Небольшая статья о ленточном магнитном носителе звуковой информации – 8трековом картридже. Истории создания, конструкция,  репертуар, интересные факты и качество звучания.

Терминология

В американской поп-культуре картридж 8track – очень узнаваемая вещь, такая же узнаваемая, как в Европе компакт- кассета. Но поскольку в Европе эта штука была не сильно распространена, имеются разночтения. В Северной Америке эта вещица называется однозначно 8track cartridge что означает “восьмитрековый картридж”. Впрочем, кого я обманываю, в Америке говорят  еще короче – eight track.  Иногда говорят еще и eight track tape, но я никогда не слышал что бы говорили eight track cassette. В Европе ни сам носитель ни такое название как-то не взлетело, и по не совсем понятным мне причинам прижилось название Stereo8. Я буду называть это изделие и так и эдак, а точнее так, как удобно мне в конкретном контексте, люблю свободу 🙂

История создания

Итак друзья, зачем эти непонятные коробчки странной формы? Для записи сексмузыки, разумеется, но об этом чуть позже. В 60-ые годы XX века в автомобилях все еще не было надежного источника музыки кроме радио. Были, правда, тщетные попытки впихнуть виниловый проигрыватель, который при всем старании должного бесперебойного и удобного качества воспроизведения не обеспечивал. Несмотря на то, что компакт кассета уже была изобретена – в Америке она еще широко распространиться не успела, и американские инженеры продолжали работать над весьма романтичной задачей – а именно усилить удовольствие от поездок на автомобиле позволив водителю и пассажирам наслаждаться музыкой по своему выбору. Конечно, эту задачу они решали своим уникальным путем. В 1965 году публике были предложены первые коммерческие автомобили с встроенными проигрывателями 8трековыйх картриджей. Логично, что 8трековые проигрыватели появились в результате усилий автомобильных гигантов Ford и General Motors и при активном участии нескольких инжиниригновых и звукозаписывающих компаний. Разумеется, разработчики формата уже знали о появлении компакт кассет, но они были уверены в превосходстве 8трековых картриджей, и как мы позже убедимся – это было несколько самонадеянно.
Это красавчик-автомобиль, в котором самое место проигрывателям 8трековых картриджей:

Устройство и конструкция

Основу картриджа представлял собой пластиковый корпус, внутри которого особым образом была уложена магнитная лента. Лента была склеена кольцом в так называемую  “бесконечную петлю”. Лента протягивается между находящимся в проигрывающем устройстве тонвалом  и встроенным в картридж прижимным роликом. При работе механизма внутренний виток ленты непрерывно вытягивается из рулона в корпусе, проходит между лентоприжимом и головкой и потом наматывается опять в картридж, только уже снаружи рулона. Вот здесь отлично демонстрируется движение ленты:

На устройство картриджа посмотрели, но все же почему 8 track или Stereo8. Где собственно тут восьмерка? Для этого нужно взглянуть на размещение информации на ленте. Разработчики предложили записывать на ленте 4 фонограммы. В оригинале эти фонограммы называются programs.
Переключение между этими programs было сделано практически мгновенным при помощи соответствующих кнопок. Каждая программа была стереофонической, то есть 4 программы по два канала и давали в сумме 8 дорожек или (треков) на одном картридже.
 Слушатель мог сам принудительно переключаться между программами или мог позволить проигрывателю делать это автоматически. Для этого в определенном месте закольцованной ленты наклеивалась полоса электропроводящей фольги. При прохождении фольги через датчик, электромагнит перемещает магнитную головку на следующую программу.
Такое инженерное решение обуславливало наличие не совсем очевидных особенностей:
  • Типовая длительность одной стереопрограммы – всего около 12 минут. Поскольку между программами мы можем переключаться практически мгновенно – многие производители проигрывателей особо не заморачивались встраиванием функции перемотки картриджей. Впрочем некоторые – заморачивались. В моем экземпляре перемотка имеется, и по понятным конструктивным причинам в наличии ТОЛЬКО перемотка вперед
  • По мере износа механизма точность перемещения головки между программами и чёткость её фиксации ухудшались, что вело к повышению уровня шумов и паразитному проникновению сигнала с соседних программ
  • Из-за большой величины картриджа он не помещался в проигрывающем устройстве полностью. Выступающая часть картриджа могла  вызывать определенные неудобства, особенно в автомобиле
  • Из-за нечеловеческих условий работы пленки особое внимание уделялось жесткости корпуса. Он производился из довольно крепкой пластмассы, две половины корпуса скреплялись специальными защелками, разомкнуть которые без специального инструмента практические невозможно (я пробовал, не получилось). Более того, некоторые картриджи изготавливались так, что их нельзя было разобрать без физического разрушения некоторых деталей – например наклейки со списком программ.
  • Чего мне совершенно непонятно – по каким-то причинам среди корпусов картриджей не заметно общей унификации, обратите внимание – донная часть корпусов выглядит по разному и имеет технологические выемки разной формы и в разных местах. А некоторые картриджи и вовсе без них.
  • Были определенные трудности и при размещении альбомов. Альбом должен был размещаться на рамках программы продолжительностью в 12 минут. Таким образом, что бы несколько песен поместить в программу целиком их нужно было подбирать по длительности. Оригинальное следование композиций зачастую не соблюдалось, что могло быть раздражающими фактором (представьте например классические альбомы Pink Floyd с другим порядком следования треков!!!!)
Кстати,раз уж мы упомянули Pink Floyd – на 8трековых картриджах выпускались практически все классические альбомы коллектива.  А что записывали на эти картриджи помимо Pink Floyd?

Что писалось

Прежде всего эти картриджи производились как носители с готовой фабричной записью. Записывалось довольно много популярных альбомов 60 и 70 годов XX века.  Понятно, что по технологическим причинам самыми популярными записями были тематические сборники или так называемые зебестовки (сборники “лучших песен” – the best).

Через некоторое время, когда Stereo8 заняло свою достойную нишу – появились в том числе и чистые картриджи для самостоятельной записи. Понятно, что для того что бы их записать – ваша аппаратура должна обладать соответствующим функционалом. Мой комбайн может их записывать, но проблема подобралась с совсем другой стороны…

Картриджам , которые сохранились у меня уже более 50 лет и их состоянии вряд ли можно назвать даже удовлетворительным. Многие из них при попытке проиграть или записать из-за износа механических узлов разматываются, или, что еще хуже – рвется лента. Поэтому я временно эксперименты прекратил в надежде на отстройку оборудования в будущем…

Фото моего комбайна с проигрывателем 8трековых картриджей:

Примерно в 1982 году массовая продажа картриджей прекратилась и их все еще можно было найти, впрочем скорее случайно, так же как сейчас можно найти компакт-кассеты. Однако, если верить википедии, то даже Курт Кобейн собирался выпустить альбом In Utero в том числе и на 8трековх картриджах.В любом случае примерно к 1988 году о 8трековых картриджах в Северной Америке уже начали совсем забывать, ну а в Европе они и так никогда и не взлетали…
Из последних новостей – если верить вот этой страничке – даже в 2018 году случился релиз на Stereo8, чууумааааааа!

Еще несколько интересных фактов

  • 8трековые картриджи использовались и для некоторых первых караоке машин
  • были также попытки записывать квадро записи
  • самое дорогое издание на 8 треках – 20 лучших песен Битлз. Задокументирована сделка – 1000 долларов за экземпляр! Вот такие бывают настоящие фанаты-коллекционеры.
  • но самое бомбическое применение 8трековые картриджи нашли в индустрии для взрослых, подробности ниже

8track Porn

Не секрет, что порно-индустрия является двигателем прогресса во многих технологических областях. Stereo8 дало возможность массово тиражировать не только традиционные музыкальные формы, но и довольно специфические. Речь идет о так называемом 8трековом порно! Энтузиасты раскопали, что на Stereo8 было произведено несколько записей так называемой сексмузыки. А именно звуки издаваемые парами при занятии сексом и с примитивным музыкальным сопровождением на заднем фоне. Говорят, эти записи пользовались определенным успехом и распространялись через журналы для мужчин. Более того, говорят что некоторые из таких записей все еще можно купить, подробности
Если понажимать на синие линки – там даже можно рассмотреть микроскопические фривольные обложки, но вряд ли вы откроете там для себя что-то новое :-), да и качество так себе 🙂

Качество записи

А теперь о главном – поговорим о качестве записи. У меня нет официальных результатов тестирования качества записи на Stereo8, но общепризнанными считаются следующие параметры:
Полоса воспроизводимых частот: от 50 Гц до 12 кГц
Максимальная планка: 15 кГц
Ширина магнитной ленты: 6,35 мм (это шире чем у катушечника)
Скорость протяжки ленты — 9,53 см/с
Типовая длительность звучания одной дорожки — 11,5 мин,
всего около 46-48 минут на весь картридж
Самые изощренные аппараты могли довести верхнюю планку ло 15 килогерц, но тут скорее все уже упиралось в общие возможности и пленки, формата и оборудования в целом. При прослушивании все же слышна ощутимая разница между звучанием кассеты и Stereo8. Я рационально эту разницу описать не могу, сейчас ради интереса можно послушать небольшой кусочек с образцом звучания, который есть в моем видео (ниже).

Выводы

Итак друзья, что мы узнали об этом носителе? Что у него

  • не самая оптимальная конструкция
  • большие физические размеры
  • не очень впечатляющее качество звука
  • не очень впечатляющая продолжительность звучания
  • быстрый износ, обусловленный наличием механических деталей…

… и при всем при этом этот носитель все же что называется взлетел. Не везде. В Северной Америке в основном и в конце 60ых годов. Это был самый популярный портативный (если можно так выразиться) формат. Особенно для автомобилей. Почему? Наверное потому, что он давал, наконец, свободу. Свободу выбора музыки при свободе передвижения на личном автомобиле. Свободу послушать то, что хочется в данный момент, а не то, что передают по радио. Понятно, что по ряду причин это чисто американская история успеха, впрочем теперь и мы к это истории слегка прикоснулись. Спасибо за внимание!

Ссылки

Видео:

Мой ролик с примерами картриджей:

Демонстрация внутреннего устройства на русском языке:

Протяжка ленты и переключение между “программами”:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/8track/

3 Comments

  1. Pingback: YORX за $100 – дешевле некуда | REVINTAGES

  2. Алексей

    Здравствуйте. Спасибо за использование в статье моего видеообзора. Очень приятно. Удачи.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *