Стерео башня Toshiba
Этот комплект Toshiba выпускался с 1978 по 80 год и формально в моей системе координат относится к золотому веку аудио. К нам он попал в принципе случайно, но мне понравился...
Как всегда, сначала немного истории. Помимо имеющихся у меня некоторых исторических сведений этот усилитель снабжался довольно подробной документацией, ссылки на которую я здесь и привожу (проматывайте страницу вниз и все найдется).
Усилитель родился в Японии между 1977 и 1980 годом, эта модель выпускалась целых три года, что немалый срок для такой техники. Принадлежит к популярной серии Natural Sound (переводится как естественное звучание). Интересно было узнать про эту серию побольше деталей, и я что говорится нарыл несколько тематических проспектов. Однако четкой формулировки что такое Natural sound я все равно не нашел, но посмотрел на заковыристые аппараты и почитал хладные и полные чудес былины про “абсолютный ноль искажений” – ссылки на брошюры тоже имеются, смотрите раздел “Ссылки”. Лично у меня совершенно ровное отношение к этой серии, поэтому мне не очень важно – есть на аппарате такая надпись или нет. Дальше, производитель обещает нам совершенно волшебные формальные паспортные данные:
Со времен начала производства и по сегодняшний день цена на изделие претерпела совершенно крутую метаморфозу – многие люди в возрасте отзываются об этом аппарата как о желанной вещи, которую они в свое время не смогли себе позволить из-за дороговизны. По косвенным признакам можно предположить что стоил этот усилитель на момент выпуска дороже 600 американских долларов, что в 1980 году в США были очень приличные деньги. Очень. Сегодня в США и Канаде такой аппарат можно найти значительно дешевле….
Учтите, для каждого региона и для каждого периода времени существует своя цена. Я привожу подробные цены и даже ссылки на объявления о продаже с ценами по США и Канаде. В других странах ситуация может быть другая и я за ней не слежу. Кого интересуют подробности и конкретные цифры в Канаде – ходим по ссылкам ниже.
Цены в объявлениях – ЗАПРОШЕННЫЕ. Сколько в результате заплатил покупатель – мы не узнаем, но как правило на долларов 10-25 меньше. Попробуйте продать свой экземпляр и вы почувствуете как умело с вами торгуются и как меняется цена. За ценами в других регионах не слежу. Спасибо за понимание.
Здесь я размещаю несколько схем, которые дадут исчерпывающую схемотехническую информацию по этому аппарату.
Еще мне удалось заполучить документ, который до данного момента отсутствовал в интернете. Это так называемый “Технический отчет” / Technical Report, содержащий огромное количество технических подробностей. Качество документа у меня получилось несколько небрежное, но интересующую нас информацию вполне можно разобрать, правда нужно еще знание английского языка и соответствующей терминологии.
“Технический отчет” об усилителе YAMAHA CA-810. Это отфотографированный документ, качество не очень.
Очень многие владельцы отмечают элегантный и строгий внешний вид усилителя с характерной формой некоторых переключателей. Отмечу так же металлическую фронтальную панель, корпус “под дерево” (это виниловая пленка на самом деле) с двумя зарешеченными отверстиями для вентиляции. Несмотря на строгий и лаконичный образ во многих деталях чувствуется сдержанный буржуазный шик, что придает аппарату значительно больше солидности, чем его цена.
Этот усилитель имеет ряд замечательных потребительских свойств и особенностей. Что бы эти особенности нам выпукло прочувствовать я хочу начать непосредственное знакомство с аппаратом с задней панели. На мой взгляд в данном аппарате сделан упор на активное использование проигрывателей виниловых пластинок. Фанаты винила – тут практически все для вас. Ну и кончно очень богатый выбор коммутации других устройств тоже имеется… А вот и основные элементы задней панели:
А теперь пройдемся по органам управления.
Регулятор громкости
При первом взгляде на усилитель в глаза сразу бросается массивная ручка громкости. Несмотря на свой внушительный вид – конструкторы не придали должного внимания риске текущего положения регулятора, она к сожалению визуально не очень заметна. Зато сама регулировка громкости производится плавно, без щелчков, фиксированные положения отсутствуют.
Ручка громкости визуально совмещена с регулятором баланса, который предст валет собой тонкое кольцо вокруг ручки громкости. Благодаря наличию переключателя Stereo-Mono – баланс можно довольно точно отстроить на слух переключившись в режим Mono.
Тонкомпенсация
Рядом с ручкой громкости находится регулятор тонкомпенсации. Да, именно регулятор, а не включатель. На самом деле это такой изощренный регулятор тембров, совмещенный с аттенюатором. Как известно наше восприятие различных частот изменяются с изменением громкости, именно этот слышимый эффект мы и можем здесь плавно регулировать. Меня поначалу смутила шкала проградуированная в обратном направлении, но позже я нашел ее логичной. Если вращать эту ручку по часовой стрелке – так же как и при регулировке громкости – максимальной громкости мы достигнем в крайнем правом положении, то есть на отметке FLAT. На этом положении тонкомпенсация вообще выключена. При вращении ручки ПРОТИВ часовой стрелки мы плавно уменьшаем громкость, усиливая при этом высокие и средние частоты. Таким обьразом при этом сохраняется баланс восприятия общей звуковой картины на пониженной громкости. максимальный эффект тонкомпенсации можно достичь целиком вывернув ручку против часовой стрелки на отметке 10.
Muting, приглушение звука
Под регулятором тонкомпенсации находится 3-х позиционный тумблер приглушения звука. В самом верхнем положении полностью отключаются цепи предварительного усилителя, что весьма удобно при замене головки проигрывателя или при коммутации дополнительного устройства. Среднее положение – нейтральное, а нижнее – ослабление сигнала на 20дб – удобно при опускании иглы на пластинку.
Регуляторы тембра
В этом усилителе есть целый блок отключаемых регуляторов тембра. Каждый диапазон частот сопровождается парными органами управления – тумблером на три положения и собственно регулятором. У тумблеров есть три положения – среднее положение нейтральное, остальные – выбирают некоторые полосы частот, которые будут подвергаться корректировке регуляторами. Для НЧ это 125 и 500 герц, для НЧ это 2.5 и 8 кгц. Тумблеры не только помогают отключить цепи корректировки но и услышать мгновенный эффект от установленной корректировки тембра: включая и выключая можно легко услышать разницу.
Фильтры
Следующая секция – фильтры. Subsomic filter отсекает сигнал ниже 15гц, инструкция к усилителю утверждает, что данный фильтр не оказывает драматически слышимого эффекта в большинстве случаев его можно держать все время в положении включено. Высокочастотный фильтр, напротив, рекомендуется включать только в случае сильно изношенных пластинок и шумящих записей ибо он воздействует на передачу сигнала в районе частоты 10 кгц. Переключатель моно-стерео оценят обладатели винила, да собственно весь этот блок в основном для прослушивания винила и предназначен.
Селектор выбора акустических систем
К этому усилителю можно подключить две пары колонок, поэтому тут все положения логичны и хорошо известны – мы можем выбрать варианты акустических систем А или B, или A+B. При подключении наушников подключенный акустические системы не замолкают, поэтому если нужно то их можно отключить довернув селектор в крайнее левое положение.
Стрелочные индикаторы
На борту усилителя имеются быстродействующие стрелочные индикаторы с зеленоватой подсветкой и двумя шкалами. Градуировки откалиброваны на отображение величины сигнала в децибелах и ваттах. Отметка 0 дб соответствует 50 ваттам на 8 омной нагрузке. Прекрасный штрих для любителей старых-добрых времен 🙂
Селектор входов
Данный усилитель позволяет подключить три проигрывателя винила, один тюнер, два записывающих устройства (допустим один кассетник и один катушечник) и еще одно дополнительное устройство. Например проигрыватель компакт дисков или ЦАП.
Селектор записи
Этот усилитель обладает довольно редкой возможностью – при помощи этого усилителя можно слушать один источник и ОДНОВРЕМЕННО записывать другой. Например я могу подключить внешний тюнер к соответствующему входу и слушать его, записывая в это время на кассету пластинку. Это осуществляется при помощи дополнительного селектора записи. Этот же селектор позволяет вести перезапись между подключенными записывающими устройствами в любом направлении. У этого селектора есть еще одно ценное свойство – он полностью отключаемый, так что для любителей идеальной передачи сигнала есть возможность исключить и влияние цепей коммутации записывающих устройств. Все для точноой передачи звучания!
Селектор выбора проигрывателя
Как мы уже знаем – к усилителю можно подключить три разных проигрывателя. Однако есть тонкость – что бы все три проигрывателя были подключены одновременно – у них должны быть головки разных типов. Ко входам Phono1 и Phono2 можно подключить головки типа MC и выбрать нужное значение их импеданса, а ко входу 3 только головки типа MM.
Многие аппараты сами по себе звучат весьма неплохо, но истинный характер и особенности производимого звука можно зачастую заметить только при лобовом сравнении с другим аппаратом. Вот почему у меня есть ролик где я сравниваю звучание этого усилителя с другим аппаратом, смотрите в разделе “Видеоролики” ниже на странице.
Многим знакомо расхожее выражение “ямаховский звук”, впрочем знатоки отрицают наличие характерного звучания техники Yamaha. Ну как бы там ни было – мне лично потребовалось некоторое время, что бы добиться от этого усилителя комфортного звучания. Пришлось немного поэкспериментировать с регуляторами тембра. Звучание довольно детальное и мягкое, с несколько водянистым басом, и возможно с несколько “стеклянными” высокими. А впрочем, не хочу никому навязывать мое восприятие звука этого усилителя – посмотрите предложенный ролик и сделаете выводы сами.
Ресурсы сайта Hifi-engine (требуется несложная регистрация):
Еще несколько интересных ссылок:
Мой ролик с примером звучания этого усилителя:
Мой видеоролик, демонстрирующий звучание усилителя на примере сравнения со звучанием ресивера Technics SA-600:
Мой видеоролик с обзором:
Would you happen to have a owner’s manual or a service manual for a SHARP RP 113 linear tracking turntable ?
No, I don’t have it