут важно понимать, что то, что вы слышали у друзей – это системы отражающие вкус их владельцев, а не ваш. Причем звучание этих систем вы услышали в комнате ваших друзей, которая может быть была даже особым образом подготовлена. Совсем не факт, что собрав точно такие же компоненты вы получите точно такой же звук у себя дома. Поэтому вам придется пройти этот путь самостоятельно и прислушиваться придется только к своим ощущениям.

Какие основные задачи вам нужно решить в самом начале?

Их всего лишь две:

  • 1) построить первую, не очень дорогую систему в своем помещении, которая станет вашей отправной точкой. Почему это важно – вам необходима некая точка отсчета, которая будет вам доступна в любое время. Эта система и будет тем, что вы сможете сравнить с другими системами, если почувствуете тягу к совершенствованию своего комплекта. И тогда вы возможно поймете какие компоненты можно улучшить, а какие оставить как есть
  • 2) вторая задача – это разобраться со своим вкусом, своими предпочтениями и ощущениями. Почему это важно. Очень просто. Потому что в данный момент вы просто не знаете что вы хотите. Какой звук вам нужен. И проблема не в том, что у вас проблема с познаниями, просто в таком деле нужны реальные слуховые ощущения основанные на практическом слушательском опыте, а не теоретические выкладки и графики измерений.

При подборе компонентов для первой системы всегда в полный рост встает вопрос цены. Глаза разбегаются от предложений от сотен до тысяч долларов за один только усилитель, а почему такая разбежка в цене – вам пока непонятно. Поэтому вполне естественно, что вы не хотите вкладываться и тратить много, потому что вы грубо говоря не знаете по чем условный децибел, ватт, герц  и так далее. Ничего страшного, именно поэтому я предлагаю проверенное и недорогое практичное решение, которое я оцениваю достаточно высоко по параметру цена – качество. Надеюсь, что пожив и попользовавшись им некоторое время вы испытаете радость от полноценного прослушивания любимой музыки и потом сможете гораздо увереннее двигаться вперед.

Компоненты в моем примере:

Итак друзья, в качестве оптимальной основы для вашей первой системы я предлагаю ресивер фирмы Sony:
Sony STR-GX50ES 1990 года выпуска.

Сердце вашей системы должно быть довольно универсальным, подходить для многих вариантов использования и познав многие из них вы сузите направление будущих исследований. Остановимся на этом соневском ресивере и ознакомимся с его сильными сторонами.

  • Большим преимуществом этого аппарата является то, что это ресивер. Да, в отличие от современных навороченных AV ресиверов тут нет возможности подключить дисплеи по HDMI (впрочем и это здесь преимущество, я позже объясню почему), но зато как и классические ресиверы 80х годов тут есть радио. Кто слушает сегодня радио? (ССЫЛКА НА РОЛИК ПРО РАДИО) Возможно кто-то и слушает, но тут суть не в радиоконтенте, а в том, что у вас сразу есть встроенный источник, который позволяет легко проверить некоторые базовые вещи – работоспособность колонок, или работоспособность записывающего тракта кассетника.
    Многие скажут, что ресиверы по факту рождения звучат ХУЖЕ чем просто усилители, но тут есть два контраргумента:

    • 1) на слух эта разница не так драматична, как преподносят ее защитники православного короткого тракта
    • 2) вы еще не знаете как должен звучать правильный усилитель, а некая точка отсчета или планка у вас уже есть сейчас

    Ну и кто откажется от какого-то дополнительного контента в виде песенок по радио и местных новостей?

  • Качество и элементная база. Соневская серия ES преподносится как премиальная и якобы собирается из деталей повышенного качества. Да, отчасти это так, но к сожалению техника Sony даже серии ES ломается и теряет свои первоначальные параметры. Но это относится к технике из 2000 годов. Аппаратура Sony,  которая у меня была в 90х – работает до сих пор. То же самое относится и к этому ресиверу – это ресивер из 90х серии ES в котором ничего не скрипит, нет никаких шумов, переменные резисторы не добавляют в звук песочек и все работает так, как и положено первоклассной японской технике. Серия ES из 90х – это действительно качественные изделия, которые не причинят вам неудобств из-за постоянных ремонтов. Да, скорее всего это временная система, с которой вы через некоторое время расстанетесь, но даже на это время вам нужен беспроблемный аппарат.
  • Регуляторы тембра. Сразу скажу, что я не покупаю и не держу у себя технику без регуляторов тембра. Это долгий разговор, но вкратце – мой принцип очень простой ” Я  сам доведу готовое блюдо до идеального для меня вкуса добавив соли или других приправ на мое усмотрение”. Давайте не будем здесь дискутировать про святой “режиссерский замысел”, режиссеры тоже люди, а не боги и не учитывают просадку слуха со временем и особенности восприятия всего спектра частот конкретным слушателем . Для молодых и пока хорошо слышащих начинающих свой путь я считаю что регулировки тембра тоже важны – ведь это же очень интересно и познавательно попробовать как меняется звук и разобраться в своих предпочтениях – нужны регуляторы тембра, или и так сойдет.
  • Развитая коммутация. Когда вы еще в начале пути – не совсем понятно, что будет составлять основу вашей музыкальной коллекции. Возможно толчком к созданию своей первой системы послужит найденная коробка с полсотней родительских компакт кассет, или на волне общей популярности вы обзавелись десятком актуальных альбомов на виниле или смахнули пыль с заскучавшей башни с компакт дисками. Как бы то ни было, чем больше возможностей подключения  – тем лучше. В этом ресивере у вас будет все для старта: во первых есть вход PHONO для прослушивания винила. Встроенный фонокорректор весьма неплох  и его с лихвой хватит для прослушивания пластинок. Есть и несколько дополнительных входов для родительских кассетников и дополнительный вход для подключения, например, телефона. Я на 90% уверен, что основу вашей текущей коллекции составляют либо файлы либо подписка на стриминговый сервис? так что телефон тут более чем уместен. Если у телефона есть выход на наушники – то мы легко подключаемся ко входу усилителя. Если нет… ну тогда вам потребуется либо старенький лаптоп с выходом на наушники, либо придется раскошелиться на Блютуз приемник, хотя бы вот такой как на картинке:


    Разнообразие подключаемых источников я считаю большим преимуществом этого ресивера, потому что вы можете попробовать многое подключив как современные источники так и более древние, и ознакомиться с тем, что слушали ваши родители или старший брат. Сравнимые по цене новые китайские усилители такой богатой коммутацией похвастаться не могут.
  • Пульт ДУ – я понимаю что слегка комично говорить о пульте ДУ, когда современная техника может управляться с телефона. А я не хочу с телефона. По телефону я общаюсь, а что бы поставить на паузу воспроизведение я не хочу рыскать по приложениям и экранам выискивая нужную кнопку. Так что тут сплошной плюс.

ЗВУК

Хороший тут звук или нет – вопрос очень дискуссионный, плюс тут все зависит от наших личных предпочтений, но я скажу лишь что в данной ценовой категории основными соперниками такого ресивера будет техника из Китая. Так вот, по сравнению с ней тут звук будет на уровне, да и в отрыве от любых конкурентов – звук этого ресивера весьма неплох, во всяком случае на свои 200 долл он точно сыграет.

ЦЕНА

Самое большое преимущество этого ресивера – это его цена. Как сердце домашнего кинотеатра ресиверы 90ых давно утратили свою актуальность:

  • нет модных звуковых режимов
  • не поддерживается приличное на сегодня количество звуковых каналов
  • нет разъемов общепринятого сегодня стандарта  HDMI
  • про наличие сабвуфера эти динозавры даже не подозревают

То есть для построения домашнего кинотеатра эта штука категорически бесполезна.И это нам только на руку. Потому что из-за утраты интереса к их основному функционалу  цены на них очень упали. Что является мощным козырем для новичка-меломана – ввиду своего богатого функционала и наличи DIRECT режима – это просто отличный начальный аппарат для прослушивания музыки.

Сегодня такие ресиверы можно купить за 100 максимум 200 долларов и я думаю, что это не окончательная цена – можно будет и поторговаться.

Отличными дополнениями к функционалу этого ресивера являются милые мелочи типа:

  • регулируемый уровень сопротивление колонок на ресивере
  • мониторинг записи
  • упомянутый уже Direct режим (это когда на колонки передается звук без обработки тембрами – такой режим очень уважают любители точного воспроизведения)
  • приятный бонус – разъем для наушников

Итак друзья, давайте подытожим – в силу  уникальной комбинации свойств этого ресивера, а именно:

  • Отличного качества качества изготовления(это все же серия ES)
  • добротной конструкции
  • богатых коммутационных возможностей, включая возможность подключения проигрывателя винила благодаря наличию встроенного фонокорректора и бонусом – бесплатного радио в придачу
  • наличия милых мелочей вроде пульта ДУ и выхода на наушники
  • Самое главное – неплохого для такой цены звука

и при в общем более чем скромной цене – я считаю – это настоящая находка для начинающих свой путь.

КОЛОНКИ

Колонки или акустические системы- это одна из наиболее критичных составляющих вашей системы. От их параметров в довольно серьезной степени будет зависеть актуальный звук в вашем помещении.

Полноценным классическим полноразмерным колонкам еще предстоит отвоевать у вас жизненное пространство, при это поверьте – вам придется самому себе предоставить вескую причину, а лучше несколько – по какому праву эти огромные коробки нагло занимают такие нужные квадратные метры. Более того, если вы не холостяк – такие тонкие материи придется согласовывать еще и со своей половинкой, а это во многих парах отдельный квест 🙂

В качестве старта я предлагаю использовать что-то совсем недорогое, но в то же время гораздо более крупное, чем компьютерные колонки. В моем примере это колонки-столбики фирмы Precision Acoustics с форм-фактором, который в народе называют “скворечниками”. Почему они?

  • Во первых, несмотря на свои скромные размеры они могут дать какое-то представление о масштабности звуковых событий фонограммы.
  • Во вторых – опять, же  в силу своей геометрии – они не займут много места в квартире и легко впишутся практически в любой интерьер.
  • И в третьих – эпоха повального увлечения коробочными домашними театрами прошла, и колонками-столбиками наелись. Появился выбор, можно даже найти многополосные скворечники с басовыми динамиками – вот как в моем примере. Серьезные энтузиасты к таким колонкам либо относятся с нисхождением, либо вообще интереса не испытывают, а, поклонники коробочных домашних кинотеатров уже перешли на более компактные штуки – саундбары и прочие малогабаритные игрушки, поэтому цены на скворечники тоже существенно упали, например эта пара в кадре стоит примерно 100 долларов. Что опять же является положительным фактором при построении первой системы. Вы точно не разоритесь.

Но сразу должен предупредить, что однажды попробовав выносные акустические системы – ваш мир никогда более не будет прежним и вы заглянете в зловещую бездну  многочисленных и порой губительных для разума и кошелька экспериментов 🙂 Самое главное, что наличие скворечников поможет довольно наглядно ощутить разницу между другими полюсами в подборе АС. А именно, при движении в разном направлении вам эта разница сразу будет заметна и заметна довольно драматично. Смотрите:

  • с одной стороны возможно кому-то может понравится идея полочной акустики, тут вариантов моделей множество, но нужно быть готовым, что даже начальный комплект приличных полочников может превышать стоимость вашей текущей системы целиком. А звук может вам и не понравиться.
  • или, если недостаточная масштабность и некоторая водянистость  подачи скворечников сподвигнет вас на полярный переход в другую лигу – лигу полноразмерных классических АС – вы по крайней мере сможете оценить драматичность в разнице звучания и задуматься о покупке другой акустики. Как видим, здесь огромное поле экспериментов.

ИСТОЧНИКИ

Портативный цифровой аудио плеер

Самым компактным, недорогим и при этом хорошо звучащим источником я бы назвал портативный цифровой аудио плеер. Как специализированное устройство содержащее более совершенные чем у телефона ЦАПы у него будет весьма неплохой звук. Если говорить о конкретике , то таким плеером может что-то наподобие плеера Nintaus. У этого портативного цифрового плеера, есть  масса преимуществ – при маленьком размере и не очень большой цене он умеет проигрывать hi-res файлы и даже материалы в формате DSD. Не говоря уже о традиционных файлах без потери качества, а именно флак и APE давая при этом возможность насладиться весьма неплохим звуком. Поэтому по сумме факторов я считаю его самым оптимальным источником для стартовой системы.

Телефон

Если к покупке портативного плеера вы еще не готовы – тогда самый простой способ завершить построение системы – это просто добавить к этой системе телефон с выходом на наушники. Все готово!Теперь можно сделать паузу в подборе компонентов и тут же начать наслаждаться музыкой! Музыка на телефоне у вас уже есть, осталось ее только вывести через усилитель и колонки. Однако тут есть и очевидные минусы – телефон вам может понадобиться для того чтобы сделать звонок… а потом вы заметите, что скорее всего качество сигнала с телефона не самое лучшее.

Домашний компьютер

Здесь на помощь может прийти домашний компьютер. Самый простой, даже самый древний и дохленький.

– и вы уже практически на острие новейших технологий. Самое главное – это чтобы у этого компьютера тоже  был выход на наушники. Самое приятное, что компьютеры как и телефоны во многих семьях уже давно есть. Подключаем выход с компьютера со входом усилителя и у нас уже есть целая мультимедийная станция, по которой можно не только слушать музыку, но и смотреть на ютубе замечательный канал Дабовик 🙂

Варианты с телефоном и компьютером в большинстве случаев вам ничего стоить не будут, поскольку что то у вас в доме уже точно есть – либо телефон либо компьютер, либо и то и то. Проблема здесь только в том, что в этих случаях используются встроенные и довольно слабенькие цифро-аналоговые преобразователи, которые вы быстро перерастете. Для этого случая у меня тоже припасен вариантик – добавляем вот такой недорогой ЦАП (он же Блютус приемник)

за 100-150 долларов в зависимости от сложности и ваш комплект принципиально уже приближается к взрослым системам: вы изолировали транспорт сигнала от ЦАПа и используете раздельные компоненты для каждой критической операции. Дальнейший рост производительности и разрешении системы будет заключаться лишь в последовательной замене каждой составляющей, а не в добавлении оных. Я думаю, что для цифровых коллекций это оптимальный состав компонентов (по назначению, оптимальные для вас модели каждого компонента вам придется находить долгим подбором).

Если хотите вникнуть глубже в тему насколько драматична разница звучания ЦАПов – ознакомьтесь с многосерийной сагой

Проигрыватель компакт-дисков

Еще один вполне жизненный вариант: неплохой альтернативой будет проигрыватель компакт дисков. Сейчас все еще есть огромные коллекции фабричных и самописных дисков, которые при должном хранении будут совсем неплохо звучать, при этом проигрыватели для них сейчас стоят недорого. Проблемы – хранение приличной коллекции тоже требует жилой площади, причем с течением времени эта коллекция будет все больше и больше вытеснять вас из вашего же ареала обитания.


Друзья, глава об источниках в этом повествовании будет неполной без самой безблагодатной части – а именно части про то, с каких источников я бы не начинал. Если вы не решили еще, какой источник у вас будет основным – НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ у вас остается не так много вариантов, а именно: либо файлы либо стриминг. Да, холодная, бездушная цифра. А вот все остальное будет сопряжено с рядом проблем… особенно в самом начале пути.

Совершенно точно я бы не стал делать ставку на:

Кассетную деку – в этом случае вы обречены пользоваться только носителями произведенными 20 и более лет назад и звук практически по всем параметрам будет уступать цифре. При этом большой проблемой будет покупка неубитой приличной кассетной деки и поиск и запись материала. Ведь что бы записать кассету самому нужен еще один источник 🙂 В принципе все тоже самое относится и к катушечным магнитофонам, но это будет еще дороже и еще более громоздко. Проблема поиска материала становится еще более острой. Нет, явно не вариант для начала.

Винил – очень заманчиво, но… Тоже не стал бы впрягаться с самого начала. Дорого. Требует вложений и в технику и в носители. Требует бережного обращения и времени и специальных знаний. При небрежном выборе можно запороть и иглы и пластинки или купить очень неудачное издание альбома. И вообще это очень долгий разговор, короче я бы не стал :-).

Делюсь болью по поводу приобретения новодельного винила:

 

Самый очевидный выбор, который не входит в противоречие со здравым смыслом – в качестве основного выбирайте тот источник, материала для которого у вас больше всего или пользоваться которым вам удобнее всего.

ПРОВОДА

Вы наверняка уже слышали все эти заскорузлые аксиомы про то, что провода дескать “должны стоить не менее 10% от стоимости системы”. Я всегда уточняю “кому должны?” Продавцам проводков? Про провода у меня есть несколько отдельных роликов, смотрите в конце статьи.

Я не отрицаю, что провода являются необходимой частью системы, но это отнюдь не самая важная ее часть. Их удельный вес во влиянии на звук на мой взгляд сильно преувеличен. Рано или поздно вы захотите сами разобраться стоит ли вам вкладываться в дорогие и сильно заковыристые провода, на данном этапе важно лишь чтобы все компоненты системы были надежно соединены. В системе такого уровня вы вряд ли расслышите влияние проводов, но то что провод неисправен – вы поймете точно. Поэтому все что вам нужно – добротные провода, обеспечивающие надежный контакт в месте соединения.

Философская притча про провода:

ВЫВОД

Я привел пример недорогой, но достаточно неплохо звучащей системы которая обойдется примерно в 250-350 долларов в зависимости от того, насколько серьезным будет ваш старт. Конечно, это временная система, которую вы рано или поздно перерастете так же как переросли подростковый велосипед. Она не сможет серьезно подорвать ваше финансовое состояние, зато она быстро приблизит вас к любимой музыке без долгих переборов аппаратуры и возможно даже пробудит интерес к поиску своего идеального звука. С какими-то компонентами вы расстанетесь быстро и без сожаления, какие-то задержатся подольше. Зато это легко расширяемая и мастштабируемая система – что бы получить ощутимое улучшение в звуке – можно заменить лишь один компонент, причем любой, все зависит от вас. И главное – развитие интереса к музыке и технике, иметь любимое увлечение и жить в гармонии.

Технические характеристики ресивера Sony STR-GX50ES :

  • Tuning range: FM, MW
  • Power output: 80 watts per channel into 8Ω (stereo)
  • Frequency response: 5Hz to 50kHz
  • Total harmonic distortion: 0.8%
  • Damping factor: 50
  • Input sensitivity: 2.5mV (MM), 150mV (line)
  • Signal to noise ratio: 87dB (MM), 105dB (line)
  • Output: 150mV (line)
  • Speaker load impedance: 4Ω to 16Ω
  • Video Connections: composite
  • Dimensions: 430 x 135 x 375mm
  • Weight: 8.8kg
  • Accessories: RM-U203 remote control

https://www.hifiengine.com/manual_library/sony/str-gx50es.shtml

Тематические ролики:

Этот обзор:

Обзор портативного плеера Nintaus:

Практические соображения по поводу проводов:

Ролик со сравнением звучания полочников:

Мой старый обзор полочников KEF:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/audiostart/

2 Comments

    1. REVINTAGES.COM

      Смотреть по объявлениям. Больше нигде вы такую технику не купите. Или покупать в Японии на аукционах.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *