У меня никогда не было полноценного лампового усиления в тракте и я решительно ничего не знаю про лампы, кроме того, что они красиво светятся в темноте. А тут у меня большая удача – мой друг Саймон дал мне на неограниченное время погонять аппарат из его коллекции. У меня есть ролик про Саймона и его технику – посмотрите, там есть весьма любопытные вещицы. Ресивер Scott из личной коллекции Саймона прибыл ко мне и прожил у меня дома три месяца. Я слушал его минимум три раза в неделю и у меня уже сформировалось собственное мнение об этом ресивере ну и о ламповом звуке в общем.

В рассказе о ламповой технике обязательно будет предполагается наличие набившего оскомину клише “ТЛЗ”. Ну теплый, ламповый звук,  все же поняли. Бесконечные статьи о том, что это такое и как этот звук готовить и восхищаться им – это и есть вся моя теоретическая подготовка. Увы, никаких глубоких технических познаний о лампах и как они должны издавать теплое звучание у меня нет. Так что выводы мои дилетантские, могут быть решительно ошибочными, но главное, что я пришел к ним самостоятельно.

Итак, ресивер Scott 340B . Произведен фирмой H. H. Scott в 1963 году. В кругу энтузиастов, эта фирма, которая начинает свою историю в 1947 году хорошо известна. Первым коммерческим продуктом этого американского производителя стал динамический шумоподавитель для радиостанций (английское название “The Dynamic Noise Suppressor.”). Несколько позже H.H. Scott начал предлагать качественные наборы для самостоятельной сборки FM приемников, и позже закрепил свою репутацию предлагая уже готовые изделия и не только приемников но и усилителей и другой техники, вступив на стезю конкуренции с такими гигантами как Marantz, Fisher Harman Kardon и даже McIntosh. Однако в 1972 году фирма столкнулась с финансовыми трудностями, которые почти довели ее до банкротства. Ее выкупила другая организация но продукции под маркой Scott больше уже не выпускалось… Я нашел ее адрес на картах и посмотрел – сегодня это обычный ничем не примечательный американский  паркинг прилегающий к коммерческим постройкам… Как будто и не было ничего 🙂

Данный экземпляр ресивера достался Саймону от родителей. Понятно, что данный конкретный аппарат обладает длинной историей владения, правда хозяев за пределами семьи он никогда не имел. Давайте осмотрим аппарат. С первого взгляда это незаметно, но оригинальная шкала приемника растрескалась и была заменена на не очень удачную реплику. Почему не удачную – во первых не все детали разметки шкалы воспроизведены полностью, а те которые и были воспроизведены – практически не видны из-за не очень тщательного подбора цвета. Именно поэтому тут довольно тяжело идентифицировать точно модель, но знатоки ведь сразу ее узнали по характерным деталям (определенный набор ламп, гнездо для наушников посередине между регуляторами тембра, которые в свою очередь сдвоенные). Некоторые выпускавшиеся серии а возможно и все серии этой модели имели еще и деревянный корпус, но здесь как видим он отсутствует.
Вообще в англоязычной прессе эта модель называется как Stereo Tuner Amplifier, то есть стереофонический приемник усилитель, а не ресивер. Возможно в русскоязычной прессе есть тоже более точное название, но я не уверен. К середине 60х годов фирма Scott уже имела в своем распоряжении несколько удачных моделей приемников и несколько удачных моделей усилителей. Закономерным шагом было объединить эти устройства в одно и предложить потребителю, что было вполне логично – в Америке 60ых FM радио было чертовски популярно.

КОНСТРУКЦИЯ

Я бы покривил душой, если бы назвал этот аппарат красавцем. Но сдержанная благородность форм в нем все равно чувствуется. Декоративная Фронтальная панель этого аппарата хотя и изготовлена из металла, но на вид несколько хлипковата, по сравнению с шасси на котором крепятся ключевые компоненты. Должен сказать, что лампы здесь ощутимо греются и на мой взгляд корпус тут все же обязателен – и с точки зрения безопасности и с точки зрения защиты хрупких ламп.

Начнем мы с вида с зади. Обратите внимание на количество винтовых зажимов. Это клеммы для подключения акустических систем. Их тут три пары на канал. Но не обольщайтесь, три пары АС тут подключить нельзя. Этот ресивер работает только с одной парой АС, а цветные проводки которые видны в кадре коммутируют нужные клеммы в зависимости от сопротивления подключаемой акустики. Колонки подключаются к зажимам в нижнем ряду. Мало того, что эти зажимы мелкие и жутко неудобные – они еще и расположены очень близко, поэтому использование проводов приличной толщины тут никак не получается – нужны винты побольше, но тогда провода будут касаться друг друга и замыкать. Впрочем, аппарат позволяет подключение либо одной колонки для прослушивания в режиме моно, либо привычный нам стерео режим, либо можно включить три колонки – стереопара плюс центральный канал. Такую схему я не пробовал.

Что характерно – инструкция предлагает проверять фазировку на слух, и если что-то не так воспользоваться переключателем реверса фазы. Который там на задней панели и притаился. К ресиверу можно подключить ленточные источники на запись и воспроизведение, а также вертушки с разными головками плюс доп источник. Кстати, этот источник вполне может быть цифровым, что и демонстрируется в нескольких моих видео.
Кто хорошо знает конструкцию этого ресивера – поделитесь ключевыми особенностями в комментариях. Расположение ключевых элементов показано выше.

ВНЕШНИЙ ВИД

Тут есть несколько милых особенностей, которые я раньше не встречал НИГДЕ .Во первых есть отдельный переключатель предназначенный для работы ресивера с ОДНОЙ колонкой, да представьте себе – стерео режим тогда был новинкой диковинкой и две одинаковых колонки в наличии были не у всех.

Регуляторы тембра тут сдвоенные – для левого и правого каналов низкие и высокие частоты можно настраивать индивидуально!Форма ручек совершенно самобытная, я бы даже охарактеризовал общее впечатление от дизайна как трофейный 🙂 Есть какие-то нотки, которые можно заметить в немецком оборудовании времен третьего рейха. Кстати, большая ручка настройки на станцию с характерной насечкой это чувство только усиливает!


Регулятор громкости не сдвоенный, но назначение его меняется в зависимости от того, в каком режиме у нас переключатель Comp (compensation). Переключая тумблер мы можем этим регулятором либо менять громкость либо менять уровень тонкомпенсации!

Питание и разные фильтры включаются неказистыми пластиковыми черными тумблерами. Шкала настройки – это повторюсь новодел, но не очень удачный. В наличии так же не очень выразительный индикатор силы радиосигнала  и лампочка захвата fm stereo.

ЗВУК

Многие вероятно ждут, как я буду растекаться мыслями о теплом ламповом звуке, ну что же. Попробуем. Есть две совершенно четких характеристики звука этого ресивера.
  • 1) Полновесность. Это прямая противоположность хлипкости. Была у меня семейная пара усилителей Denon, как я ни старался, звук у них был жидкий и безжизненный. Как будто паруса сдулись и шевелятся только под мощными порывам ветра, а в остальное время они безжизненно шелестят на легком ветерке. Так вот у Scott’а совсем не так. Здесь паруса налитые, тугие но не раздутые. Короче как формы у фитнес модели. Вам нравятся такие формы ? Вот и звук такой. Смотреть на плавные линии подтянутых женских тел как и слушать этот усилитель можно вечно, но… Есть одна деталь. К этой детали мы еще вернемся, а пока пройдемся по частотам. Я неоднократно повторял, что я никогда не куплю себе технику без регуляторов тембра. Тут они к счастью есть. Запас по коррекции довольно большой. Но даже и в нейтральном положении все звучит неплохо. При добавлении комфортного для меня количества высоких  -они не свистят, они остаются шелковыми. Это большой плюс. Чего не скажешь про бас. Баса тут и так хватает, а при выкручивании тембра НЧ его становится слишком много, и возникает ощущение чрезмерности. Может даже где-то погудеть. Мое мнение – лучше контролируемый избыток, чем неконтролируемый дефицит. Короче, с тембрами и детальностью тут все хорошо, но вот и настало время осветить деталь.
  • 2) Я говорил, что есть одна деталь. Не волнуйтесь, гибкая фитнес модель с волнующими формами – не бывший и не переодетый парень, нет. Это все еще теплая ламповая девушка, с рождения. Но. Ей удаются не все виды спорта. Художественная гимнастика и плавание – вот ее конек. Скоростной бокс и бег с препятствиями лучше с ее участием не смотреть. Итак, поговорим о жанровости.  Этот усилитель создан для неторопливого адалт рока типа dire straits или проникновенных баллад ника кейва , хорошо идет старорежимный реггей и олдскульный джаз. А вот бодрый спид металл или заковыристый джапанойз ему строго противопоказан. ибо старичок не справляется.  Захлебывается и хватается руками за сэрцэ, и глотает таблэтки.
Нравится мне такой звук? на избранных альбомах – ОЧЕНЬ. И что бы его получить – аппарат нужно прогреть хотя бы минут 15. Я с удовольствием буду слушать на нем ромовую боссанову Стана Гетца и дабовое пыхтение паровозов била ласвелла, но энергичные запилы прогрока и живительный драм энд бейс я пожалуй делегирую другому усилителю.

РАДИОПРИЕМНИК

Техника Scott прославилась прежде всего благодаря своим радиоприемникам. В этом ресивере приемник – неотъемлемая часть функционала. В наличии только FM диапазон с возможностью приема стереопрограмм. Прием устойчивый. Несмотря на то, что современные радиостанции передают перекомпрессированный звук – слушать радиоэфир через этот аппарат довольно приятно. Те же впечатления от звука – полновесность, и да, возможно, жанровость. Прослушивание радио тоже заиграло давно забытыми теплыми красками.

ЦЕНА

На момент выпуска этот аппарат стоил недорого и недешево. Его цена была адекватной – около 400 долларов США. Сравните с 700 долларов за транзистроный ресивер Sansui Eight. Я бы предпочел Scott, хотя в Sansui и наворотов побольше. Сегодня,этот ресивер можно купить в Северной Америке за сумму в пределах от 300 до 600 долларов, в зависимости от состояния и пробега ламп. Что тоже на мой взгляд ЯВЛЯЕТСЯ ХОТЯ И вполне адекватной ценой, но… все же это как вторая машина. ее просто так не покупают.

ВЫВОДЫ

Итак, что хорошего можно сказать об этом аппарате? Достаточная мощность (35 ватт). Теплый ламповый звук! На избранных альбомах звук через этот ресивер может быть настоящим гурманским деликатесом. Перевешивают ли эти преимущества ряд недостатков, которые тут тоже присутствуют? Не знаю, каждый решает сам. Самый главный недостаток – это теплый, ламповый звук! Который мешает в кашу сложные для воспроизведения вещи типа металлопрокатного молотилова. Кому-то вряд ли понравятся габариты и 18 кг веса довольно громоздкой конструкции. Подключение акустики имеет легкий налет самодельщины, а количество крутилок безбожно увеличивает длину тракта. Но… Если вы смогли полюбить это ресивер таким, какой он он есть – он отплатит  за это теплой текучей патокой, сдобренной полновесным басом. Если вы слушаете хорошо записанные альбомы с четким разделением инструментов и партий и вы готовы тратить ну допустим полчаса на прогрев – этот ресивер станет вам душевным компаньоном в употреблении коньяков аристократических купажей. А вот проигрывание лютого спидметала лучше поручить аппарату поновее и побыстрее. Если вы готовы смириться с неизбежным износом ламп и не гоняетесь за вечной иглой для примуса и для вас важен ритуал особенно при наличии виниловой вертушки, то в принципе с этим ресивером можно сделать долговременную остановку…

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Tuning range: FM
  • Power output: 30 watts per channel into 8Ω (stereo)
  • Frequency response: 20Hz to 20kHz
  • Total harmonic distortion: 0.8%
  • Damping factor: 30
  • Input sensitivity: 3mV (MM)
  • Signal to noise ratio: 60dB (MM), 80dB (line)
  • Speaker load impedance: 4Ω to 16Ω
  • Valve complement: 4 x 12AX7, 2 x 6U8, 4 x 7591, 1 x 6BQ7, 1 x 6U8, 2 x 6AU6, 1 x 6HS6, 1 x 12AT7, 1 x 6KE8, 1 x 12AX7
  • Dimensions: 420 x 140 x 360mm
  • Weight: 18.2kg
  • Year: 1963
  • Price: USD $399.95 (1964)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ

Этот обзор:


Пример звучания аппарата:


Еще пример:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/scott340b/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *