Какая запись лучше, выбираем устройство записи звука. Фотокамеры, видеокамеры, микрофоны и рекордеры.
При записи роликов об аудиотехнике всегда одним из ключевых факторов является качественная запись звуковой дорожки. Можно использовать запись с линейного выхода демонстрируемого в ролике аппарата. Возможно это в некоторых случаях и оправдано, но я стараюсь писать звук моей техники через микрофоны, особенно это критично при демонстрации работы акустических систем. Я хочу показать 4 устройства, которые имеются у меня в распоряжении и мы послушаем образцы звука, производимые каждым устройством и выберем самый лучший вариант записи звука для ютуб-ролика.
Я видел много скептических и язвительных комментариев по поводу прослушивания и оценки чего-то через ютуб, дескать “многократные искажения, длинный путь до слушателя, непрозрачный алгоритм сжатия звука ютубом” и так далее. Да, это все верно. Но это не значит, что ничего нельзя сделать, ну а если есть интерес – почему бы не попробовать и определить что именно лучше всего подходит именно для ютуба.
Я умышленно избегаю слово “тест”, потому что настоящий тест предусматривает некий набор измерений, белый халат и наработанную статистику. Здесь ничего этого не будет, все что мы попробуем сделать это – внимательно послушать и выбрать самый лучший вариант записи. Рассмотрим кандидатов.
Мыльница Canon Powershot S95
Куплен в 2011 году в пару к Canon 5d Mark 2 в качестве запасной фотокамеры. Сегодня это уже довольно старая модель, но для своего времени у нее были впечатляющие характеристики – high definition video запись и полноценный стерео звук благодаря наличию двух встроенных микрофонов. Свои первые ролики для этого канала я вполне успешно записывал именно этой камерой и звук писался на встроенные микрофоны, возможности подключения внешних микрофонов в этой миниатюрной камере нет. Что характерно, запись голоса на этом фотоаппарате получалась самой лучшей, особенно по сравнению с более серьезными устройствами. Хотя может быть это просто мои личные предпочтения. Я все еще пользуюсь этим фотоаппаратом, благодаря его универсальности и возможности фотосъемки в RAW формате при совершенно скромных размерах. Это отличная запасная камера для путешествий, так что она всегда со мной в поездках. Запись стерео звука у нее тоже получается неплохо, но записываемая звуковая картина несколько отличается от, того что слышу я во время самой записи…
Связка Canon 5d Mark II и микрофон Sony ECM-99
Тяжелая артиллерия – Canon 5d Mark II. Это полнокадровый фотоаппарат, который может писать high definition video со стереозвуком. Этот аппарат снимает самую красивую видео-картинку, по цветопередаче она мне даже нравится больше чем картинка из моей более новой видеокамеры стандарта 4K. А вот со звуком у этого фотоаппарата куча проблем. Во первых встроенный микрофон пишет только в режиме моно. Во вторых, встроенный микрофон ловит звук, издаваемый объективами, поэтому при записи видеороликов нужно отключать автостабилизацию объектива. Впрочем, у этого аппарата есть разъем, через который можно подключить внешний стерео микрофон, чем я долгое время и пользовался. А именно я подключал стерео микрон Sony ECM-99. Эта связка меня долгое время устраивала, мне нравилась записываемая стерепанорама, но и тут не обошлось без проблем. Микрофон Sony оказался очень шумным, и не смотря на то, что он писал довольно вкусную звуковую картину – общий результат был далек от идеала. К тому же впоследствии выяснилось, что этот внешний микрофон может записывать лишь от 50 гц и максимум до 12000 герц по верхам…
Видеокамера Panasonic HC-WXF991
Потом у меня появилась 4к видеокамера Panasonic HC-WXF991. Я сначала и на нее писал звук через внешний микрофон Sony, но тут выяснилась интересная деталь – эта камера оборудована довольно приличными встроенными микрофонами, позволяющими писать стереозвук. причем некоторые их параметры можно задать на самой камере. А при подключении внешнего микрофона пользователь такой возможности лишается. Я поигрался с настройками для встроенных микрофонов и сделал несколько тестовых записей. Звук мне понравился. Однако и тут не все гладко – иногда совершенно непредсказуемым образом в записи появляются щелчки. Как говорится нет в мире идеала…
Цифровой рекордер TASCAM DR-05
И наконец…. Я постоянно интересовался как записывают звук для ютуба и для своих домашних архивов другие энтузиасты. И тут я наткнулся на несколько роликов, которые записала редакция журнала Stereo. Утверждалось, что в них весьма приличный звук, он там писался на портативный цифровой рекордер, кажется Zoom… А мне подвернулся рекордер TASCAM DR-05 да еще и со скидкой… Несмотря на то, что я не собирался особо вкладываться в звукозаписывающее оборудование я не удержался и приобрел его .. TASCAM DR05 – довольно рациональное устройство с приличным функционалом: в наличии возможность двухканальной стерео записи с разрешением 24бита 96килогерц, возможность закрепления на штативе, доступ к данным по USB или через карточку microSD, наконец небольшие габариты… Ну и сладкий бонус – при включении и выключении на дисплейчике показываются милые анимированные катушки… И все это счастье за сотню долларов… за такую сумму я отчаялся разыскать даже просто отдельный стереомикрофон… а тут полноценный рекордер…
Звуковой материал (музыка)
Теперь я хочу немного рассказать как собственно проводился эксперимент.
В принципе ничего особенного – я поочередно проигрывал один и тот же специально приготовленный звуковой файл на своей системе и записывал его на вышеперечисленных устройствах записи.
Звуковой файл в формате WAV, который я приготовил для оценки записи включает в себя несколько отрывков реальных музыкальных произведений.
Я выбрал довольно специфический музыкальный материал. Во-первых, я не хотел брать что-то очень широко известное. Во вторых, я хотел какого-то жанрового разнообразия. Ну и конечно, что бы прозвучали разные инструменты и вокал… И смонтировал тестовые файлы из таких композиций:
Billy Cobham – Stratus
Такой сочный джазок, хорошо прописаны ударные
Rhythm & Sound – Mango Drive
Супер глубокий бас, не все колонки справляются с таким…
Lamb of God – 512
Это жесткое молотилово, интересно как микрофоны справятся с этим, или будет просто каша
Sade – Soldier Of Love
Просто нравится песня, много звуковых событий
Eumir Deodato – Double Face
Мужской вокал, очень хорошо записано
Emma Shaplin – Сarmine meo
Просто красивая музыка, немного электроники и поднебесный ангельский вокал
Для моего ютуб-ролика я взял по 15 секунд каждой композиции, а здесь на сайте выкладываю варианты с 30 секундными отрывками из каждой песни.
Запись происходила в моей комнате для прослушивания, на моем текущем комплекте аппаратуры включающим блочные усилители Technics и одни из моих любимых колонок Klipsch Chorus II. Записывающие устройства я стратегически размещал на штативе в месте максимального стереоэффекта – на уровне головы слушателя.
Состав системы:
источник – самосборный компьютер
предварительный усилитель Technics SU-C2000
оконечный усилитель Technics SE-A3000
акустические системы – Klipsch Chorus II
обычные качественные провода
Итак, для вас доступно 4 варианта записей, сделанных на разных устройствах. Точнее 5, я включил и “оригинал”, что бы было с чем сравнивать, точка отсчета. Он записан не с микрофона, а смонтирован в компьютере. Остальные 4 варианта – это записи сделанные различными устройствами. Имена файлов пока содержат только кодовые названия цвета (как в моем ролике) для более легкой идентификации.
Ну что, попробуем выбрать самый лучший вариант – выберите для себя самый лучший на ваш взгляд отрывок. Какой отрывок записан каким устройством вы пока не знаете. Если вам интересно, какой вариант был выбран мной и/или зрителями моего канала – заглядывайте в комментарии к видео по ссылке.
А вот и сам ролик:
(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/bestrecord/
Американские музыкальные вкусы и предпочтения. Как читать американские списки и рейтинги популярности. Музыкальные открытия. "Стереотипы живучи, потому что они верны" (с) Американский музыкальный вкус. Часть 1. Американский музыкальный вкус. Часть...
Перед нами двухкассетный магнитофон-приставка Technics RS-TR157. Выпускался с 1989 по 1990 год в Японии. В эти года уже полными шагами шла так называемая глубокая оптимизация. Необходимые технические параметры для массовых...
Пытаемся понять, после какого предела восстановление не имеет смысла на примере винтажного ресивера Sansui Solid State 4000. В многочисленных дебатах о винтаже нет однозначного победителя, у каждой стоорны есть свои...
Последний абзац:
Ну что, попробуем выбрать самый лучший вариант – выберите для себя самый лучший на ваш взгляд отрывок. Какой отрывок записан каким устройством вы пока не знаете. Если вам интересно, какой вариант был выбран мной и/или зрителями моего канала – заглядывайте в комментарии к видео по ссылке.
По ссылке будет ролик. И в самом первом прикрепленном каменте вся разгадка. На момент написания статьи результатов голосования еще не было
где расшифровка цвета?
Последний абзац:
Ну что, попробуем выбрать самый лучший вариант – выберите для себя самый лучший на ваш взгляд отрывок. Какой отрывок записан каким устройством вы пока не знаете. Если вам интересно, какой вариант был выбран мной и/или зрителями моего канала – заглядывайте в комментарии к видео по ссылке.
По ссылке будет ролик. И в самом первом прикрепленном каменте вся разгадка. На момент написания статьи результатов голосования еще не было
Это можно и нужно 🙂 обсуждать бесконечно