Самый исчерпывающий обзор японского катушечного магнитофона-приставки AKAI GX-635D на русском языке. Технические характеристики, особенности дизайна, конструкция, функционал, примеры звучания, представлены даже редкие аксессуары. Подробнейший рассказ в трех частях.

Это третий, заключительный выпуск о катушечном магнитофоне AKAI GX-635D. Фрэнк Заппа как-то сказал, что “писать о музыке – это как танцевать об архитектуре”. Танцевать мы сейчас точно не будем, поэтому сразу будем слушать!

“Писать о музыке – это как танцевать об архитектуре”. Frank Zappa

У меня собралось несколько примеров звучания этого магнитофона с разным усилением, разными колонками и в разных помещениях, причем записи были сделаны на разных пленках. Несколько таких примеров я собрал в своем ролике (смотрите видео в конце статьи).

Довольно показательной характеристикой качества записи, получаемой на конкретном устройстве служит сравнение оригинальной фонограммы и полученной записи. Для этого можно воспользоваться сквозным каналом для мгновенного переключения между оригиналом и записью для оперативного сравнения звучания. Я демонстрирую этот метод на видео (смотрите ролик в конце статьи).

Хотя  это и неплохой  метод  проверки достоверности полученной записи – мы пойдем еще дальше. Помимо приведенного фрагмента я ещё  записал несколько отрывков музыкальных произведений в разных жанрах, включая и широко известную композицию широко известного альбома. Ниже я прилагаю эти записи, произведенные с линейного  выхода катушечника на рекордер Zoom H6. Вы можете скачать полученные файлы в формате flac и оценить качество записи на своей технике:


В принципе на этом ролик можно завершать, поскольку выводы о звучании  теперь  каждый может сделать  самостоятельно. Но несколько соображений по поводу звучания AKAI GX-635D я все же приведу.

Итак друзья, звучание магнитофона-приставки AKAI GX-635D имеет несколько характерных особенностей :
  • аппарат слегка окрашивает звук поскольку оснащен неубиваемыми стеклоферритовыми головками GX. Даже едва уловимый окрас для кого-то – ужасное зло, но зато эти головки гораздо более долговечные, чем головки из других материалов
  • несмотря на стеклянный призвук – магнитофон обладает открытым прозрачным звучанием. Возможно, это звучание слегка не дотягивает до аудиофильских стандартов, но его вполне достаточно для получения удовольствия от музыки. Что радует – звук лишен  сухости и я нахожу его весьма комфортным.
  • формальные технические характеристики указывают на диапазон воспроизводимых частот в пределах 30Hz – 27kHz. В реальности такие параметры можно достичь только в идеальных условиях, а именно если:
    • запись производится на новую качественную ленту, причем особую, так называемую Wide Range. Если имеется лишь обычная Low Noise – то диапазон воспроизводимых частот сужается до 25kHz по верхам
    • конкретный экземпляр магнитофона настроен на данный тип ленты
    • конкретный  экземпляр прошёл сервисное обслуживание и все необходимые параметры приведены либо к заводским значениям либо к оптимальным, тут уж все на совести настройщика. У меня аппарат профессиональную настройку после нескольких лет забвения не получил, причины я объяснил  во второй части, так что мои условия записи далеки от идеальных. Но как есть так есть.
  • в виду объективных причин и физической природы магнитной записи – на моих лентах слышен характерный шум. Особенно это слышно на высокой громкости, ну что же, такова жизнь. В паспорте приводится значение соотношения сигнал/шум в 62дБ и это конечно далеко от стандартов, к которым мы привыкли в цифровой век. Хотя и это было неплохим достижением на момент выпуска.
Мне не хотелось бы заканчивать свой рассказ глупыми просьбами не писать про то, что эта техника устарела, что “ты бы еще про запись на бересте рассказал” и все такое. А с другой стороны. А почему бы и нет? Давайте поделимся в комментариях почему эта техника устарела и что сейчас используется в вашей системе. Или, наоборот, почему эта техника “на все времена” и за что вы ее любите. Или вообще, как вы достигли гармонии и как наслаждаетесь любимой музыкой всеми доступными способами…

В заключение я хочу привести два интересных факта из мира катушечников. Причем, географически оба факта относятся к Японии.
  • На англоязычном тематическом форуме я прочитал, что в Японии осталось еще огромное количество катушечной техники и некоторые японские энтузиасты используют ее особым образом: при прослушивании музыки с цифровых источников они пропускают сигнал через катушечник, включив его на запись. Ну на паузе, конечно. Тем самым получая некоторое окрашивание сигнала с характерным шумком, и, как результат – с повышенной, но грязноватой “аналоговостью” 🙂 О достоинствах и недостатках такого метода давайте выскажемся в комментариях (впрочем, по крайней мере не нужны кубометры пленки 🙂
Второе, это вообще за гранью 🙂
  • Мы и так знаем, что японцы инопланетяне, но придумать метод создания (подчеркиваю! создания) музыки при помощи катушечников – до этого могут додуматься очень своеобразные люди 🙂 Представьте себе – они еще устраивают и концертное шоу (клип Open Reel Kotatsu Session):



Клип Tape Tapping – Open Reel Ensemble

Живое выступление Open Reel Ensemble, все звуки производятся катушечниками!
(клип Open Reel Ensemble LIVE at IMAIKE GO NOW):

Что бы еще подкрепить инопланетное происхождение японцев – хочу предложить вам для прослушивания небольшой кусочек японского даба, не был бы я DUBовиком, правда? В середине девяностых я постигал все значимые пласты музыки в стиле dub и так же начал углубляться в эзотерику. Пусть и не совсем эзотерика, но потусторонняя экзотика тут, на мой взгляд, имеется…  Речь идет о японском ансамбле Audio Active. Давайте же насладимся двойным попаданием в контекст приобщения к Японии посредством прослушивания японского даба на японском же катушечнике 🙂 В моем ролике (смотрите ссылку ниже) именно так все и устроено и  Audio Active играет на моем японском AKAI!

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

При подготовке ролика использовалось следующее оборудование:

ВЫВОДЫ

Друзья. Вот и подошла к концу трехсерийная сага о красавце-катушечнике AKAI GX-635D. Есть некоторое  количество аппаратов лучше, а есть и столько же похуже. Я рассказал о магнитофоне, который выбрал для себя. Понятно, что очарование этой техникой постепенно проходит. Мы склоняемся в сторону бОльших объемов фонотек, бОльшему удобству, бОльшей скорости доступа к конкретным трекам. Но. Мои самые первые восторженные эмоции от прослушивания музыки я получил именно при прослушивания катушечников. И проношу их через всю свою жизнь.

Надеюсь, что и вам передалась хотя бы часть моего восторга от первого старта лентопротяжки и погружения в чарующие звуки впервые открываемой для себя музыки.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ:

Этот обзор: Катушечник AKAI GX 635D часть 3, ЗВУК

Катушечник AKAI GX 635D часть 2


Предыдущий обзор: Катушечник AKAI GX 635D часть 1


Играет AKAI GX-635D
R2R meets RtR Unique Sound System Demo



Мои катушки Убойная дюжина. 7 дюймов


Магия вращения Какие катушки лучше. 10 дюймов


Катушки диковинки


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/akai635_03/

2 Comments

  1. Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 2 – функционал. | REVINTAGES

  2. Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 1 – аксессуары. | REVINTAGES

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *