Restored and Improved: Sony SS967 Speakers
We have completed another great project - total overhaul and restoration of the vintage Sony speakers. We never been huge fans of Sony speakers, but when we saw the ribbon...
За все время увлечения звуком в моих руках побывали десятки усилителей. Одни уходят так и ничем себя не отметив, другие сначала ничем не привлекают к себе внимания, но спустя некоторое время ты понимаешь, что это была жемчужина. Такой жемчужиной оказался усилитель Optonica SM-4646. Как уже понятно, ни о каком беспристрастном рассказе тут не может быть и речи, я буду предельно необъективен и предвзят. Потому что этот аппарат мне очень нравится.
Бренд Optonica был запущен фирмой Sharp в далеком 1976 году для того что бы отхватить долю рынка у активных игроков. К тому времени гранды хайфая и производители просто качественной бытовой электроники уже застолбили за собой сладкие места, поэтому конкурировать с Sony, Yamaha, Sansui и другими представлялось не совсем простой, но вполне достижимой задачей. Фирма Sharp решила вторгнуться на поле боя с продуктом более высокого качества и нацеленным скорее на потребителей хай энда. Среди энтузиастов распространено мнение, что фирма Sharp слишком поздно решилась на такой шаг и поэтому в гонке не преуспела. А сам бренд Optonica впоследствии был заброшен… Однако в результате этих героических усилий появилось несколько интересных аппаратов, которые прекрасно играют, достаточно надежны, и даже привлекательны внешне, но… несмотря на это заслуженного внимания так и не получили.
Классическим примером незаслуженного забвения является и главный объект сегодняшнего выпуска – это усилитель Optonica SM-4646. Их было выпущено не так много, о них быстро забыли, но я постараюсь восстановить справедливость и освежить память.
Модель Optonica SM-4646 выпускалась с 1977 по 1978 год. Хотя, некоторые реальные владельцы утверждают, что их экземпляры выпущены в 1980 году. В это время внешний вид техники уже устоялся и были выработаны какие-то общие каноны дизайна. В этом отношении данный усилитель никакими новаторскими штуками не отличается, хотя у него есть несколько фирменных фишек что бы хоть как-то выделять от собратьев:
В целом же аппарат выглядит в соответствии традиций 70х-начала 80х годов – толстая серебристая фронтальная панель, крупные органы управления и деревянные накладки по бокам. Обманчив лишь предполагаемый вес – усилитель неожиданно тяжел для своего вида и весит 17 килограмм.
Последний изящный штрих – на верхнюю часть крышки корпуса нанесена хотя и несколько упрощенная, но довольно подробная структурная схема
Усилитель выпускался в двух исполнениях: серебристом и черном. Даже не знаю какой из них выглядит шикарнее. Отличная работа дизайнеров.
При включении питания загорается красный светодиод. Если все цепи активировались штатно – свет тановится зеленым. Можно подавать сигнал и увеличивать громкость.
На задней панели расположены:
Интерьер и детали конструкция лучше освещены в моем ролике:
Каркас усилителя собран на жестком металлическом шасси.
Усилитель использует принцип «двойного моно», с отдельными трансформаторами питания на каждый канал в цепях оконечного усиления. У предварительного каскада имеется независимое питание с собственным трансформатором. Итого общее количество трансформаторов в аппарате – три штуки. Предварительный каскад работает в классе A, оконечные – в классе B.
Используются конденсаторы Nichikon. На выходе стоят гибридные микросхемы, увы.
Почти все переключатели и некоторые переменные резисторы не имеют закрытого корпуса, что облегчает их чистку и обслуживание. Впрочем, некоторые критические элементы заключены в металлические контейнеры.
Монтаж проводов в основном обжим вокруг четырехгранных контакторов, торчащих из платы. Сигнальные провода экранированы.
К плате усилителя можно добраться со стороны пайки, открутив съемную крышку, прикрывающую дно.
Номинальная выходная мощность 95 ватт на канал на 4омной нагрузке
или 70Вт ватт на канал при 8 Омной, а полоса рабочих частот простирается от загробных 5Hz до ультразвуковых 70kHz ± 1dB.
Я пробовал Оптонику с несколькими разными парами акустических систем. Несмотря на понятные различия, обусловленные конструкцией колонок – усилитель везде показывал свой характерный почерк.
Уже при первом включении аппарат может удивить, хотя изначально мне его подача показалась несколько тускловатой. Но потом слегка отстроив тембра усилитель засверкал. Верха именно такие, как я люблю – легкие и шелковые. Спокойная, уверенная середина. А басы такой глубины и мощи, что заставили трепетать 15 дюймовые басовиков моих колонок!
Слитная звуковая сцена возникает мгновенно. Разделение по каналам отличное! Детализация на уровне. Кстати, это один из немногих усилителей, который я включал на полную мощность и остался жив 🙂 При увеличении громкости усилитель работает уверенно и нет даже намека на заваливание или искажения.
У меня было много усилителей сходного класса и тех же лет выпуска – и топовый Kenwood и почти топовый Technics – нет, они не соперники.
Ниже будет несколько роликов, демонстрирующих звучание этого усилителя, но не забывайте, что звук с ютуба не передает полностью ощущений от прослушивания…
Optonica SM-4646 играет вместе с колонками Klipsch Chorus II:
Optonica SM-4646 играет вместе с колонками Paradigm Signature SM8:
Мое личное предвзятое необъективное мнение: это лучший в мире усилитель, в моей системе ценностей, конечно. Он формально превосходит аппараты того же класса по многим параметрам, но самое главное – это беспрецедентное соотношение цена/качество. Безупречная звуковая подача даже на предельной громкости, достойный внешний вид плюс достаточный запас мощности – это просто феноменальный результат. И все это за 200, ну максимум 300 долларов. Какой есть еще усилитель в этой ценовой категории, который может потягаться со звуком блочных компонентов Accuphase? Хотя звук возможно не так точен и детален как у Accuphase, но он обладает своим неповторимым обаянием. Внешне целиком соответствует джентльменскому шарму винтажа конца семидесятых.
Power Amp Section
Circuit : all-stage DC
pure complementary OCL
Music power : 2x 145W (4 Ohm, 0,05% THD)
2x 90W (8 Ohm, 0,05% THD)
RMS power : 2x 95W (4 Ohm, 1Khz)
2x 70W (8 Ohm, 1Khz)
2x 85W (4 Ohm, 20Hz…20Khz)
2x 60W (8 Ohm, 20Hz…20Khz)
THD / IMD : 0,05% (1Khz, rated power)
0,02% (1Khz, 50W output)
Power bandwidth : 10Hz…45Khz (IHF, 0,1% THD, 45W output)
Frequency response : 10Hz…100Khz (+0 / -2dB)
Input : 650mV / 47kOhm
Outputs : 4…16Ohm (A or B)
8…16Ohm (A+B)
Damping factor : > 50 (8 Ohm, 1Khz)
Residual noise : 0,5mV
S/N ratio : 100dB
Preamp Section
EQ amp circuit : 1st stage differential amp
Control amp circuit : NF type tone control amp
Inputs : 2,5mV / 22 / 47 / 100kOhm (phono 1)
2,5mV…5mV / 47kOhm (phono 2)
150mV / 47kOhm (aux, tuner, tape 1/2, DIN 1/2)
Max phono input : 350mV (RMS, 1Khz)
RIAA curve : 20Hz…20Khz (± 0,3dB)
Outputs : 150mV (RCA tape 1/2 out)
30mV (DIN tape 1/2 out)
Frequency response : 10Hz…70Khz (+0 / -1,5dB)
Bass control : ±10dB at 100Hz (600Hz turn.)
±10dB at 50Hz (300Hz turn.)
Treble control : ±10dB at 10Khz (1,5Khz turn.)
±10dB at 20Khz (3Khz turn.)
Low filter : -3dB at 10Hz (12dB/octave)
High filter : -3dB at 20Khz (6dB/octave)
Loudness contour 1 : +6dB / 100Hz
+4dB / 10Khz
Loudness contour 2 : +6dB / 100Hz
+?dB / 10Khz
Residual noise : 25mv (phono)
3mv (tape mon.)
S/N ratio : 70dB (phono)
90dB (lines)
General
Componentry : 8 FETs
2 ICs
27 transistors
25 diodes
1 LED
PC : 520W max.
Dimensions : 44,2 x 14,4 x 36,3cm
Weight : 16kg.
Спасибо за классную подачу информации по данной модели. Очень заинтересовал этот усилитель. Есть несколько вопросов и очень надеюсь просветите. Первый: в видео представлена модель с выходами на три акустических системы, в реальной жизни все 4646 с идут на две. Где рекомендуете искать вариант с тремя? Второй: как и где найти хороший экземпляр? По вашему опыту работы с винтажной техникой, если можно ссылки на ресурсы. Спасибо заранее!
Спасибо за добрые слова. Я живу в Канаде, поэтому я вижу только те модели, которые доступны на локальном рынке. В моем распоряжении (а это и есть моя реальная жизнь) был экземпляр с тремя выходами на АС. Где искать – не знаю, все зависит от вашей страны. В Канаде это прежде всего canuckaudiomart.com. В комментариях к ролику на ютубе мне уже написали, что многие нашли этот усилитель в Европе, конечно не за 300 долларов, а дороже и с несколько другим оснащением. Мне тут добавить нечего, я просто рассказал об аппарате, который у меня был и о статистике продаж в Северной Америке, которая мне доступна.
Спасибо за ответ! Подскажите на что необходимо обратить внимание при покупке усилителя и какие вопросы задавать продавцу. Возможно буду покупать с аукциона. Я живу в России. Спасибо.
Николай, честно говоря, мне нечего добавить к написанному в статье. Мне кажется уж подробней некуда 🙂 Самое критическое – это наличие родных сборок, я их показываю в ролике. Ну в комментариях к ролику у меня там куча знатоков, которые лучше всех знают что и как ))) Почитайте, может что-то еще полезное будет… Вот линк:https://youtu.be/JEuzRkFxNAI
Желаю удачи в поисках своего звука.
Если честно, после просмотренного видео, неделю не могу себе место найти. Произошла химия и я влюбился в аппарат. Может звучит наивно но это так.
Первый недостаток решаем. Вот здесь у немцев есть по крайней мере 2 способа:http://www.retro-optonica.de/Schaltplaene/Reparaturtips.html
Sir,
Please what is the price of Optomica SM 4646?
Thanks
Pingback: Почему исчезли СТЕРЕОБАШНИ обзор причин | REVINTAGES
Pingback: Необыкновенное чудо. Усилитель OPTONICA SM-4646 | REVINTAGES