Наше хобби – это настолько захватывающая вещь, что при совершенствовании своего комплекта аудио аппаратуры мы готовы перебрать массу вариантов возможного улучшения, и даже такие, которые не гарантируют заметное, я уже не говорю даже “драматическое” улучшение звучания системы. Многие в этом месте подумают о переборе проводов, или замене предохранителя на правильный аудиофильский с благословенным самыми уважаемыми экспертами металлом в качестве проводника. Да друзья, это все очень интересно, ноэта статья – не про это, здесь мы займемся очень прозаичными вещами которые оказывают заметное влияние. А именно – попробуем убедиться в том, что смена иголки в проигрывателе реально меняет звук.
Да, хочу поблагодарить Игоря К. который оказал неоценимую помощь при подготовке материала. Замечу еще, что Игорь делает убойнейшие фонокорректоры, так что это человек, который очень глубоко разбирается в вопросе. Игорь смотрит мои ролики, так что можете попытать счастья и по крайне мере что-то у него спросить про фонокорректоры у меня на канале.  Игорь, спасибо!
Итак, сравнение игл. Стоит ли говорить, что собственно сам проигрыватель винила мы уже приобрели и потратились конечно, выбрали максимально возможный вариант из ассигнованного бюджета и теперь думаем, а как бы его еще подшаманить, чтобы из прибора этого класса выжать абсолютный максимум возможного качества.
Что за проигрыватель – это  Kenwood KP-770D, очень симпатичный японский аппарат начала 80х годов с  мощным бесколлекторным двигателем с кварцевой стабилизацией, а самое главное – он укомплектован шикарным прецизионным прямым тонармом. На его родной кенвудовской голове закреплен звукосниматель (или как теперь говорят картридж) Audiotechnica AT12. Для этого картриджа можно выбрать несколько разных игл. Конструктивно игла для этой модели звукоснимателя представляет собой составной компонент из нескольких деталей, который целиком обычно называют “вставкой”. Благодаря продуманной конструкции эти вставки довольно легко меняются, что дает возможность переставлять их в зависимости от используемых пластинок. Кто-то  например пластинки из неизвестных источников сначала играет на игле попроще. А кто-то  обращает внимание на жанр проигрываемого произведения и ставит иглу, которая даст нужный акцент звучанию.

Что именно пытаемся узнать мы – это насколько велика разница при использовании разных игл, а в нашем случае – вставок. Для драматизации результатов в соревновании участвуют вставки с разным прошлым, разным пробегом и из разных лиг.

  • Одна вставка является ровесницей самого проигрывателя, с неизвестным количеством владельцев и часов наработки, но все еще вполне сносно выполняющая свою функцию, модель AT12E, цвет вставки – желтый, заточка эллиптическая.
  • Вторая игла – я ее купил новой совсем недавно, отыграл на ней примерно часов 30, я первый и единственный владелец. модель  ATN12S заточка шибата. Такая заточка считается более совершенной, за счет увеличенного контактного пятна в вертикальной плоскости, что позволяет добиться лучшего воспроизведения высоких частот.

Суть сравнения

Мы запишем на приличный рекордер звук с одной и той же пластинки через обе иглы и будем переключаться между полученными фонограммами. Условия сравнения просты:
  • одна и та же пластинка
  • один и тот же усилитель со встроенным фонокорректором, а именно Accuphase C-260
  • один и тот же проигрыватель и картридж, с ними мы уже познакомиились
  • один и тот же рекордер Zoom H6
  • записываемый сигнал получен с выхода усилителя TAPE REC OUT – то есть запись на ленточный источник. Понятно, что положение регуляторов тембров и других органов управления усилителя влияния на полученный сигнал не оказывают.
Сразу скажу, иглы выдают слегка различный по громкости сигнал. Этот сигнал мне пришлось привести к одной громкости в аудио редакторе, это мое единственное вмешательство.
Для самостоятельного изучения я предлагаю скачать несколько образцов звучания и удостовериться в наличии или отсутствии слышимой разницы самостоятельно. Предлагается к изучению два отрывка – один от группы Автограф. Да да, я уже слышу недовольные голоса – дескать нашел на чем сравнивать, вот именно для этих этих недовольных голосов я сделал еще один образец с таким же сравнением, только на основе пластинки группы Dire Straits, которая записана по всем канонам качества и самыми именитыми специалистами. Приготовились!
Сравниваем звучание игла на композиции группы Dire Straits – наглядно

Анализируем:
  • охарактеризуйте услышанную разницу, что именно звучало иначе
  • звучание какой иглы вам понравилась больше – желтой или белой
  • белая игла стоит 200 USD. Желтая – 40-60 USD. Стоит ли услышанная разница таких денег?
  • за какую иглу вы бы в конце концов заплатили?
Большое спасибо за внимание. Мои личные выводы будут отличаться от большинства мнений моих собеседников. На первый взгляд может показаться, что игла с заточкой шибата явный аутсайдер в этом сравнении. Вполне возможно, и по двум причинам:
  1. наши слуховые предпочтения уникальны, кому-то звук шибаты понравится, кому-то нет
  2. для того, чтобы шибата раскрылась сама и раскрыла пластинку – эта пластинка должна быть определенным образом записана. Не все пластинки записаны идеальным для шибаты образом.

Мои собственные выводы. 

Есть из чего выбрать. Я очень рад, что у меня есть выбор иголок. Не скрою – я не спешу с разбега проигрывать пласт из сомнительного источника на своей лучшей иголке. Просто обычное чувство осторожности и чистоплотности. Все пластинки из разряда ” Бро, зырь че я нашел в подвале у соседа” пройдут сначала требовательный таможенный осмотр а потом будут проиграны на желтой вставке. Если все хорошо – возможно я попробую этот винил и на белой вставке. Как вы поняли, у меня гораздо больше пиетета к белой вставке с заточкой иглы шибата. Почему? Потому что она гораздо аккуратнее отрабатывает верхний диапазон и каким-то невероятным образом смягчает песочек в записи. Более того, деградация звучания пластинки ближе к пятаку на шибате не так заметна, как на других иглах. По сумме факторов, если правильно встали звезды – и запись как надо и жанр подходящий – шибата дает более глубокий и плотный звук со смягченными высокими, что для некоторых пластинок выливается в сладостный нектар для ушей.
Стоимость. Стоит ли такая размытая разница четырехкратной разницы в цене? Я считаю, что стоит. Во-первых, реальные технологические затраты для достижения заточки шибата значительно выше, поэтому такие иглы дороже. Второе – как многие из вас уже столкнулись – в аудио цена не всегда отражает реальные потребительские качества товара. Для многих стоимость игл может показаться несуразной. Я подарил другу проигрыватель Dual который стоит меньше, чем эта игла. Но цена есть цена. Это плата за наличие выбора. Не имея заведомо более дорогой и более совершенной иглы нам не суждено будет познать лучшего звука не меняя проигрывателя. Со временем приходит понимание какие пластинки скорее всего будут звучать лучше на шибате или на другой заточке. Я уже слышал от виниловодов-экспертов, что они даже ставят метку на внутреннем конверте – скажем S или Ш – значит лучший результат на шибате. Я считаю, что это очень дельная практика особенно для тех, у кого большая коллекция винила.

Вообще, у меня нет задачи убедить кого-то приобретать более дорогую иглу. Моя задача показать, что иглы звучат по-разному. И порой наилучший звук получается из совершенно определенной комбинации пластинки и иглы. Однозначного рецепта какая игла будет давать устойчиво ЛУЧШИЙ результат на всех пластинках вашей фонотеки – НЕТ. Это экспериментальная работа по подбору лучшей комбинации. И этот поиск и есть часть кайфа от исследований и открытий.

Этот тематический ролик:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/styluses

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *