Русскоязычный сегмент интернета переполнен хвалебными отзывами, статьями и обзорами на мониторную акустику фирмы Yamaha. Имеется ввиду акустика серии NS (Natural Sound) с номерами 500, 700, 1000 и выше и обязательно с буковкой M в конце.

Я не смог купить себе акустику Yamaha NS1000M что бы упиться обещанным райским наслаждением. Я купил 500M. Я сейчас нарушу все правила драматургии и скажу что…

Я с большим воодушевлением ее покупал, и с очень большим облегчением ее продал.

На этом же можно повествование заканчивать, не так ли? Кому действительно интересно, почему у меня получился такой стремительный кульбит с переобуванием в полете – приготовьтесь длинному и рваному повествованию.

Итак, мониторная акустика Yamaha. Практически из всех окружающих нас массовых источников нас заверяют в неоспоримом превосходстве модели NS1000M. Я повсеместно натыкался на эпитеты “лучшая акустика”, “превосходные колонки”,  “не о чем больше мечтать”, ну идею понятна. Особенно мне импонировала спокойная и основательная подача материала от уважаемого сайта Пульт.ру (это не реклама, но если меня читают и смотрят сотрудники Пульта – давайте пообщаемся). Мне понравилось как четко и емко они охарактеризовали эту АС, цитата:

“…это акустическая система, которая оставалась эталоном как в студийном, так и в домашнем сегменте в течение целого десятилетия. YAMAHA NS-1000M — одна из немногих АС, которая получила признание как придирчивой аудиофильской прессы, так и звукооператоров во всём мире. По мнению экспертов журнала “Stereophile”, NS-1000M является самой популярной АС высшего класса в двадцатом столетии. Многие меломаны и аудиоинженеры считают, что именно эта АС стала концептуальным родоначальником понятия Hi End.”

Отличная цитата я считаю. Несмотря на стройный хор голосов безоговорочно превозносящих эту акустику в рунете до небес – меня насторожили два момента:
  • 1) практически полное отсутствие в том же рунете критических отзывов
  • 2) совершенно другой тон обзоров на эту акустику в профильной профессиональной прессе США. Для меня было важно почитать об этом именно в солидных журналах, а не в обрывочных постах хипста-блогеров. Так вот тон там спокойный и без придыхания. Дескать, хорошая акустика, но одна из.

Понятно, что Америка – Россиюшке не указ, но мне показалось, что тут какой-то явный перекос, и разобраться в этом не так то просто. Я начал исследовать тему поглубже и начал с того, что проштудировал ту же статью “Пульта” более глубоко (ребята, вы не забыли, я вас уже второй раз пропиарил 🙂 . Там есть еще одна примечательная цитата:

“Журнал “Stereophile” включил NS-1000M в свой почетный ТОП-100 лучших акустических систем.”

Сайт “Пультру” уклончиво не включил ссылку на такой важный материал и я решил разыскать его сам. Увы. Я перелопатил доступные мне онлайновые материалы журнала Stereophile и никакого списка “ТОП-100 лучших акустических систем” я не нашел. Понятно, что и найти NS-1000M в отсутствующем списке будет сложновато. Не хочу бросать тень на уважаемый сайт, но делайте выводы сами. Я готов признать свою близорукость и политическую ангажированность и принять обвинения в космополитизме если пруф в виде ссылки найдется, но пока единственное объяснение этому ляпу может быть простой факт того, что этот суперсекретный список был опубликован в бумажной версии Stereophile, экземпляр которого конечно же имеется в распоряжении Пульта. А теперь вдумайтесь. Если такая солидная организация позволяет себе публиковать недоказуемые утверждения без пруфов, то что можно ожидать от хвалебных отзывов отдельных блогеров-одиночек, чьи утверждения не обоснованы вообще НИЧЕМ? Если все материалы касающиеся Yamaha NS-1000м такого же качества и с такой же проверкой фактов, то немудрено, почему я решил самостоятельно докопаться до каких-то внятных выводов. Да ладно, чего я прицепился. Нормально же сидели, нормально общались, да?

Логично, что моим следующим этапом стал поиск этой модели. Я мыслил так – “дай-ка я прикуплю себе лучшие в мире колонки и все мои подозрения, осадочки и тревоги схлопнутся в нирвану от одного только их белого шума” 🙂 И тут меня поджидал еще более неприятный сюрприз – эти колонки напрочь отсутствуют на вторичном рынке Северной Америки. Их невозможно купить. Потому что они в США официально не поставлялись. Кстати, смешной факт – ни в Канаду ни в США не поставляются автомобили французского производства. Немецкие, корейские, даже итальянские – да, а французские – ни в какую. Знатоки, объясните мне кстати, почему так. Так вот, в США/Канаде про тысячные Ямы что-то слышали, но не настолько, чтобы действительно засесть в “ТОП-100 лучших акустических систем” по версии журнала Stereophile. Одни сплошные противоречия. Как видим вся эта история становится ну слишком уж шероховатой и подозрительной.

Но я не оставлял надежд, Запад покоряется людям настойчивым и в один прекрасный день на ловца таки выбежал зверь. Но не такой прекрасный как хотелось – не тысяча в холке, а всего лишь 500. Но все еще с литерой м. “Плевать, берем, пусть будет хотя бы 500 – это же уже половина счастья” – подумал я.

Колонки привезены домой и пока они отогреваются я собираю всю доступную о них информацию. И тут из недр рунета прилетает прекрасный по своей незамутненной правдаматкости отзыв, причем именно на 500ые. Не могу отказать себе в удовольствии посмаковать слог автора, посему приведу его целиком:


“Информации об этом антиквариате море! Даже в стародавние времена (1986г.), когда эти а\с только вынули из печки, они уже считались изделиями для малоимущих граждан. При немалых габаритах и весе в полтора пуда, это уже не полочники и далеко не напольники. Ни то, ни сё. Компромисс для микроскопических японских комнатушек. Вроде, мелочёвка, зато в 3 полосы. Басовик с диффузором 30см из углеволокнистых блинов. Копеечная пукалка. ВЧ 3см – бериллий. Катушка – медь на ребре.СЧ 10см – карбид титана. Медь ребром.Все шасси – алюминий, литьё под давлением. Магниты – стронций. Если хоть что-то в любом динамике повредится – замену не найти. Только среди такой же рухляди. Заявленная производителем рабочая полоса 40-20к не имеет уточнений по отклонению. Ни о какой глубине сцены и положении источника звука говорить не приходится. Стерео-эффект есть, и на том спасибо. Над заявленной мощностью в 100W, только посмеяться. В лучшем случае, это 30-40. И то, искажения дикие. Чем вносить в свой дом это недоразумение, лучше не иметь АС ваще. “

Ну что же. Сундук противоречий захлопнулся. Теперь картина полная: разброс мнений присутствует, акустика для испытаний нашлась. Самое время исследовать все самостоятельно.

КОНСТРУКЦИЯ

Yamaha NS500M – З полосная акустическая система, для которой акустическим оформлением был избран закрытый ящик, что снизило вероятность паразитных резонансов, однако пришлось пожертвовать некоторой частью громкости.

Корпус

Корпус выполнен из фанеры, толщина внешних стенок – 18мм, корпус внутри укреплен несколькими перегородками-шпангоутами. Корпус не имеет изысков в форме, это обычный параллелепипед. В моем случае отделан черным деревянным шпоном,  других вариантов отделки я не знаю. Шпон в принципе довольно крепкий, и если относится к транспортировке с вниманием – его можно сберечь для многих поколений владельцев. По моим подсчетам внутренний объем корпуса превышает 50 литров, при этом вес одной колонки не много ни мало 23килограмма. Внутри корпус щедро забит минеральной ватой, так что вероятным паразитным резонансам тут разбежаться негде.

На задней стенке есть углубление где выведены зажимы для закрепления подсоединяемых проводов. Родные клеммы позволяют надежно закрепить провод только резьбовым соединением, причем только небольшого сечения. Хотя если полностью отвернуть крепежные зажимы – можно вставить разъемы типа банан. Но я не советую, ибо тяжелый, не очень гибкий провод может легко оттуда выскочить. Крепежные зажимы сделаны на совесть и имеют цветовое кодирование. Ответная часть на корпусе цветового кодирования не имеет, зато выведенные контакторы помечены знаками “плюс” и “минус”.

Имеются в комплекте и грили с хрупкой пластиковой рамой. Крепление к корпусу механическое и довольно хлипкое. Честно говоря я грилями ни разу и не воспользовался.

Переключатели и кроссоверы

Два переключателя для регулировки уровня высоких и средних частот – весьма качественные изделия с хорошим креплением. Помогают значительно улучшить звучание колонок. На некоторых фонограммах позволяют нивелировать “бериллиевый свист” и в общем сделать звук не таким резким.

С конструкцией кроссоверов мне ознакомиться не удалось, в сети их схема отсутствует, так что спекулятивных, недоказуемых предположений делать не будем…

Динамики

Начнем с басового. Насчет “копеечной пукалки” я бы не стал горячить – солидный 30 см динамик конусного типа из углеродного волокна в полноценной металлической корзине. Из-за веса этот динамик довольно трудно вытащить и удержать одной рукой. Среднечастотники диаметром 10 см – тоже в цельных корзинах, но в отличие от 1000 модели – не с бериллиевым, а с титановым куполом. Для меня отсутствие бериллия на СЧ это скорее преимущество. Да, все динамики снабжены качественной уплотнительной резинкой. Добавлю, что качество сборки весьма впечатляющее, все подогнано очень точно в размер, никаких сомнений в том что это премиальные АС и делались с любовью.

Бериллиевые твиттеры

ВЧ-купол из бериллия рассчитан на работу в частотной области, начиная от 6000 Гц и имеет 30 мм в диаметре. При этом вес диафрагмы составляет всего 30 мг. Оригинальные бериллиевые твиттеры должны обладать загадочным рейверским желто-зеленым кислотным оттенком похожим на бензиновый развод неясной октановости. Обеспечивают ту самую фирменную высокую детальность во всей линейке. Некоторые эту детальность воспринимают как металлический окрас звука. Но на самом деле – тут все еще сложнее, но об этом позже – мы чуть подробнее рассмотрим такой феномен как “бериллиевый свист”.  А пока подробнее остановимся на том, что такое бериллий, и почему считается, что это как бы добро.

Сказ про бериллий

Свойства бериллия, которые побудили применять его для создания динамиков — это сочетание большой жесткости с низкой массой. Считается, что для достижения наилучшего звуковоспроизведения в области СЧ и ВЧ диафрагма излучателя должна обладать следующими свойствами:
  • а) она должна быть супер жесткой, чтобы обеспечить наивысшую звукоизлучательную способность
  • б) она должна быть супер легкой, чтобы свести инерционность к миниму. В этом случае реакция на входные сигналы будет  мгновенной
  • в) она должна быть жаропрочной, чтобы справляться с высокими входными мощностями
В силу своего положения в таблице элементов – бериллий является одним из самых лёгких и одновременно самых жестких металлов, известных человеку. Бериллий более чем  все остальные металлы отличается значительно более высокой излучающей способностью, и одновременно выносливостью (например некоторые пружины изготавливают из бериллия, поскольку у него очень большой запас работы на износ). Давайте посмотрим на весьма красноречивую табличку из еще одной статьи:

Помимо указанных свойств, бериллий отличается великолепной теплопроводностью, а также наивысшей температурой плавления по сравнению с другими металлами. Такой набор свойств значительно затруднял прецизионную обработку бериллия, поэтому японским инженерам пришлось изрядно потрудиться, что бы использовать бериллий в серийном производстве. Да и сам метод не совсем очевиден – бериллий вакуумно испаряется, а затем принудительно осаждается на заданную форму.Благодаря методу, который был разработан фирмой Yamaha – удалось достичь заданного размера куполов, что в свою очередь обеспечило минимум искажений при воспроизведении ВЧ диапазона ( а в 1000 модели и в СЧ).

Друзья, как мы знаем – в мире нет совершенства. И все прекрасное и выдающееся имеет свою цену. При всех своих незаменимых свойствах и больших «плюсах», бериллий является высокотоксичным и очень опасным материалом. Существует даже специальное название для хронического поражения организма этим элементом. Эта болезнь – бериллиоз. Бериллиевая пыль чрезвычайно опасна для здоровья. Токсичными являются растворимые, а также летучие соединения этого элемента. Это металлическая пыль, и ее концентрация в воздухе производственных помещений не должна превышать 0,001 мг на кубический метр. При бериллиозе начинается кашель, затруднение и уменьшение глубины дыхания, боль в области груди, потеря в весе. Могут поражаться глаза и кожа. При хронической форме в лёгких начинается рост патологической ткани, лимфатические узлы увеличиваются, кашель и одышка развиваются постепенно. Афигеть наборчик, да? Тут мне на ум приходят радиевые девушки, которые забавы ради красили ногти радиевой краской – ведь их убедили в том, что “ученые и правительство обо всем позаботилось” и радий вовсе не опасен. Тут поневоле задумаешься – а я точно хочу бериллий в собственном доме???

ЗВУЧАНИЕ

Говоря о звучании я должен заметить, что это был мой первый опыт владения и прослушивания мониторных колонок. Ко многим особенностям звучания я не был готов вообще. Отчасти потому, что основными колонками в моей системе являются прекрасные во многих отношения АС Klipsch Chorus II с огромным басовиком, рупорными СЧ и ВЧ динамиками и пассивным излучателем на задней стенке. Конечно, я привык к их роскошному масштабному звуку и в частности к шелковым высоким и объемному, всезаполняющему басу.
При первом включении я Ямахи не воспринял вообще. Мне показалось, что колонки бракованные. Какой-то тусклый водянистый безжизненный звук из точечного источника. Но. Я уже научился не делать поспешных выводов на основе первого впечатления. Начав прослушивать разнообразнейший материал я все больше и больше вникал в нюансы.

Должен признать, что чем больше я их слушал – тем больше они росли в моих глазах. При этом разумеется, у меня постоянно шло сравнение между ними и моими Клипшами.

Подробные характеристики звучания
  • Сцена. Выстраивается легко и непринужденно, но для этого колонки нужно располагать к слушателю значительно ближе, чем в классической схеме треугольник ну или ближе чем я привык.
  • Очень быстрый и точный бас. Возможно, это самый быстрый и самый правильный бас, который был у меня в доме, но… Ведь мы любим любим не самое правильное, а самое приятное 🙂
  • Очень детальный звук. Да, когда понимаешь что именно ты хочешь слушать и как – открываешь для себя новые нюансы, которые возможно раньше не замечал. И вот после того, как я понял, что на фоне ямаховской детальности мои Клипши играют мутновато и возможно не так точно – это все стало играть со мной злую шутку.

Хирургическая точность, с которой Ямахи раскладывают звуковой материал начала меня несколько напрягать. Давайте возьмем свой любимый суп. Пусть это будет чили, борщ, или венгерский бограч – не суть важно. Я люблю готовить бограч и с большим вниманием отношусь к ингредиентам и хорошо знаю их вкус. При прослушивании Ямахи возникает такое чувство, когда передо мной разложили все компоненты: и копченые ребрышки и морковь, и петрушку, а вот тут в меня засыпали красный перец и заправили все томленым смальцем… а вкуса супа как-то не получается или я его не так слышу. Хотя нет, услышал конечно, но как-то не то.  Нет цельности.

  • Бас. Он конечно есть. Он быстрый и четкий. Подсушен и рельефен. Его совсем не мало, хотя зависит от усиления (с родным усилителем Yamaha A-700 все еще было как-то маловато для меня). Причем баса разливают эти колонки не жалея. Но. Он вас не обнимает, а упирается рукой в грудь.
  • Высокие. Бериллиевый твиттер, который на все лады расхваливают и преподносят как лучшее изобретение со времен ситечка для чая – очень спорная штука на мой взгляд. Да детальность. Да, возможно точность и динамика. Но. В одной группе ВК где обсуждались бериллиевые высокочастотники я встретил выражение “бериллиевые свистки”. Возможно это не самая точная характеристика этих изделий, но зерно истины определенно есть. На мой слух в звуке появились не очень приятные призвуки, похожие на те, которые издают когда стучат вилкой по стеклянному бокалу. Ну железом по стеклу короче. Да, да, тот самый металлический окрас звука. Знатоки уверяют, что это просто более детально звучат инструменты с металлическими звукообразующими материалами в конструкции (струны, тарелки и проч). Да, понятно что иногда одно меткое выражение может надолго застрять у нас в голове и нести не всегда положительную окраску. Но что есть – то есть. Пусть получаемый звук будет более детальным, но я предпочитаю немного другую подачу, с минимумом свиста.
  • Средние. На мой вкус, здесь явная недостача низких средних. По сравнению с Клипшами, конечно. Они в Ямахах хороши, но их мало. Я не знаю как бы звучал еще и бериллиевый среднечастотник, но если честно – хорошего я от него уже не жду, так что использование титана в 500M для среднечастотника для меня скорее благо. Голос наоборот слишком выпирает и звучит несколько нарочито резко.
  • Масштабность. Тут вообще совершенно не то, что я ожидал. Я понимаю, что у мониторных колонок другие задачи, но для меня отсутствие привычного мне масштаба как-то сильно удивило.

В целом, у меня сформировалась совершенно определенная картина или образ, поясняющий характер звучания. Чтобы понять разницу – опишу восприятие Клипшей, которые по сравнению с Yamaha жирные и мутноватые.

Klipsch – тут все просто. Мы находимся рядом с раскаленной доменной печью, на нас жаром пышет оранжевый металл и мы ощущаем этот жар каждой клеткой, рядом стоит пожарный , который нас поливает с ног до головы, но вместо воды у него в брандспойте восхитительное свежайшее оливковое масло. Мы слышим каждую деталь но при этом звук является плотным однородным тугим полотном, в которое просто погружаешься и забываешь не только о металлопрокате но и об окружающем вокруг хаосе.

Yamaha – мы где-то в хорошо вентилируемом помещении. В лицо дуют промышленным феном, а рядом стоит стремный чувак и с видом знатока очень живенько тыкает в тебя острой палкой. Удары его точны и быстры. И все что ты понимаешь – о, вот это почка, это грудак, сейчас мне обожгли нос, а вот тут мне метят прямо промеж глаз и если я не увернусь – то услышу стеклянный звон.
Характеристика звука Ямах одним предложением: хрустящий, но при  этом тускловатый и скучный звук. Точный, бездушный, безэмоциональный. Главный вопрос при этом – а как на самом деле звучит музыка? А может быть еще важнее – а как мы хотим ее услышать?
Вот вам ролик, где я сравниваю Yamaha с Klipsch разных моделей, так что можете познать звук в сравнении.

Сравнение с Yamaha NS-1000M

Да друзья, говоря о модели 500M нельзя не зацепить и идола – модель 1000M. Это покажется забавным, но все мои ощущения по поводу звучания 500M в принципе можно отнести и к 1000M. Я уже несколько раз вступал в дискуссии типа “Как ты можешь говорить что 1000 звучат похоже, если ты их никогда не слышал?” Ну что ж справедливо. У меня есть два аргумента, которыми я такие придирки парирую:
  • 1) Если 500M сделана там же где и 1000M, использованы те же материалы корпуса, на одну треть те же динамики, колонки построены по той же идеологии, у них примерно одинаковый объем, в конце концов выглядят так же и при этом звучат кардинально иначе??? Так бывает? То есть мы изготавливаем мерседес на заводе мерседес из фирменных деталей, чертежи сходны , в производстве участвует тот же персонал, но на выходе вместо мерседеса мы получаем электроэпилятор? Серьезно???
  • 2) Я еще всегда задаю встречный вопрос – вы делали, прямое в лоб сравнение звучания 500 и 1000? Тут выясняется, что ни у одного оппонента, который предъявляет претензию к сходности звучания НИКОГДА не было одновременно в комнате 500 и 1000. наша звуковая память очень несовершенна, поэтому меня совсем не устраивает ответ “да, я владел 500, потом продал, деньги были нужны. Через год попались тысячные и деньги были, взял. Разница колоссальная”
Друзья. Ну не может быть там колоссальной разницы. Идеологически эти две модели построены одинаково. И характер звучания у них очень схожий. Но разница в конструкции все же есть. Во-первых, у них различаются схемы кроссоверов. Во-вторых, у них одинаковые ВЧ динамики, но дальше идут различия – в 1000 два бериллиевых динамика, там СЧ тоже бериллиевый, плюс у них различается материал басовика при примерно сходных размерах. Эти различия на мой личный взгляд играют злую шутку с 1000 ными – во-первых, пресловутый “бериллиевый свист” на них ощущается гораздо сильнее, кто-то называет это супер-детальностью, но для меня это очень утомляющий звук, а во-вторых, по демонстрациям звучания 1000 доступным мне я сделал вывод, что с басом у 500 погуще, он совершенно точно помясистее.
Для все еще сомневающихся у меня есть еще одна новость – когда уже основной материал моего обзора был готов – я обнаружил на ютубе отличный ролик с лобовым сравнением 500M и 1000M! Замечу, что автор ролика выражений типа “1000 в клочья рвут 500” не использует – наверное он что-то знает! Обратите внимание, как звучит композиция в исполнении Талькова в его ролике и сделайте выводы касательно бериллиевого свиста самостоятельно.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ УСИЛЕНИЕ

Во многих обзорах колонок 1000M я встречал фразу о том, что эта модель не требовательна к усилению. Не знаю что тут сказать, но моя пара 500M вообще не звучит с хилыми усилителями. Мои двухблочные усилители и Accuphase и Technics раскачивали эти АС достаточно легко, но при этом я впервые в моем доме выкручивал регулятор громкости до положения 3 часов. Особенно если учесть, что хоть и при меньшем сопротивлении их чувствительность почти на 10 дБ ниже чем у Клипшей (91.5 против 101). Как по мне – это все же тугие колонки и требуют адекватного усиления. Тут невзатяжку покурить не получится…

ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ

Многие авторы в своих обзорах зачем-то оперируют ценами в японских йенах на момент выпуска. Это очень важная и хорошо иллюстрирующая покупательскую способность информация, особенно учитывая то, что мы прекрасно осознаем реалии японской жизни и держим в голове помесячный курс мировых валют всей эры золотого века аудио целиком. Я продолжу эту славную традицию и укажу текущую среднюю цену колонок Yamaha NS-500M  в Северной Америке – она на сегодня составляет примерно 2270 хорватских кун. Если кому-то лень будет искать курсы валют на 2021 год – маленькая сносочка – это примерно 360 долларов США. На самом деле я посмотрел общедоступную историю продаж – она там колеблется от 300 до 500 долларов в зависимости от состояния. Но 500M – конечно редкость.
Много это или мало? А вот тут как раз и имеет смысл поговорить о ценности. Если такая вещь приобретается для обустройства студии, то есть при помощи этих АС будут зарабатываться деньги – то цена наверно рациональная.
Не берусь судить, рынка профессиональных мониторов я не знаю вообще. Если такие колонки приобретаются для домашнего прослушивания и мы рассматриваем бюджет до 500 долларов – то тут ситуация значительно размывается.
Скажем если бы стоял выбор между 500M и колонками Energy C-7, которые сейчас стоят 450 долларов примерно – тут мой однозначный выбор в пользу Yamaha. У Ямах немного больше объем, более очерченный бас и они не перегружаются так быстро как Energy. Если в качестве конкурента выступает Klipsch KG4 – то тут решение принять совсем не просто. И я пожалуй буду больше полагаться на сравнение их в лоб, для того чтобы явно определить лидера. Собственно, я такое сравнение сделал и даже записал. Ролик чуть ниже на странице, посмотрите, послушайте и решите для себя сами…

ВЫВОДЫ

После всех ушатов упреков, которые я щедро вылил на эти АС может создаться впечатление, что это отвратительное изделие. Совсем нет.
Это прекрасные, незаурядные колонки.
С достоверной, скорее всего, передачей звукового материала. Просто нужно правильно понимать их основное предназначение – это профессиональный инструмент для сведения и контроля записи фонограмм. Эти колонки должны быть особым образом размещены в студии и должны находится достаточно близко к слушателю. Такие условия не всегда возможно соблюсти в обычном жилище, ведь оно, наше жилище – это не специально спроектированная control room. Учитывая все перечисленные особенности я не понимаю, как можно рекомендовать колонки такого типа включая и “легенду” 1000M всем энтузиастам подряд. Это узкоспециальная техника для решения специфических задач, это тоже самое, как рекомендовать любителям винила для домашнего прослушивания диджейские сдвоенные виниловые столы, где в звукоснимателях установлены специальные иглы для скрэтчинга.
Да, возможно, эта серия Yamaha включающая в себя 500M 700M 1000M и так далее – лучшие в мире колонки в своей ценовой категории. Но всегда нужно делать оговорку – ДЛЯ КОГО лучшие и для ЧЕГО? Ответ вы уже знаете – для профессионалов, которые занимаются работой, а не наслаждаются любимой музыкой. Задача таких АС – не сгенерировать эмоцию, а обеспечить точное следование техническим регламентам и стандартам звукозаписывающей индустрии. Поскольку я зарабатываю совсем другими навыками и умениями и при помощи совсем другого оборудования, а от колонок ожидаю эмоцию – эта акустика у меня долго не задержалась.

ПОСОБИЕ ПО ПОКУПКЕ

На основе всех доводов, приведенных выше, для всех кто задумывается о покупке мониторных колонок фирмы Yamaha я предлагаю несколько важных, наблюдений, который для меня кажутся весьма существенными и где-то даже критическими.
Найти 1000M за несколько лет поисков в США и Канаде я так и не смог. Один раз я видел объявление о продаже 1000M на Audiogone. В конце концов я перестал надеяться и стал искать их на японских аукционах. Я пересмотрел там массу предложений и у меня сложилось мнение, что несмотря на спрос на эту акустику и сокращающееся предложение – там все еще можно купить приличные экземпляры. Практическая рациональность такой покупки для меня равна нулю, поскольку с учетом расходов на пересылку, таможенные сборы и оплату услуг японскому посреднику стоимость пары АС что 1000M что 500M переваливает разумный рубеж и уходит в другую ценовую категорию.
Приведу простой пример. Если удалось выкупить 1000M по цене например 700 долларов за пару на аукционе, то все остальные накрутки составят примерно 600 долларов. Из-за большого веса каждую колонку нужно отправлять отдельной посылкой, что само по себе дорого, вместо одного таможенного сбора нужно будет платить 2, и по прибытию в Канаду нужно будет еще заплатить налог на импорт. В результате из сегмента до тысячи долларов мы переходим в сегмент до полутора тысяч долларов и не это еще не учитывая риски связанные с исправностью колонок и аккуратностью при пересылке. А за полторы тысячи в США и Канаде существует огромный выбор акустики и количество вариантов просто неимоверное, ПРИЧЕМ В ДОСЯГАЕМОСТИ поездки в соседний город. По сумме перечисленных и других факторов – я от затеи покупки в Японии отказался. По той же причине я отказался и от планов покупки акустики Diatone на японских аукционах – слишком много рисков, цена пожалуй слишком высока, а вопрос уживусь ли я с этой акустикой остается открытым.
Помимо собственно рациональности покупки, нужно иметь в виду следующее:
  • 1) Трудно уже найти колонки этой серии с идеальным экстерьером. Корпус будет со следами эксплуатации, нередки сколотые углы и рассохшиеся швы у корпусов. Очень часто у колонок погнутые защитные решетки динамиков. Что-то из этого можно устранить малой кровью, но бескомпромиссный вариант доводки корпуса до ума – скрупулезные столярные работы и перешпонировка. Я видел много примеров перешпонировки, увы не все они достойны моих интерьеров.
  • 2) Я видел лоты, где отсутствовал один или несколько динамиков. В том числе и бериллиевых. На что в этом случае рассчитывают продавцы, предлагая эти запчасти по цене колонок – я не знаю. Тем более, что эти динамики и есть как бы основная фишка этих колонок. Заменить их кроме доноров от такой же модели нечем. Также следует обращать особое внимание на состояние бериллиевых мембран. Вы не хотите в своем экземпляре никаких повреждений. Про риски, связанные с бериллием я уже рассказывал.
  • 3) Первый признак вмешательства – это нештатные разъемы для подключения проводов. В 500M они не очень удобные, и я видел несколько вариантов их замены умельцами. Какой еще модификации при этом подверглись эти АС – можно только гадать. А ведь нам хочется оригинальный продукт.
  • 4) Такие колонки из-за веса в более чем 20кг вы врядли сможете разместить на полках, хотя формально их относят к полочникам. Некоторые продавцы сразу предлагают комплект  акустики + подставки к ним. На мой взгляд размещение на подставках более предпочтительно, так что нужно закладывать в расходы и покупку или изготовление подставок. Тем более мануал рекомендует использование подставок для естественной передачи баса
  • 5) Интересная особенность. Серийные номера каждой колонки в паре – одинаковые.Это в 1000M. В 500M скорее всего тоже должно быть так. В моей паре – серийники разные и обе колонки левые. Или правые. Но не левая и правая. Все это вызывает вопросы, но как вы знаете выбирать мне было не из чего…
  • 6) Последнее – если вы до этого никогда не пользовались колонками мониторного типа – то при первом включении звучание этих АС будет для вас несколько непривычным. Не делайте поспешных выводов и дайте себе время на то , чтобы пожить с этими колонками и распробовать их. Их звук со временем может вам понравиться.
На сегодня – это все. Друзья, я думаю, что теперь у вас достаточный объем информации, чтобы решиться или не решиться на приобретение этой незаурядной акустики от фирмы Yamaha. Желаю вам найти свой звук и жить с ним в гармонии. Спасибо за интерес.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Yamaha NS-500M (1984-1986)
  • Type: 3 way, 3 driver loudspeaker system
  • Frequency Response: 40Hz to 20kHz
  • Power Handling: 100W
  • Crossover Frequency: 700, 5000Hz
  • Impedance: 6Ω
  • Sensitivity: 91dB
  • Bass: 1 x 300mm cone
  • Midrange: 1 x 100mm semi dome
  • Tweeter: 1 x 50mm dome
  • Enclosure: sealed
  • Dimensions: 374 x 678 x 324.5mm
  • Weight: 23.5kg
  • Year: 1984

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

На английском языке

На русском языке

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ

Этот обзор:


Пример звучания Yamaha NS-500M (демка):

Продолжая тему – несколько роликов с канала Дмитрия Графа:


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/yamaha500/

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *