Всем привет, на сегодняшний день это уже совсем не новость. Но… Для тех, кто не в курсе… Для кого-то это будет просто буря в стакане, но я считаю, что люди, которые интересуются винилом и обладают большими коллекциями обязательно должны об этом знать. Я в последнее время говорю что я уже устал от ведения своего канала. YouTube изнуряет своими меняющимися правилами и всякими нововведениями, меня всё больше и всё больше утомляют скептики и интернет-хамы, и порой кажется, что это все, “они победили” и всякое желание что-то делать пропадает напрочь. Но!

Каждый раз, когда я выкладываю какой-то ролик на который я затрачиваю слишком много усилий – всегда будет комментарий ради которого стоило это всё затевать. Я хочу поблагодарить зрителя под ником William TM который мне прислал эту новость, огромное ему спасибо. Я считаю что это событие о котором мир меломанов и коллекционеров должен знать. Спасибо вам за неравнодушие.

Итак, что же произошло

В июле 2022 года один владелец магазина виниловых пластинок выпустил ролик, в котором он сообщил о своих сомнениях в чисто аналоговом производственном процессе выпуска винила фирмой Mobile Fidelity (MoFi). Что характерно – за этим первым роликом последовала лавина других роликов и в конце концов дошло до того, что фирма MoFi встретилась с автором оригинального ролика Майклом Эспозито и они вместе записали совместную беседу, которую условно назовём “интервью”. Скандал разгорелся нешуточный, но всё это в основном происходит в англоязычном сегменте интернета и для меня было удивительно, что русскоязычные профильные форумы и YouTube-каналы пока эту тему не рассматривают. Поэтому я сейчас вам дам некоторую информацию и приведу несколько ссылок на ролики, они, конечно, на английском языке, но кому интересно – посмотрите в деталях и субтитрами.

Подчеркну очень важную деталь: я не являюсь большим фанатом винила, тем не менее часть фонотеки у меня находится и на виниле тоже. Я смотрел один ролик, в нем человек особо подчеркнул, что у него “не коллекция, а фонотека”, я эту ремарку оценил, потому что коллекция требует особого “с придыханием” отношения. Ну типа как “чахнуть над златом”, а фонотека – это очень утилитарная вещь, используется по назначению, а именно – чтобы наслаждаться любимой музыкой. Что я и практикую, мои пластинки в активной ротации.

Поэтому для меня совершенно естественно – относиться к пластинкам потребительски, я не коллекционер, я меломан. Я не представляю из чего должна быть сделана пластинка, чтобы я отдал за нее сотни долларов. Поймите меня правильно – для меня пластинка представляет ценность прежде всего из-за того, какой материал там записан, а не за то, что там в списке песен забыли поставить запятую и из-за этого пласт будет стоить на 50 долларов дороже. Мне на такие детали наплевать, если честно. То есть я к тому, что я и раньше не собирался покупать пластинки по таким ценам даже от MoFi и тем более не планирую их покупать в будущем.

Друзья, для тех кто собирает и коллекционирует винил давно не нужно объяснять что такое MoFi, для тех кто не совсем в курсе – это фирма, у которой до сегодняшнего дня была очень высокая репутация как производетеля бесподобно звучащих аудиофильских записей. Они утверждали, что выпускали альбомы на виниле с мастер лент, то есть все предполагали что их записи соответствуют магической аббревиатуре ААА:

  • аналоговя запись
  • сведение
  • мастеринг

Впрочем, об этой фирме можно прочитать хотя бы на Википедии.

Я не смогу дать вам всю полноту технических деталей используя технический жаргон тонкостей процесса печати винила, я не настолько силен в этих тонкстях. Моя задача – сгенерировать дискуссию и дать вам пищу для размышлений, я с удовольствием почитаю потом дальнейший анализ со всеми диаграмами и графиками и техническими параметрами. Сейчас для меня важен сам факт разрыва сопел и подрыва репутации. И конечно наличие извечного вопроса – что с этим делать.

В исходном видео Майкл Эспозито выразил сомнения в том что фирма MoFi использует для своих тиражей только аналоговый процесс. Основные его подозрения строились на том, что дескать “вот возьмём там довольно известный альбом Abraxas Карлоса Сантаны. MoFi выпустила этот альбом каким-от чудовищно большим тиражом что при полностью аналоговом процессе трудно достижимо”. Дальше в своем ролике он говорит, что некоторые неназванные источники сообщили ему что MoFi где-то использует в своей технологической цепочке цифровой этап и что дескать получаемый продукт это не труЪ  и не настоящий аналоговый звук.

То есть это не настоящий ААА, хотя предполагалось что виниловые пластинки MoFi представляют собой чистый аналоговый продукт.

За первым видеороликом на Ютубе от Майкла Эспозито последовали другие ролики от других авторов. Которые в той или иной форме подтвердили косвенно сомнения высказанные изначально. Проблема заключалась в том, что фирма MoFi использует очень обтекаемый язык в описании процесса записи который можно трактовать как угодно. Хотя другие каналы на Ютубе показывают вкладыши к пластинкам MoFi где описан процесс, и якобы там совершенно однозначно показано что тираж нарезается с мастер ленты.

Однако фирма MoFi нигде однозначно не утверждает,  что у них чистый ААА процесс, это лишь ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ. То есть если дело дойдёт до суда – с юридической точки зрения они абсолютно чисты.

Накал страстей дошёл до абсолютно неприемлемого предела и неравнодушные энтузиасты, собиратели, коллекционеры начали забрасывать письмами MoFi чтобы они как-то объяснились и прояснили ситуацию. Mofi просто сочиняла отписки, но… ничего не проходит даром…

В результате на Ютубе появляется ещё один ролик где уже автор исходного видео Майкл Эспозито разговаривает с тремя инженерами фирмы MoFi и обсуждает с ними детали их процесса записи. Многие оценивают этот ролик как очень неудачный потому что якобы “Майкл не профессиональный журналист он не смог выпотрошить опрашиваемых” да так, чтобы они рассказали все грязные подробности. Я считаю, что это всё ерунда, самое главное что сделал Майкл –  он заставил признать инженерное бюро в одной вещи альбом – Abraxas от Карлоса Cантаны был тиражирован не напрямую с мастер-ленты, а с цифрового источника.  А именно с некоего носителя, на котором хранился материал в формате DxD. Что такое DXD – в этом формате количество деталей превышает CD в 8 раз, это PCM сигнал с 24-bit разрешением и частотой дискретизации 352.8 kHz, остальные детали формата можно загуглить. Суть в том, что это очень детальное, но цифровое представление сигнала.

В чем тут противоречие? Свою продукцию MoFi ценит очень высоко – если вы зайдёте на их сайт – вы увидете цены их пластинок. Там самые простые начинается от 30-40 долларов, а самые дорогие доходят до 125 долларов. Такую стоимость MoFi оправдывает тем, что дескать “мы выкупаем мастер ленты которые стоит очень дорого. Точнее лицензия на тиражирование очень дорогая плюс нужны совершенно специальные знания для того чтобы этот процесс правильно организовать и чтобы на выходе получился прекрасный продукт, поэтому ребята раскрывайте кошельки и платите нам мегабаксы и вы получите прекрасную коллекционную вещь”.

Дальше в ходе беседы выясняется, что практически вся продукция на виниле которая была выпущена MoFi за последние 5-7 лет включала в себя цифровой этап в производственной цепочке. То есть ни о каком чистом аналоговом звуке здесь речи не идёт.

На волне этого шума MoFi пришлось выпустить некий пресс-релиз, где они теперь каются и обещают пересмотреть свои продажные и маркетинговые практики. А как они думали – запахло-то реально жареным.

Итак друзья, в очередной раз убеждаюсь в справдлеивости поговорки – One experience more, one illusion less. Чем болььше знаний получаем, тем меньше иллюзий. А у меня лично по поводу этой ситуации есть несколько вопросов которые я хочу с вами обсудить.

1 Первый вопрос: абсолютно все обзорщики, все 100% утверждают, что несмотря на присутствие цифрового шага в производственной цепочке MoFi их пластинки всё равно звучат изумительно и это образец прекрасной записи, и что многие ценители предпочитают издания MoFi любым другим изданием. У кого есть пластинки от MoFi – расскажите нравится ли вам их звук, довольны ли вы их звучанием и подачей?

2 Второй вопрос: Для тех людей, которые собирают не коллекцию, а фонотеку – в принципе наверное ничего не изменилось. Они как слушали музыку так и будут продолжать слушать. Для тех, кто собирает коллекцию – вот что изменилось для них? Выясняктся, что они инвестировали в не совсем тот товар, который рекламировался. В итоге каким образом изменится стоимость и ценность их коллекции после этого скандала?

У меня нет никакого злорадства по поводу этой ситуации и я не собираюсь пиариться на чужих проблемах. Я очень сочувствую коллекционерам, которые долгие годы вкладывались так называемые “винилы с мастер лент” от этой фирмы. Сейчас они оказались в незавидной ситуации, хотя может быть ничего страшного и не произошло. Но согласитесь вот этот червячок сомнения будет разъедать сознание и ничего хорошего тут нет.

3 Третий вопрос: Многие обзорщики были весьма возмущены новостями и большинство из них сказало, что несмотря на свою любовь к MoFi – они скорее всего перестанут покупать новые издание на виниловых пластинках от этой фирмы. Которые, как мы знаем, стоят дороже чем 100 долларов. При умелой маркетинговой политике маркетологи MoFi создали искусственный спрос, при котором они могли раскрывать свои клювы настолько широко, насколько им позволяла, так сказать, находчивость. И туда поступали щедрые платежи по 120 долларов. Для меня лично эти цены – безумие. Но это я, у меня другие приоритеты, и не коллекция, а фонотека. Внимание, вопрос: что скажут настоящие коллекционеры – вы будете продолжать покупать пластинки от MoFi по ценам 120 долларов, которые они предлагают сейчас?

4 Четвертый вопрос: Что ещё возмутило всех высказавшихся – так это позиция, которую заняла фирмам MoFi. У меня лично нет претензий ни к инженерам ни к техникам этой фирмы Но я считаю, что их отдел маркетинга и их отдел продаж облажался. А облажался он в том, что своими недоговорками и вот этим целулоидным, рекламным, искрящимся и иезуитским языком он внушил покупателям что их товар обладает некими волшебными качествами, которых на самом деле нет. Вместо честного диалога с потребителями MoFi сочиняло отговорки и какие-то неясные отписки. И этот факт тоже подлил масла в огонь, потому что доверие было подорвано. Люди выражали свою поддержку и любовь к продукции кошельком. А сейчас это всё стало пшиком. Кто-то годами собирал свою коллекцию и покупал диски инвестируя огромные средства, а сейчас они получили эту горькую пилюлю и подорыв их доверия. Надеюсь, вы согласны с тем, что это не вина покупателей, которые оказались какими-то деревенскими простаками, а это маркетологи и отдел продаж MoFi при помощи недоговорок создали ауру элитарности вокруг своей продукции и бессовестно стригли купоны. Я понимаю, что это так называемы проблемы первого мира, но как быть коллекционерам, когда кругом обман? Что могла бы сделать фирма MoFi чтобы загладить конфликт?

5 Пятый вопрос: Ещё многие обзорщики сошлись во мнении, что фирмы-производители новодельного винила должны чётко и ясно указывать оборудование на котором производилась подготовка к печати. Описано это должно быть чётким и ясным языком без всяких обтекаемых фраз, так называемый plain english. С такой прозрачностью покупателям будет гораздо понятнее за что они платят такие высокие цены и согласны ли они будут покупать очередное цифровое издание по цене издания с мастерлент. Причём эта информация должна содержаться на самом товаре, а не в интернете,  не в пресс-релизах, а именно где-то на обложке-конверте. Да, может быть эстетически это не самый лучший выход, но зато ничего нигде не потеряется, всё на месте как сертификат качества. Если в вашей производственной цепочке есть цифровой этап то зачем тогда нам парить мозги? Просто продавайте DxD файлы или продавайте SACD, которые кстати MoFi таки продаёт и их стоимость тоже не низкая, но она по крайней мере вменяемая (30 долларов США, а не 120 как за винил). Что вы думаете по этому поводу считаете ли вы что информация о процессе и составе оборудования обязательна на новодельном виниле?

Вопросы кончились, но есть еще кое-что. Я так часто встречаю колкости “что ты упираёшься в свою холодную мертвенную цифру, надо слушать православный тёплый ламповый аналог” и так далее. Друзья, вам не кажется, что в этом скандале есть одна просто чудовищная ирония, и заключается она в том что…

…те самые амбассадоры аналогового звука которые всё время наслаждались пластинками Mofi и уничижительно отзывались о цифре – все это время, простите мой французский, с удовольствием хавали цифру и не давились.

Это просто забавно, и как я уже постоянно говорил – будьте терпимее к чужому выбору и тогда не придется прикусывать язык.

Друзья, я не собираюсь участвовать в войнах типа “цифра против аналога” – для меня это давно пройденный этап. Вместо споров на тему “что лучше?” я давно использую лучшее из обоих подходов и не собираюсь кому-то доказывать преимущества одного формата над другим Я просто пользуюсь тем, что больше подходит мне в данный момент. Некоторые альбомы я предпочитаю слушать на виниле, некоторые на “мертвенной холодной цифре”, а что-то могу послушать и с плёнки или даже с кассеты. Короче всё ради удовольствия а не ради споров.

Я с удовольствием посмотрю послушаю почитаю разбор ситуации от технарей и от опытных коллекционеров. От прожжённых аудиофилов. Мне хочется понять их реакцию и ознакомиться с их решениями на будущее. Потому что, согласитесь, ситуация не ординарная.

Закончить я хочу ссылкой на ещё один ролик который меня просто порадовал больше всех потому, что его основная мысль совпала с тем что, думаю я.

Автор в этом ролике довольно спокойно говорит одну простую вещь – MoFi облажались. А что будет дальше? В своем лексиконе он использует английское слово bullshit, а я это слово переведу как “туфта”. Так вот, его вывод очень простой – друзья чем больше шума – тем меньше туфты.  Чем меньше туфты – тем более доступен будет винил для конечного потребителя, то есть для нас с вами. На этой оптимистичной ноте я с вами прощаюсь. Спасибо за внимание, до новых встреч.


Этот тематический ролик:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/mofi

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *