Поговорим о DEPECHE MODE
ДРУЖЕСКИЙ СПОР Привет друзья, в 1993 году я спорил со своим другом из Голландии - какая группа сможет собрать стадион в Амстердаме. Я тогда был фанатом Depeche Mode (впрочем остаюсь...
Мне поступает огромное количество вопросов про кассетную технику. При этом в основном вопросы сводятся к тому что дескать “Где обзоры кассетников? Почему это тема кассетных дек не освящается? Что случилось?”. Отвечаю. Это будет скорее всего один из последних постов на тему компакт-кассет и кассетных дек. И вы поймёте почему. А сейчас преамбула.
Одним из самых моих сильных впечатлений после переезда в Канаду помимо “общей обстановки в стране” были библиотеки. Они меня сильно порадовали и впечатлили. Канадская библиотека – это не только место, где человек может взять книгу. В североамериканских библиотеках можно делать множество вещей: там есть разнообразнейшие клубы по интересам, там есть небольшие интернет-кафе – то есть несколько компьютеров с доступом к интернету (что особенно важно и полезно для вновь прибывших в страну у людей, у которых нет ещё интернета), даже есть мастер-классы по заполнению резюме и поиску работы. Но самое главное – это то, что в североамериканских библиотеках можно взять на дом не только книгу, но аудио и видео носители. В библиотеке города где я живу в своё время была обширнейшая коллекция виниловых дисков. Ппонятно, что со сменой технологий это коллекция была заменена на коллекцию компакт-дисков. Я этим очень часто пользовался, причём коллекция компакт-дисков была довольно обширная, хотя там не было каких-то экзотических инди изданий, но во всяком случае популярные вещи “рок поп джаз блюз” – вот это всё было. Можно было взять и аудиокниги, причём в основном все аудиокниги там хранились в виде записей на аудиокассетах. Точно так же можно было в библиотеке взять практически все популярные голливудские фильмы. Да нужно было подождать своей очереди, но в любом случае вы могли посмотреть там прошлогодние или двухлетней давности блокбастеры совершенно бесплатно просто заказав его в библиотеке. Учитывая тот простой факт, что услуги библиотеки абсолютно бесплатны – согласитесь это просто рай для меломана или видеомана.
Теперь вы знаете как устроена североамериканская библиотека и какие сервисы она предлагает. Это знание нам потребуется чуть-чуть позже.
Вернёмся к компакт-кассетам. В прессе сейчас можно найти множество материалов в которых с разной степенью уверенности указывается, что сейчас происходит “ренессанс компакт-кассет”. Давайте посмотрим на факты.
При этом нас всё равно уверяют в том, что “кассетный ренессанс продолжается!” Всё идёт прекрасно! Количество продаваемых кассет удваивается! Нет, утраивается! А что на самом деле происходит?
Одним из самых массовых рынков использования компакт-кассет в прошлом – автомобили. Интересный факт: последний серийно выпускавшийся автомобиль, имевший на борту кассетный плеер был Lexus SC430 из далекого 2010 года!
Как любой сложный массовый товар индустрия компакт-кассет предусматривает наличие некой экосистемы со сложными связями внутри её. То есть должен быть прежде всего потребитель заинтересованный в данной продукции, должен быть производитель такой продукции и должны быть средства для использования данной продукции.
Взглянем на это все немножко с другой стороны: выпускать средства для проигрывания компакт-кассет, а именно плееры компакт-кассет и записывающие деки сегодня гораздо сложнее и дороже, чем выпускать проигрыватели MP3 файлов встроенные в телефон или хотя бы даже проигрыватели компакт-дисков. Почему? Потому что это сложные электро-механические устройства и многие технологии для качественного воспроизведения кассет уже утрачены, увы. Любителям кассет остаётся уповать только на произведённыее ранее кассетные деки и плееры, которых с каждым годом становится всё меньше. Потому что они ломаются, утрачивают свою функциональность или просто надоедают.
Что интересно, даже если сегодня потратить огромные силы на восстановление этих заводов, которые изготавливали кассетные деки или кассетные плееры – это будет скорее всего тщетно, потому что потребитель уже имеет гораздо более эффективные цифровые решения и устройства и вряд ли его заманишь новенькими кассетными аппаратами.
Теперь давайте пройдёмся по количеству потребителей и стоит ли ради них запускать вот этот огромный и неповоротливый механизм массового производства кассет.
Сколько у вас есть знакомых которые содержат свою фонотеку на кассетах и постоянно докупают новенькие или БУ кассеты чтобы пополнять свою коллекцию? Я уверен что у всех такие друзья есть, но. Согласитесь, это совершенно не массовое явление. А вообще есть ли массовый потребитель компакт-кассет?
В США на сегодняшний день находится более 2 200 000 (два млн. двести тыс.) заключённых в местах лишения свободы. Для осуждённых налажен быт, в том числе имеется библиотеки. Вспоминаем рассказ про библиотеку. Практически в каждой тюрьме США есть такие библиотеки, где помимо книжек можно взять на прослушивание аудиокнигу или даже музыкальный альбом.
Характерно, что единственный разрешённый носитель аудиоинформации в американской тюрьме на сегодняшний день – это компакт-кассета. Точнее есть, конечно, и цифровые устройства для воспроизведения музыки. Например – самый простой вариант – это телефон. Но телефон разрешается иметь не всем. Зато почти всем можно пользоваться услугами библиотеки, слушать аудиокниги или музыку.
Так вот, основной носитель на котором записана аудиоматериалы в американских местах лишения свободы является аудиокассета. Потому что компакт-диск или DVD диск там заключённым на руки не выдаются – их легко сломать, заточить и изготовить орудие, пусть если не убийства, ну а хотя бы орудие для нанесения увечий разной степени тяжести.
То есть получается что основные потребители, которые при этом никуда деваться не собираются – это и есть заключённые в местах лишения свободы а судя по количеству – более двух миллионов – это население нескольких небольших европейских стран. Вместе взятых. Подробности
Если посмотреть сколько кассет было выпущено в 2020 году (мы помним – 173 тыс.) – это как раз примерно то количество, которое удовлетворило спрос на аудиокассеты среди американских тюрем, плюс туда-сюда пару тысяч по всему миру (это на маргиналов типа меня с вами которые любят сидеть дома и чего-то там вытаскивать из этих старинных носителей информации).
Итак, резюмируем. Что нам показывает анализ текущей ситуации:
Конечно, заключёныея США – это большая цифра, но нас всё-таки интересуют обычные люди. Так вот они предпочитают другие, более удобные технологии.
Для тех кто ищет в своём хобби какую-то душевность, какую-то старую-добрую ламповую доброту – вывод неутешителен.
На основе факторов которые я вам привёл получается, что никакого Ренессанса кассет не предвидится. Предвидится лишь какой-то флуктуационный скачок продаж кассет чтобы удовлетворить какой-то сиюминутный спрос для коллекционеров. То есть никакой функциональной полезности от этих кассет нет, есть только трата ресурсов при посредственном качестве и ограниченном объёме, увы. Кассетного Ренессанса ещё раз не будет. Я могу ошибаться, поэтому давайте через 10 лет вместе над этим постом посмеёмся. Ну а сейчас я просто предлагаю наслаждаться музыкой записанная на более привычных нам носителяхн.
Да в общем-то ничего. Никто не может заставить нас перестать играться любимыми кассетами и записывать себе сборники каких-то понравившихся вещей. Я постоянно что-то себе пишу, особенно это касается всяких безымянных исполнителей с сайта Bandcamp, которые делают какие-то интересные вещи и которые можно послушать, так скажем, не покупая их альбом.
А ещё например можно увековечить память о своих любимых кассетах так как это сделал я – делаем небольшое настенное панно со своими любимыми кассетными экспонатами. Кстати в своём демо-ролике где я показываю это панно многие отметили и покритиковали меня за саморезы/шурупы, которые я использовал для крепления кассет. Друзья, это самое удачное решение во всём проекте, потому что оно позволяет заменять кассеты совершенно нетравмирующим способом. То есть – если у меня в коллекции появятся более интересный экспонат – я могу открутить одну кассету и заменить её на этот более интересный экспонат, или если какая-то из этих кассет мне потребуется для записи или для демонстрации – я точно так же её могу отсюда открутить и использовать по назначению. Как видите эти саморезы и шурупы вставляются в стратегические отверстия таким образом, чтобы не задеть ни плёнку ни жизненно важные элементы механизма кассеты.
Если Ренессанса кассет не предвидится то зачем вообще вся вот эта возня с кассетами? Получается тогда что скоро кассетные деки даже у тех у кого они есть уже будут без надобности.
Этот обзор:
Моя память о кассетах – милый сувенир: