Сколько раз за свою аудио жизнь вы делали открытия, которые переворачивали ваши предыдущие представления о звуке и аудиотехнике? У меня таких открытий было несколько и сегодня я хочу поделиться еще с одним. Речь пойдет об уникальной акустической системе производства канадской компании R2R Audio. В один прекрасный день у меня раздался телефонный с звонок и состоялся короткий разговор в ходе которого мне был задан вопрос – заинтересован ли я в прослушивании колонок собственного производства? Которые в случае моего согласия будут доставлены мне на дом. Вы бы стали упускать такую возможность?
ПО УКАЗАННОЙ ДАЛЕЕ ССЫЛКЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ, А ТАК ЖЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ЗВУЧАНИЯ БЕЗ СЖАТИЯ. СКАЧИВАЕМ ЗДЕСЬ: https://vk.com/wall-175602732_42
Мне приходилось слушать колонки в акустическом оформлении open baffle и ранее, но честно говоря они все почему-то прошли мимо меня. По сумме факторов я вообще перестал обращать на них внимание. Все, что я видел ранее – внешне представляли какую-то не очень аккуратную самодельщину со сколами и занозами на щитах и хаотично торчащими проводами. Да и звук если честно не цеплял…
Взгляните на эту акустику. Да, у нее неортодоксальный внешний вид. Да, она велика и на первый взгляд несколько громоздка. Однако скептикам, которым не приглянулась эта система внешне могу посоветовать не расстраиваться, ибо система волшебным образом растворяется и становится практически невидимой при прослушивании. Но я забегаю вперед…
А пока начнем с истории компании.
R2R Audio
Название канадской компании R2RAudio не на слуху, но специалисты компании – уже давно не новички и имеют более, чем 30-ти летний опыт работы в сфере электроакустики. Накопленный опыт при внедрении профессиональных решений разработчики используют и в производстве мелкосерийных систем для домашнего прослушивания, причем по запросу клиентов учитываются особенности помещений заказчиков и их персональные пожелания.
ВНЕШНИЙ ВИД
Перед нами одна из флагманских моделей активных акустических систем модели R2R FR15A в форм факторе open baffle. Данные системы – активные, в них на каждый канал уже встроены моно усилители собственной разработки . Основная идея такого решения – система под ключ, нужно просто добавить источник имеющий регулятор громкости и подвести хорошее электропитание. Других компонентов более не требуется.
Внешне это два больших щита с внушительными 15дюймовыми громкоговорителями и модулями усиления с тыльной стороны. Для себя я сразу отметил очень солидное качество изготовления и отделки как собственно щита так и остальных составных частей. У производителя есть даже опция изготовления щитов из мраморных плит. Однако мне особенно понравился выбор довольно экзотического шпона в данном экземпляре, впрочем под заказ возможны и другие варианты отделки..
КОНСТРУКЦИЯ
При разработке и реализации этих АС использованы многочисленные нетривиальные решения.
1. Основа – широкополосный, 15 дюймовый динамик с использованием множества собственных находок производителя. Диффузор, пропитанный жидким кевларом с использованием наночастиц – уникальная разработка фирмы R2R Audio.
Необычайно легкая для своего размера подвижная часть (14 грамм) и мощный магнит обеспечивают движение диффузора настолько быстрое, что его едва можно уловить глазами, при работе колонки кажется, что он стоит на месте, но при этом динамик играет и играет громко. Разработчики уверяют, что на сегодняшний день никакие бумажные или пластмассовые динамики не смогут обеспечить настолько высокоскоростное движение диффузора в этих АС.
Благодаря совокупности многих факторов и уникальных находок динамик воспроизводит весь аудио спектр от 20 Гц до 20 кГц с неравномерностью плюс/минус 2 дБ, что позволяет получить ровную АЧХ сравнимую с топовыми студийными мониторами.
2. Акустическое оформление – open baffle. Форма и наклон щита а также расположение динамика просчитаны с учетом многолетнего опыта построения заказных акустических систем премиального класса. Щитовое решение позволяет избежать ряд недостатков громкоговорителей в ящиках: а именно зажатость, скомканность звука и резонансы. Сам щит довольно тяжел и не требует никаких дополнительных ухищрений для установки типа шипов или подставок. Материал щита выбирается из нескольких вариантов, а его отделка выполняется на заказ с использованием разных покрытий в том числе и шпона ценных пород дерева.
3. Усилительная часть – в это тяжело было поверить при первом знакомстве, но в этой модели задействованы уcилители класса D. Не класс А! А D, причем в звуке не было никакого намека на цифрятину, хотя мы вообще не использовали аналоговых источников. Усилители построены на платформе Xypex (хайпекс) с встроенным модулем модуля цифрового преобразования звукового сигнала. Этот модуль дает возможность разработчикам добиться ровной АЧХ либо выстроить индивидуальное звучание звучание системы с учетом обстановки в конкретной комнате для прослушивания. Такой подход делает бесполезными фильтры и кроссоверы, которых нет в данных системах вообще. Имеющиеся 4 пресета дают возможность прослушивания с различными настройками без вмешательства разработчиков.
Другой схемотехнической особенностью усилительной части являются оригинальные блоки питания с использованием специальных конденсаторов с ультранизким внутренним сопротивлением, высококлассные выпрямительные диоды и трансформаторы с увеличенным сечением обмоток. Такой подход защищает систему от бросков напряжения в сети и обеспечивает идеальные параметры питания.Конструктивно усилитель смонтирован и размещен внутри жесткого металлического каркаса и не представляет преград для естественного движения воздуха. Каркас обтянут звукопрозрачной тканью для защиты от пыли.Интересная особенность – данная система не требует акустических проводов. Все что здесь нужно – приличные XLR межблочники от предварительного усилителя до колонок.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(данные производителя):
Усилитель:
Мощность: 700 Wt RMS
Питание: 120в 60Гц
Громкоговоритель:
Диаметр: 15 дюймов
Ход диффузора: плюс минус 5 мм
Вес подвижной части: 14 грамм
Чувствительность: 104 дБ
Воспроизводимые частоты: 20 Гц до 20 кГц +/- 2 Дб
Мощность мотора в зазоре магнитной цепи: 2.2 Тесла
Сопротивление: 8 ом
Масса: от 20 кг
Графики от производителя:
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ
К моему большому сожаления при всем арсенале имеющихся у меня средств я не могу и близко передать ощущения возникающие при прослушивании данных систем. Отмечу несколько ключевых наблюдений:
Беспрецедентный стереоэффект. Не ощущаемая нигде ранее необычайная голографичность создаваемых звуковых образов позволяет без труда определить местоположение музыкантов и безошибочно локализовать источник звука. А вот и загадка: динамики расположены практически на полу, а звук с осязаемым 3D эффектом воспроизводится на уровне глаз и может уходить вверх без предела, если это так и записано на фонограмме. По словам представителя компании, такая высокая точность воспроизведения и локализации звуковых образов по ширине, глубине и высоте достигается благодаря отсутствию в акустическом оформлении таких элементов, как ящик, фазоинвертор, рупор и так далее, которые потенциально могут нарушать правильное воспроизведение низкочастотной огибающей сигнала. Но, это – уже наука, кто хочет может узнать детали непосредственно у производителей.
Легкость и воздушность подачи, бархатные шелестящие высокие и необычайно быстрый четкий бас
Масштабность. Эти колонки ближе к так называемой американскому звучанию – масштабная стена звука без труда заполняющая даже большое помещение без намека на потерю детальности.
Кстати детальность – слышно все! и самые нежные трения барабанных палочек о тарелки и прикосновения к струнам, и дыхание певцов… Я несколько раз переслушивал любимые композиции в исполнении Эммы Шаплин, да незабываемые впечатления – ее ангельский вокал парил где-то в поднебесье, несмотря на то, что физически я находился в обыкновенной комнатушке обычного дома типовой застройки.
универсальность как жанровая так и… возможность использования в системах домашнего театра. Скажу честно, я с некоторым скепсисом отнесся к предложению посмотреть несколько сцен из фильмов. Ну во первых это не совсем то , ради чего мы собрались, а во вторых – двухканальное стерео без сабвуфера и кино? У меня в гостях были завсегдатаи местного клуба аудиоголиков и в определенный момент начался ожидаемый галдеж. Но мы ради интереса включили сюжет из фильма Аватар. Мы все притихли и минут 20 просидели не шелохнувшись – это было настоящее погружение в мир кино с убойнейшей озвучкой: два динамика создали звуковой образ целиком и полностью совпадающий с визуальным рядом. Причем отсутствие центрального канала и сабвуфера мы вообще не заметили… Мы были просто заворожены динамичностью и детальностью звуковых событий! Представители R2R Audio называют этот эффект “высоким коэффициентом корреляции и пространственно-временной идентичностью аудио-визуальных образов”. Ок, будем знать!
НЕДОСТАТКИ
Я могу еще долго расписывать свои впечатления… Но! рано или поздно восторженность замещается реальным взглядом на вещи, настало время трезвой оценки и тут мы осознаем, что все имеет свою цену.
Цена. Я не вникал в тонкости ценообразования, это лучше обсуждать с производителем. Но как опорная точка отсчета – стоимость акустических систем, показанных в ролике – примерно 20 тысяч долларов США. Это внушительная сумма, но не стоит забывать, что это активные системы и в стоимость уже включены затраты на высококачественное усиление и включено время на настройку под конкретное помещение.
Если у вас нашлись средства на такую систему – отдельное помещение для них просто уже должно быть. И вот почему. Это большая вещь, которая и визуально и физически будет занимать ваше пространство. Отсутствие грилей предполагает закрывающееся помещение, иначе маленькие дети или домашние питомцы могут безвозвратно повредить динамики. А большой вес и необычная форма требует помощника при перемещении. Поэтому их лучше установить один раз и без лишней надобности не двигать. И установить там, где будет комфортно и вам и этим колонкам.
Очень узкая направленность. Эти колонки не самый лучший выбор для фонового прослушивания. Их основное предназначение – так называемое критическое прослушивание. Это когда кроме как собственно прослушиванием вы больше ничем не занимаетесь. Вы полностью погружаетесь в музыку и наслаждаетесь каждым моментом, но для этого системы должны быть особым образом размещены. Область наивысшего стереоэффекта у этих систем не очень широка. Что бы вычислить эту область нужны определенные усилия по расстановке и приглушению некоторых критических фрагментов помещения, обычно этим занимаются представители компании. Даже поворот головы может существенно поменять восприятие звукового материала.Стоит ли говорить, что и кресло слушателя должно стоять в строго определенном месте?
Высокая точность воспроизведения – это одновременно и благодать и проклятие этих систем. Я заметил, что некоторые альбомы, которые я любил раньше звучат на них посредственно, и переслушивать я их больше не хочу. Слышны любые огрехи исполнителей и шероховатости записи. Мой вкус при использовании этих систем точно давал крен в сторону качественных записей инструментальной музыки и фрагментов из опер.
ДОСТОИНСТВА
Несмотря на описанные выше особенности эти акустические системы предоставляют нам ряд недоступных ранее преимуществ:
Прежде всего – это система под ключ. Все что остается – это обзавестись качественным источником с регулятором громкости и приличным энергопитанием. Ну а отдельная комната это уже как мы поняли – данность 🙂
Кстати, комната не нуждается в очень дорогостоящей подготовке. Наличие встроенных DSP модулей позволяет подкорректировать звучание систем, что бы сгладить все неровности АЧХ помещения
Хотя наличие собственного усиления и лишает любителей стрелочек, лампочек и золоченых панелей радости тактильных и визуальных наслаждений – зато возможности вдумчивого перебора компонентов ограничены и все что остается – это успокоиться, оставить в покое бюджет и начать наслаждаться музыкой без оглядки на изнурительную гонку аудиовооружений.
Никаких искажений или какофонии. Динамики воспроизводят абсолютно все частоты ровно, без каких-либо провалов или пиков. Бас, средние и высокие частоты играют неразрывно друг от друга в полной гармони и не только благодаря системе цифрового преобразования DSP. Это достигается благодаря использованию только одного широкополосного весьма чувствительного динамика, чего невозможно достичь в многополосных системах. Четко слышны все, даже самые сложные для воспроизведения инструменты: от органа с его трубами, воспроизводящими инфранизкий бас в районе 20 Гц, до тарелок и хрустальных колокольчиков на самых высоких частотах.
Отрыв колонок от пола и полное их исчезновение – это больше не красивая метафора. Это как говорится “фича”. У меня побывали и прослушали эти колонки в общей сложности 16 человек, у всех были разные мнения, но все были абсолютно едины в двух оценках – голографичность колонок и полное их растворение при прослушивании.
И, наконец – начинаешь про себя замечать, как меняется характер прослушивания. Начинаешь слушать больше и глубже. Совершенно иной уровень вовлечения и радости от прослушивания любимой музыки. Я много раз обнаруживал себя в ситуации, когда ты говоришь себе “пойду заценю еще парочку треков”, а потом через несколько часов ты обнаруживаешь себя слушая надцатый альбом и думающий, ха а как же я не слышал здесь вот этого раньше? И тут оказывается, что через час нужно идти на работу. Хотя зачем такая работа, которая мешает нам слушать 🙂
ВЫВОДЫ
Знакомство с системой R2R Audio перевернуло мои представления о возможностях широкополосных динамиков и open baffle решений. Поразило совершенно иным уровнем построения сцены и голографичностью. Вовлеченностью и отсутствием усталости при многочасовых марафонах прослушивания. А слушать эти АС хочется действительно часами. Счастлив будет тот человек, который сможет позволить себе такие системы, ну а время и помещение он на них найдет точно. Я ничего подобного ранее не слышал.
Автор благодарит компанию R2R за несколько недель незабываемых ощущений. Не хотелось расставаться с этой замечательной во всех отношениях системой. На мои сетования по поводу цены разработчики заверили меня, что к выпуску готовится более доступная линейка продуктов. А именно целый модельный ряд пассивных АС на основе все тех же широкополосных динамиков, но на этот раз в ящиках по технологии Offset Transmission Line воспроизводящих ровную АЧХ опять же без фильтров и кроссоверов.
Для самых преданных зрителей у меня есть сюрприз. Эти акустические системы попали в обзор на сайте 6moons. Кто про этот сайт знает – начнет читать немедленно, а кто не знает – просто поверьте на слово, что сам факт попадания В обзоры 6moons – это признание достоинств этих систем очень требовательной и искушенной аудиторией.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ
Небольшое демо:
Детальный обзор:
Пример звучания: (с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/r2rspeakers/
Альбом на цветном виниле вышел 24 марта ограниченным тиражом в 250 копий. Качаем сэмплы по этой ссылке (11,5 Mb) Что я забыл сказать в видео: 1) Я слушал альбом и...
I've got quite interesting cassette deck from my friend for repair. It seems not hard from the glance, but... Rotten and broken belts, noise and hum in the right channel,...
Весь 2021 год у меня был годом акустики. Так получилось. Практически всем энтузиастам знакома ситуация, когда в доме в результате поисков, апгрейдов и просто удачного стечения обстоятельств появляется аппаратура, которая...
Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 2 – функционал. | REVINTAGES