Друзья, это очередной обзор “по следам наших публикаций”.  Многие из вас уже видели ролик мой ролик “Эти ресиверы не стоят сейчас НИЧЕГО”. И решительно потребовали объяснений. Главный вопрос, которым меня закидали вместе с тапками – это как я посмел оценить показанный аппарат в 50 долларов максимум. А еще – Маранц крутейшая фирма, они святые, а ты баран. Это все само собой, сейчас во всем разберемся.
Собственно, видеоролик “Эти ресиверы не стоят сейчас НИЧЕГО” с демонстрацией звучания:

Сейчас небольшое отступление. Друзья, я не радиоинженер-электронщик. Несмотря на то, что я учился в радиотехническом институте – я с трудом отличу п-н переход от пешеходного. Моя основная специальность по диплому связана с компьютерами. Так что в электронике я дилетант, и я до сих пор удивляюсь, почему меня смотрят радиоинженеры и разработчики усилителей. У меня есть одна теория ПОЧЕМУ. и она заключается в том, что я в принципе могу ясно выразить свое мнение как потребитель. А разработчику, как мне кажется, важно понять, как мыслит человек, который будет использовать его продукцию. Согласитесь, разработчики выпуская свою аудиотехнику преследуют некую основную цель и эта цель – заработать. Может быть вы думали что дать потребителю удовольствие от общения с любимой музыкой? Ну да, и это тоже. Как это согласуется с качеством подавляющего большинства техники, произведенной в СССР я не знаю, там точно мотивация была совершенно другая. Ну ладно. Так вот. Мне по большому счету неинтересно что внутри конкретного аппарата. Мне не важно какие там марки синхрофазотронов, клистронов карбюраторов и сифонов. Я буду пользоваться даже кирпичем с опилками внутри если этот кирпич удовлетворяет моим критериям. У меня таких основных критериев оценки аудиотехники ТРИ:
  • радует слух?
  • делает то что надо и максимально удобно?
  • радует глаз?
В последнее время из-за наплыва китайской техники добавился еще один критерий – надежность. Так что ЧЕТЫРЕ критерия. Все. По каждому из этих критериев я легко могу составить свое мнение. В том числе и о цене и ценности. Я не зря упомянул цену и ценность в одном предложении. Это как бы разные понятия. Так вот – в данном случае, цена у ресиверов этой линейки может быт очернь высокой на момент покупки, а после приобретения будут еще дополнительные расходы, что еще больше увеличит цену. А вот с ценностью тут проблема. Читаем дальше ибо в одном предложении все не расскажешь.
Итак друзья, перед нами красавчик-ресивер от фирмы Marantz. Традиционно в Северной Америке ресиверы  Marantz имеют очень высокую репутацию. У меня было несколько шансов познакомиться с винтажными ресиверами 22 серии, это заслуженная гордость фирмы, есть и ролик:

Эти старые линейки обладали весьма характерными свойствами – мгновенно узнаваемый дизайн и чистый, певучий звук. Плюс они были особо ценимы за неплохой фонокорректор. То есть получается у нас 3 в одном:
  • выдержанный благородный винтаж от уважаемой фирмы
  • приятный звук
  • и наконец, приобщение к магическому миру винила
Понятно, что такое тройное бинго было замечено многими и цена на  эти ресиверы взлетела на небывалые высоты. Стоимость их начинается от 300 долларов США и верхняя граница может мелькать в полутора тысячах. Короче границы довольно размыты, но порядок цен понятен.
Теперь взглянем на цены серии SR о которой мы тут говорим. К сожалению, я уже не нашел объявлений о продаже SR1000 за 50 долларов, хотя они периодически и всплывают. Экземпляр в обзоре был куплен за 30 долларов как наполовину рабочий. Но вот одно из типичных объявлений в моем регионе – рабочий экземпляр ресивера вместе с проигрывателем предлагается за 300 канадских долларов. Учитывая огромную популярность вертушек смею предположить, что тут основное внимание уделяется в  проигрывателю, а не ресиверу. Учитывая что цена взята с обычной барахолки – предполагаю, что если владелец сбросит цену до 200 долларов – то  это, возможно, и купят. Объявлению несколько месяцев, кстати.
Имея теперь некое представление о том, что такое Marantz и какие есть цены давайте сейчас совместим это знание и докопаемся до основного – почему эти ресиверы серии SR из восьмидесятых при ненулевой цене сегодня не стоят почти НИЧЕГО.

Внешний вид

(Фото подвергнулось “драматизации” в Фотошопе)
Ребята, тут сразу многие конкуренты тяжело дышат лежа на лопатках. Шикарнейший дизайн. ничего
лишнего, классика во всей красе начиная от линий  фронтальной панели стрелочных индикаторов, ручек, шкалы и заканчивая финишем под дерево – все как мы любим, нарядное и выверенное временем. Тут даже вставки из дерева есть что бы добавить солидности. Отмечу, что это один из замых фотогеничных аппаратов из всего что у меня было! Созерцать эту красоту можно очень и очень долго! Радует глаз? Несомненно. Такая техника украсит любой интерьер.

Звук

Тут, конечно, вкусовщина, кому-то звук зайдет, кому-то нет. Я пробовал звук и на своих основных Klipsch Chorus II и на Pioneer HPM60. К Клипшам я подключал этот ресивер с опаской, но все равно погонял и на них. Я смог добиться вполне комфортного звучания Но. Для этого мне пришлось изрядно повозиться с регуляторами тембра как на усилителе так и на акустике. При определенной комбинации их положений звук был весьма неплох. Но. Снова но. Обратите внимание на мощность усилительной части этого ресивера. Всего 20 ватт на 8 омах. При довольно низком демпинг факторе в 36 единиц. Эти параметры наводят на мысль, что брачный союз этого ресивера с акустикой будет не идеальным. На практике на мой слух это выразилось в следующем – звук был неплох на половине громкости, что для моего помещения было не совсем достаточно. При добавлении громкости бас превращался в подгуживающую вату на одних колонках и в некий непонятный звук, который я могу охарактеризовать максимально близко как “дубовый” на других АС. Короче, если помещение маленькое – то вроде бы ок. Но без потенциала на будущее. При этом взгляните на габариты – это большой огромный ящик с шириной передней панели 47 см, что как-то противоречит концепции “аппаратик для комнатушки”. Мы пробовали этот ресивер с Сашиными колонками JBL. Удивительно, но с ними звук был значительно приятней и бас был более натуральным. Итог. Звук  – на троечку. но при удачно подобранной акустике – на четверочку.
По удобству и функционалу – особых нареканий нет, хотя… Мне не очень нравится идея совмещения входа AUX и TAPE2 , но это мелочи.
А теперь приступим к главному. Точнее к тому, что для меня было второстепенным на первый взгляд, но в реальности очень сильно влияет на надежность. Итак вскрываемся, интерьер и конструкция.

Конструкция

Пока мы не открыли еще верхнюю крышку – обратите внимание на  подсветку. Она не показалась вам слегка странной? Мне лично она по нраву, но. Это не оригинальный цвет. Родные лампочки тут давным давно все перегорели и достать их проблематично. Самоделкины сейчас изгаляются на все лады и самый отвратительный вариант замены старых лампочек – синие светодиоды. Хорошо, что тут использован так называемый цвет AMBER  или янтарный по-нашему.
А теперь откроем крышку. Батюшки свет! Вас не удивляет, что такой огромный ящик не занят даже на треть? Для чего эта унылая пустота? Для муравьиной фермы или генерации сквозняков? Для чего тогда такие габариты? Ну один из вариантов – корпус унифицирован, чтобы вместить начинку более продвинутых моделей. Или что бы использовать уже обкатанный корпус от прошлых моделей. Может быть. Или чтобы сохранить солидность внешнего вида.
В любом случае налицо все признаки унификации и удешевления, которые начались не в начале 90х, а как мы видим на данном примере – на десять лет раньше, а именно в 1979-1980 году. Еще небольшая историческая справка. Фирма Marantz была основана в США в 1953 году. В 1980 году она полностью перешла под контроль фирмы Филипс. Может быть этот факт и реализованная здесь “оптимизация затрат” как-то связаны?
Ладно, полупустой ящик – тут могут быть разные причины. Но давайте присмотримся, а что у нас вот здесь? Если меня смотрят пилоты вертолетов – заранее прошу прощения за мой сельскохозяйственный юмор. Но я будучи в военной среде не раз слышал такую шутку – “бро ты, знал на чем держится вертолет в воздухе? Вот на одной вот такой вот гайке”. Друзья, если принять эту аналогию за верную – то весь хрупкий мир этого ресивера держится на одной воооот такой хреновине:
Это толстопленочная гибридная интегральная схема. Как видим – слонопотамских размеров. Но одна-одинешенька. А именно STK 463. Компоненты STK были впервые предложены фирмой Sanyo в 70х годах и в принципе тогда были восприняты весьма положительно. В дальнейшем эти компоненты получили противоречивые отзывы по надежности.
Я говорил, что не разработчик микроэлектроники и не эксперт в радиодеталях и я могу только предполагать, насколько ремонтопригодна эта штука. Но я знаю одно – если она самопроизвольно накроется мехом песца – владельцу потребуются значительные усилия для того, чтобы снова вдохнуть жизнь в этот славный аппарат. И скорее всего искать донор или довольствоваться сомнительными  совместимыми аналогами из восточной страны, которую нельзя называть. Хотя, почему, вот например земли украинские богаты талантами, на ютубе есть ролик ремонта этой STK:

Дальше, посмотрите на этот прекраснейши образец промышленного дизайна в виде вентилятора. Он залетел сюда прямиком из будущего, из корпуса компьютера. Знаете почему? Потому что ввиду конструктивных особенностей здесь несколько компонентов ресивера неистово греются. И выходят из строя. Поэтому приходится колхозить вот такие чудеса принудительного охлаждения.
Дальше будет совсем грустно. Вот эти прекрасные стрелочные индикаторы выходят из строя почти во всех доживших до наших дней экземпляров этой модели. В объявлениях о продаже так и пишут – звук есть, индикаторы не шевелятся. Они не шевелились и здесь, но мой компаньон Саша помог этим контрольно измерительным приборам обрести второе дыхание отремонтировав и заново их откалибровав.
Ну и еще несколько штрихов. Радиоприемник двухдиапазонный, АМ, FM. Привычная некопеечная антенна для АМ, которую обычно ставят снаружи – тут отсутствует. Есть значительно более дешевый внутренний аналог. Вход TAPE2 совмещен с входом AUX. Жесточайшая экономия. Разъемы для акустики – ну совсем ширпотребные, вмещают только тонкий чахлый провод. А в остальном – да. Marantz – это звучит гордо, это не какой-то там Yorx. Кстати про Yorx – посмотрите, что можно сотворить за 100 американских баксов, вот это чудеса стереостроения 🙂
Мне в комментариях к первому ролику написали что “ты ничего не понимаешь, это Marantz, это легенда и стоит она от 100500 баксов”. Друзья, все верно.  Marantz – легенда и стоит он минимум несколько сотен долларов, но не эта серия. А хотя бы серия 22. Старая же серия SR – это попытка новых владельцев в лице Philips выжать все из Marantz, который еще не растерял тогда в 80х заслуженную репутацию моделей американского периода. Сделали голландцы это со свойственной им бережливостью и экономностью, но если грубее – то со знаменитым голландским скупердяйством.
Меня опять будут критиковать, что я очернил всю продукцию Marantz целиком. Нет друзья, еще раз повторю – речь идет только об этой серии SR. Кстати, сама эта линейка довольно большая. Смотрите, в ней много моделей:
SR-1000, SR-2000, SR-3000, SR-4000, SR-6000, SR-8000 and SR-9000G.Чем выше номер, тем немного все навороченнее, но принципиально проблем меньше не становится. Получилось то, что получилось.

Выводы

Этот аппарат необычайно красив. По звуку есть вопросы, но небольшую комнату озвучит, хотя и будет занимать несоизмеримое звуку пространство. Но как уже понятно это ресивер с маломощной усилительной частью, увы. Очень много проблем с надежностью. Будьте готовы к замене лампочек, индикаторов, и хорошо обдумайте, как решать вопрос перегрева. Из особенностей конструкции тут многие параметры за 40 лет убежали от заводских, так что аппарат потребует настройки, в этом экземпляре например еще не доведен до конца баланс (правый канал играет заметно тише). Стоит ли магия марки Marantz усилий по обслуживанию этой модели и затрат на комплектующие, решать вам. Но это будет совершенно точно дороже, чем цена за едва рабочий полуфабрикат. Кстати, у меня есть еще один ролик для тех, кто не решил еще стоит ли вкладываться в сомнительный винтаж.
Да, мне опять напишут, что “несмотря ни на что – это стоит 500 долларов”. Да на здоровье, пусть за это просят хоть тысячу. Но вы теперь видите и понимаете за что просят такие деньги. И сколько в итоге готов отдать покупатель, вот это и будет реальная цена.
Оптимальный вариант использования аппаратов этой серии – это прекрасный подопытный образец, чтобы отточить навыки что нибудь колхозить. Останется ли при этом что -то от воспетого продавцами звука Marantz – вопрос риторический. Но самый лучший вариант – поставить его где-то в хорошем месте и наслаждаться видом.

Полезные ссылки:

  Технические характеристики:

  • Model: Marantz SR1000, Stereophonic Receiver (1980)
  • Tuning range: FM, MW
  • Power output: 20 watts per channel into 8Ω (stereo)
  • Frequency response: 15Hz to 40kHz
  • Total harmonic distortion: 0.09%
  • Damping factor: 36
  • Input sensitivity: 2.7mV (MM), 160mV (line)
  • Signal to noise ratio: 84dB (MM), 96dB (line)
  • Output: 580mV (line)
  • Speaker load impedance: 4Ω (minimum)
  • Semiconductors: 7 x IC, 8 x transistors, 13 x diodes, 1 x FET
  • Dimensions: 466 x 140 x 323mm
  • Weight: 6.5kg

Тематические видео

Этот обзор:


Отдельный ролик с примером звучания ресивера:

Еще ролик с проблемным винтажным ресивером:

А вот что можно построить за 100 долларов!


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/marantz1000/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *