Как все началось
Несколько ностальгiчный пост "про то, как бывает". Короче, "про извилистые зигзаги судьбы" :-) Мне нравится рисовать вот такие штуки: В детстве я, как и все, мечтал стать радиоинженером. Схемы шумоподавителей...
Я проработал данный протокол и на этом аппарате. Выяснилось, что все, абсолютно все органы упревления здесь шумят и свистят. Но поскольку ничего не сгорело – подключил к аппарату колонки Wharfedale. Ну про звук мы поговорим позже. А пока поговорим о техническом состоянии этого ресивера.
Несмотря на пыль и шумные органы управления – аппарат рабочий и никаких пиротехнических чудес не проявлял. Перегорело несколько лампочек, некоторые потенциометры нуждаются в отмыве и чистке, механизм настройки на станцию слегка разболтан и его нужно подтянуть.
В остальном – здесь нужна обычная работа – чистка, смазка, отмыв. Все потенциометры нужно если не заменить, то обслужить – это совершенно точно.
Еще небольшая историческая справка. Обратите внимание на название – Solid State 4000. Забавно, что в каждый технологический период одни и же термины могут означать довольно разные вещи. Solid State означает “твердотельный”, ну как современные жесткие диски. Во времена же выпуска этого ресивера, а именно с 1969 по 72 год это словосочетание несло несколько иной смысл, тут нам фирма Sansui настойчиво намекает на то, что в данном ресивере вместо вакуумных приборов – ламп используются транзисторы, и управление электрическим током происходит в твёрдом теле полупроводника, а не вакууме электронной лампы. Тогда это считалось достижением, но что еще более забавно – история нам показала что сейчас с такой же гордостью на дорогой технике нам пишут, что используются лампы.
Если верить официальной документации – этот транзисторный аппарат обладает чумовым частотным диапазоном – от 10 герц до 50 килогерц, к нему можно подключать все ходовые в те времена источники и даже две вертушки. Вообще у него довольно интересные характеристики, которые я привожу ниже.
Для ознакомления с примером звучания предлагаю посмотреть клип в секции “Тематические видеоролики”
В целом звучание мне понравилось, есть потенциал для более точной подстройки. Должен сказать что это первый аппарат, который звучал настолько ярко, что мне пришлось выкрутить его регулятор ВЧ в ноль. И это при том, что в качестве нагрузки я подключил довольно сдержанных англичан Wharfedale. Я не скажу что звук получился кричащим, но он был довольно звонким. Dub techno вещица на этой связке отыграла для меня совершенно по новому, куда-то исчезло теплое обволакивающее одеялка а появился фокусирующий сосредоточенный звук. Блюз я считаю отыгрался шикарно, нужно только немного больше баса.
Я очень хотел продемонстрировать работу этого ресивера с вертушкой – но к сожалению селектор входов ресивера нуждается в полном сервисе если не в капремонте – звук в положении PHONO постоянно гулял, левый канал самовозбуждался , короче не хотел делать кровопускание вашим ушам.
В чем же тут мораль? Наверное в том, что есть некий разумный предел усилий и расходов на восстановление подобной техники. Почему это так? Давайте посмотрим на примере: такой аппарат оценивают по разному – от 100 до 300 долларов США. 300 для меня кажется нереальной суммой, потому что за 300 можно купить что-то менее капризное и более предсказуемое и с более приятным звуком. Например что-то из начальных ресиверов Marantz. Но стоимость чистки , ремонта, поиска и замены запчастей выльется в часы работы и если это будет делать специалист – цена обслуживания сравняется или даже превысит текущую стоимость аппарата. Причем сам аппарат имеет несколько неоднозначную репутацию и споется не со всякой акустикой. То есть главный вопрос – стоят ли все виды затрат на восстановление этого ресивера ради получаемого в результате звука и радости от его прослушивания? Или это сомнительное приключение? Я лично ввязался бы в кропотливый ремонт этого ресивера только по двум причинам – либо из чистой любви к искусству или если бы этот аппарат был дорог мне как память, ну например если бы им пользовался мой дед. В этих случаях финансовые расходы в расчет вообще не принимаются, но и по времени особо спешить некуда.
Что скажут любители качественного звука и техники? Как вы поступаете в такой ситуации? Меня особенно интересует более сложный вариант – когда это не первый и не основной ваш компонент, то есть хороший звук у вас уже имеется. Будете ли вы вообще в этом случае тратиться на его восстановление? Я считаю отличный повод для дискуссии и высказывания различных точек зрения.
Этот обзор:
Обзор ресивера Sansui Eight / Sansui 8:
Спасибо большое за предоставленную информацию.