Самый исчерпывающий обзор японского катушечного магнитофона-приставки AKAI GX-635D на русском языке. Технические характеристики, особенности дизайна, конструкция, функционал, примеры звучания, представлены даже редкие аксессуары. Подробнейший рассказ в трех частях.

Это вторая часть из серии статей посвященных японскому магнитофону AKAI GX-635D. Не будем вдаваться в обычные пафосные банальности про культовый статус и легендарность этой модели, это и без меня хорошо известно :-). Будем считать, что на этом лирическое вступление закончено.

ФУНКЦИОНАЛ АППАРАТА

Это стереофонический магнитофон-приставка с выдающимися для своего времени решениями и отличными для того же времени формальными техническими характеристиками.
  • Frequency response: 30Hz to 27kHz (7 1⁄2 ips)
  • Signal to Noise Ratio: 62dB
  • Wow and flutter: 0.04% (7 1⁄2 ips)
  • Total harmonic distortion: 0.5%
  • Crosstalk: 40dB
  • Track system: auto reverse, 4-track, 2-channel, stereo/monaural system
  • Heads: 2 x GX record, 2 x GX playback, 2 x erase
  • Motor: 2 x reel drive, 1 x capstan
  • Reel size: up to 10.5 inch reel
  • Tape speeds: 3 3⁄4 7 1⁄2 ips
  • Input: 70mV (line), 2mV (DIN), 0.25mV (mic)
  • Output: 0.775V (line), 0.3V (DIN)
  • Dimensions: 440 x 483 x 256mm
  • Weight: 21kg
В наличии 6 отдельных головок – два комплекта из стирающей, записывающей и воспроизводящей головок. Головки стеклоферритовые, с огромным сроком службы. Движение ленты обеспечивают три мотора. При такой комплектации стало возможным наличие полного реверса, то есть 635 позволяет воспроизводить и записывать обе стороны катушек не снимая их для переворачивания.

Автоматическая смена направления движения ленты происходит, если лента снабжена специальными металлическими полосками, которые обычно размещаются на стыке ракорда и записываемой ленты.

Магнитофон снабжен огромным количеством весьма продуманных удобств и при этом выглядит пусть если не как победитель, но как почетный участник конкурса красоты так это точно. И я считаю заслуженно.

ФРОНТАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ

Начнем осмотр фронтальной панели с левой стороны. Кнопка включения питания, далее идет переключатель режимов движения ленты. Не забываем, это аппарат с полным реверсом, и он по умолчанию проиграет только одну сторону катушки. Однако, если лента снабжена специальной полоской, то при помощи этого переключателя можно заставить магнитофон проиграть обе стороны катушки или даже проигрывать их вечно (так называемый режим “кольцо”). При всем кажущемся удобстве тут есть одно большое “но”. При смене направления движения ленты аппарат все равно сначала останавливается  и происходит это с оглушительным лязгом. От которого разбегаются коты, а девушки роняют бокалы с коктейлем.
Переключатель размера используемых катушек. Имеет два положения: “10 дюймов” и “7 дюймов”. Этот магнитофон может проигрывать большие, так называемые студийные катушки размером 10 дюймов, или как их еще называют “километровые”, в советской классификации это номер 27. Они заметно больше, следовательно будучи заполнены лентой – значительно тяжелее чем 7ми дюймовые катушки (это номер 18) и требуют другого натяжения ленты. При переключении между размерами катушек меняется положение поворотных натяжителей ленты.
 
Удивительно, но конструкторы этого AKAI и не предполагали, что их детище будет крутить катушки других размеров. У меня есть экзотическая пара 8 дюймовых катушек BASF которые уже требуют применения набов. Набы – это переходники /фиксаторы катушек больших размеров. На эти катушки помещается такое же количество ленты как и на 7 дюймовых.

Кстати, про ленты. Меня постоянно спрашивают, а где взять ленты? Ну есть например аукционы, где можно купить ленты на катушках, но это будут старые ленты, которыми уже пользовались. А если нужны новые – тогда надо смотреть в других местах, которых не так уж и много.

В прошлом выпуске я уже рассказывал, про фирму Reeltoreelworld из Латвии, где я нашел много интересных вещей. Так вот, помимо всего прочего, у них же есть и запасы новой пленки и на весьма приличных километровых катушках. Выбор большой. Это и улучшенная пленка BASF на 7 и 10 дюймовых катушках. Если нужны просто металлические катушки – то они тоже есть. Так же в наличии огромное количество аксессуаров:
Теперь вы знаете, что по крайней мере в одном магазине есть масса расходников и комплектующих для нашего общего хобби. От себя лично замечу, что конек ReelToReelWorld – это конечно стойки!
Ладно, экскурсия закончена, возвращаемся к нашему Акаю!
Кнопка вставки пауз. В моей версии магнитофона эта кнопка ярко-оранжевого цвета. В первом ввыпуске я рассказывал о двух версиях этой модели магнитофона, в версии с отверстиями на крышке блока головок эта кнопка серебристого цвета. При нажатии или нажатии и удержании этой кнопки отключаются цепи подачи входного сигнала и на ленту пишется сплошная тишина. Таким образом можно вставлять паузы между композициями. Эта кнопка работает совместно с индикатором паузы, который при активации этой функции мигает с частотой примерно раз в секунду. То есть по количеству миганий можно было примерно оценить сколько секунд тишины вставить и после остановить запись. Вот это технологии, не то что автоматические бездуховные 2 секундные паузы при мастеринге компактдисков!!!
Далее мы подбираемся к прижимному ролику. Критическая часть любого магнитофона, обеспечивающая равномерную и стабильную протяжку ленты. Подвержен износу, поэтому рекомендуется его бережное использование и своевременное обслуживание. Чем и как чистить прижимной ролик – это вопрос без однозначного ответа и посему причина постоянных войн на тематических форумах, я же просто протираю его тряпочкой смоченной в мыльной воде. Делитесь своими методами чистки прижимного ролика в комментариях.
Крышка блока головок. Как мы уже знаем, эта модель имеет два разных дизайна крышки. В более ранней имелись отверстия для доступа к регулировочным винтам головок. В моей, скорее всего более новой версии, этих отверстий нет, поэтому мы эту крышку снимем. Перед нами целая россыпь головок – стирающая записывающая и воспроизводящая для прямого движения ленты; и такой же комплект для реверсивного. Сюда периодически нужно заглядывать и проводить уборку. Чистим не только головки, но и штанги и все други детали, которых может касаться лента. Не устану повторять, что если для других марок магнитофонов износ головок – это первое на что нужно обращать внимание, то для акаевских головок GX это не так критично –  если они физически не разрушены, то их параметры будут во многом близки новым.
Поворотные натяжители ленты. Снабжены направляющими штангами.  При заправке ленты их нужно отвести в крайние положения, а после вернуть в исходное состояние. Являются также датчиками, детектируют наличие специальных  полосок на ленте, для обеспечения выбранного направления движения ленты или ее останова.  Совместно с крышкой блока головок составляют мгновенно узнаваемый футуристичный образ катушечников AKAI, образ намного опередивший свое время.
Счетчик расхода ленты и кнопка его сброса. При движении ленты со скоростью 19см в секунду отображает минуты и секунды. Значения секунд отображаются красным цветом.
Регулятор скорости ленты. Регулировка осуществляется в пределах плюс минус 6%. При использовании чужих лент с записью бывает просто необходима, поскольку скорость движения ленты на чужом магнитофоне может слегка отличаться от нашего.
Подкатушечники. Они тоже со своими фишками. Их поверхность покрыта резиновой подложкой с небольшими шипами. В эти шипы плотно входят родные акаевские набы, я подробно об этом рассказываю в первом выпуске. Для правильного позиционирования наба относительно подкатушечника  тут имеется точка. Отлично продуманный компонент.
Передвигаемся правее.
Блок кнопок управления движением ленты. Здесь все стандартно, кроме 2 кнопок воспроизведения. Но это и понятно, ведь это же аппарат с реверсом, поэтому проигрывать и записывать катушки мы можем в любую сторону. Видно, что кнопками усиленно пользовались, да все верно. Следы использования всегда есть на любимых, полезных вещах. На крышке блока головок написано, что кнопки эти требуют лишь легкого касания перышком для того что бы они срабатывали. Да, все верно, кнопки нажимаются легко, но вот грохот механизма при этом с полетом бабочки никак не ассоциируется.
Спускаемся ниже. Тут все как с барышней, чем ниже, тем больше дух захватывает, да? Конечно, тут нашему взору открывается интимная визуализация наших эмоций 🙂
Стрелочные индикаторы. Собственно то, чего хотелось больше всего. Воспоминания из детства, да? Магнитофон оборудован парой довольно больших стрелочных индикаторов, по английски они называются VU meters или volume meters, в русскоязычной литературе можно встретить кальку “волюметр”. Несколько грубоватый прямой перевод означает “измеритель уровня звука”, хотя в большинстве случаев эти индикаторы показывают уровень напряжения в звуковом тракте аппаратуры. Их магия состоит в сочетании теплой подсветки лампами накаливания и завораживающем танце стрелочек. Понятно, что оторваться от них невозможно…
Один из зрителей сильно оскорбился, когда я назвал стрелочные индикаторы цыганщиной. Думаю, тут требуется уточнение. Корпус под золото, отделка редкими породами дерева и проч – эти красивости в большинстве случаев слабо влияют на необходимый функционал. Подчеркиваю, необходимый. Так вот, во времена производства этого магнитофона стрелочный индикаторы были необходимым инструментом для контроля записи, потому что других еще массово не выпускали. А на момент моего поиска катушечника уже был довольно широкий выбор магнитофонов с другими типами индикаторов, которые гораздо более информативны и удобнее для считывания показаний. Ведь в более современных индикаторах есть масса дополнительных удобств – и фиксация пиков, и цифровая индикация значения и индикация перегрузки  и проч.  то есть обычные стрелочные индикаторы хотя и помогали в выставлении уровня записи, но по сравнению со всеми эти дополнительными техническими наворотами, которые позволяли гораздо более точно сделать необходимые настройки  – стрелочные индикаторы на сегодня почти украшательство, потому и цыганщина. Но мы же хотим не не сухих фактов, а ностальгических эмоций от созерцания знакомых теплых образов ! Именно поэтому – долой газоразрядники, секси стрелочки рулят!
Под индикаторами у нас расположилось еще несколько важных органов управления: разъем для наушников и регулятор громкости наушников. Кстати этим регулятором можно не только подобрать нужную громкость в наушниках но и выставить оптимальный уровень выходного сигнала.
Кнопка MONITOR. Очень важная. Позволяет переключаться между двумя независимыми друг от друга канала, канала записи и канала воспроизведения. Дает очень критическую возможность слышать а значит и контролировать сигнал непосредственно уже записанный на ленту  и оперативно вмешиваться в процесс записи в реальном времени. То есть это то, что в народе называется “сквозным каналом”. Все, кто пишут на ленты или кассеты всегда пользуются этой функцией, так что наличие этого переключателя большое благо.
Поворотный рычажок Timert Start. Старожилам про эту функцию рассказывать не нужно, ну а интересующимся зрителям помоложе я сейчас все поясню. Возможно кто-то еще и помнит что видеомагнитофоны были оборудованы функцией записи, которая включалась в определенное время дня. Таким образом можно было не пропустить любимую передачу, если приходилось уехать в командировку и потом посмотреть ее в записи. Только в видаках для этого был свой собственный телеприемник, а вот при записи на ленту например радиопередачи про любимую электронную  музыку нужно было гораздо больше усилий и дополнительных устройств. Во первых, помимо магнитофона, который устанавливался в режим записи  нужен был еще и отдельный радиоприемник. Во вторых, нужен был еще один прибор, который запитает все участвующие в процессе записи устройства который. Таких приборов производилось множество, в том числе и фирмой AKAI. При наличии таймера и при помощи функции Timer Start можно было не только записывать, но и воспроизводить, так что  при наличия таймера вы получали еще и будильник, который позволял просыпаться под любимые треки с катушек. Старт таймера тут взводится тоже нетривиальным образом – это не кнопка и не переключатель. Это поворотная ручка на тяге, которую нужно потянуть на себя и повернуть в сторону.
Кнопка переключения скорости  движения ленты. Имеет два положения – 19 и 9 скорость. Предупреждая возможные вопросы скажу скажу, что при использовании 9 скорости на километровых катушках можно получить 6 часов стереофонической записи, а при записи на одну дорожку мы получаем 12 часов записи монофонического материала. Понятно, что качество так себе, так кто-то и музыку с ютуба на телефоне слушает и кто сказал что его эмоции хуже чем при прослушивании системы стоимостью с трансатлантический лайнер?
Выбор типа ленты. Два положения: Low Noise (низкошумящая лента) и Wide Range (широкий диапазон, скорее всего –  частот). Я думаю, что при переключении тут меняется ток подмагничивания, но я не уверен. Мне никогда не попадались катушки wide range, так что я толком и не поэкспериментировал.
Две кнопки выбора активных дорожек. На этом магнитофоне можно записывать и моно и стерео сигнал, в зависимости от активации дорожек. Если активированы две дорожки – пишем и воспроизводим сигнал с двух дорожек одновременно, если одну – то взаимодействуем только с ней.

Помимо записи с линейного входа, на этот магнитофон можно записывать с микрофонов. Они подключаются через гнезда на фронтальной панели. Для каждого микрофона можно выставить свой уровень записи.
Уровень записи для микрофонов и для источника подключенного линейным входам магнитофона выставляется при помощи чудесных регуляторов. При беглом взгляде мы видим что каждый регулятор состоит их двух поворотных ручек и одного кольца. Внутренняя ручка для регулировки левого канала, внешняя для правого – а кольцо – это так называемое “кольцо памяти”. У него есть собственный маркер положения. Это простое и гениальное усовершенствование позволяет легко поднимать или снижать (в конце ленты) уровень записи. А самое главное поднимать или снижать плавно! Это особенно ценно, когда левый и правый канал у нас имеют разные уровни и соответствующие ручки нужно было бы поворачивать одновременно.

Кстати, именно из за этих регуляторов я не буду снимать передине декоративные панели, что бы показать внутренности аппарата с лицевой стороны. В одном из регуляторов записи у меня сломана небольшая пластиковая защелка/клипса, которая удерживает кольцо памяти. Сейчас тут все держится, но лишний раз я всю конструкцию тревожить не хочу. А если не снять эти ручки включая кольцо памяти – то и снять передние декоративные панели невозможно. Что бы как-то компенсировать отсутствие такой важной информации – ниже я привожу несколько роликов других авторов где эти потроха показаны полностью! Поверьте, если вы посмотрите предлагаемые ролики – то ничего нового в моем аппарате вы не увидите!

Пришла пора повернуть красавца спиной и посмотреть что там как. Конечно после космических технологий фронтальной панели сразу бросается в глаза какая-то безысходная посконность, которая выражается в цвете и фактуре задней крышки. Ужас. Такое я видел только в советских радиоточках массового производства к тому же сделанных впопыхах. Товарищи дизйанеры AKAI! Как же так? По океану плыли-плыли, а на суше утонули? Неужели нельзя было поставить тут вместо перфорированной панельки из вторсырья такое же нечто космическое как на парадном входе? Задняя панель совсем не перегружена начинкой, и все что у нас тут видно – это ножки для горизонтального размещения, гнездо для подключения пульта дистанционного управления (я его демонстрирую в первом выпуске) , кабель питания, табличка с  серийным номером и  входы/выходы,  причем есть разъемы RCA, а разъемы DIN в американской версии отсутствуют.

ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ

Снимаем крышку – вместо фото взгляните лучше на видео (первый ролик в разделе “Тематические видеоролики”).
Здесь мы видим массу интересных узлов:
  • Мощное алюминиевое шасси с очень острыми краями, очень легко пораниться
  • мотор
  • плата усилителя записи
  • и проч проч
Что касается элементной базы – есть много противоречивых мнений. Некоторые мастера считают, что используемые здесь транзисторы и конденсаторы ни к черту и что все их нужно решительно менять. Скажем в это м магнитофоне я насчитал 55 транзисторов. Кто-то придерживается принципа – “работает – не лезь”, мы же с Сашей считаем, что есть разумная стоимость ремонта и модернизации и придерживаемся некой золотой середины. Например,  мы поменяли только вышедшие из строя транзисторы на плате усилителя записи. Мы  всегда извлекаем и обслуживаем шумящие переменные резисторы. Если есть новый или или донорский элемент в лучшем состоянии – поставим его. Кстати, здесь все 3 переменных резистора передней панели со временем начинают шуршать, так что мы их все чистили. Так же тут в наличии несколько подвижных контактных групп, они тоже требуют смыва окислов и чистки.
Механическая часть еще не вызывала у нас никаких проблем, хотя смазку мы обновили. Конечно, для старых аппаратов необходимо производить настройку и рекалибрацию, но у нас нет измерительных лент. Если кто-то и отважится купить такой агрегат сегодня, то помимо расходов на покупку придется еще и раскошелиться на регулировку. В условиях Северной Америки это сотни и сотни долларов, плюс расходы на пересылку. Давайте все же посмотрим видео процессов вскрытия и настройки этих аппаратов. Послушаем и посмотрим лучше профессионалов, ролики ниже.

ВЫВОДЫ

Я не хочу и не буду дискутировать по поводу нужности такой техники в эру смартфонов и “стриминга хайрезов”. Раз вы здесь – значит и вам все ответы и мотивации известны. Сосредоточимся на достоинствах и недостатках этой модели по сравнению с другими катушечниками.
ДОСТОИНСТВА:
  • полный реверс на запись и воспроизведение
  • наличие регулировки скорости движения ленты, то есть скорости воспроизведения;
    это редкая фича и есть не во всех катушечниках
  • наличие регулируемого выхода на наушники
  • наличие разъема для пульта дистанционного управления
  • надежная беспроблемная механика
  • приличный трехмоторный лентопротяжный механизм со стабильными характеристиками
  • неубиваемые бессмертные стеклоферритовые головки
  • стрелочные индикаторы
  • довольно высокое качество записи
  • этот маг просто красавчик!!!!
НЕДОСТАТКИ
Я не знаю какие тут можно  привести недостатки кроме одного, но очень досадного:
это очень шумная механика, которая поднимет в ночи похлеще любого будильника и точно испортит любовное свидание.

Остальное не так драматично, возможно просто вкусовщина. Стекло в головок дает небольшой окрас в звучании и записи. Меня это мало волнует, но нравится это не всем. Да, задняя крышка там себе но я тут уже придираюсь.
Ну что же,  вот это полное неопределенности утверждение и подведет черту под вторым выпуском. О звуке мы поговорим в третьем, финальном выпуске видеосаги.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ:


Этот обзор: Катушечник AKAI GX 635D часть 2


Предыдущий обзор: Катушечник AKAI GX 635D часть 1


Играет AKAI GX-635D
R2R meets RtR Unique Sound System Demo


Aкai GX-635 ремонт.чистка.


AKAI GX-635D. #1 В Канаде с любовью восстановленный…

У этого автора много роликов про этот аппарат, дальше ищите сами на его канале

Отличный обзор от Виталия / vintagist71:
Катушечный магнитофон Akai GX-635 D


Покупаем НАБы:


Мои катушки Убойная дюжина. 7 дюймов


Магия вращения Какие катушки лучше. 10 дюймов


Катушки диковинки


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/akai635_02/

4 Comments

  1. Royal CBD

    It’s a shame you don’t have a donate button! I’d most certainly donate to this excellent
    blog! I suppose for now i’ll settle for book-marking and
    adding your RSS feed to my Google account. I look forward
    to new updates and will share this website with my Facebook group.
    Talk soon!

  2. Bitumen for sale

    excellent issues altogether, you simply won a brand new reader.
    What may you suggest in regards to your put up that
    you simply made a few days in the past? Any sure?

  3. Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 2 – функционал. | REVINTAGES

  4. Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 1 – аксессуары. | REVINTAGES

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *