Тут мы плавно переходим к следующему типу устройств – к источникам. По сути сегодня осталось не так много качественных источников. Экзотику типа катушечников и кассетников я пропущу, поэтому остаются компакт диски и винил. Файлы и стриминг в устримителях поддерживаются с рождения, то есть это решенная проблема. Проигрыватели компакт-дисков все еще выпускаются и неплохие. Конечно сегодня на подъёме находится производство проигрывателей. Причём развивается и массовый сегмент недорогих вертушек, и сегмент премиальных проигрывателей. В пивном бюджете тут можно найти только самопилящие чемоданы, в которые вменяемый обладатель винила никогда не поставит свой любимый пласт. Это динамично развивающийся сегмент аудио? Несомненно. Хочу ли я современный проигрыватель из приличных? Скорее нет. Это очень специфическое оборудование и мне комфортнее с хорошо известными и проверенными вдоль и поперек винтажными моделями. Так что проигрыватель винила – это нерешенная пока проблема. В основном из-за головок.
Какие еще остались нерешенные проблемы? Их две. Это качественные усилители и акустические системы.
Самая сложная – это акустика.Тяжело создать акустику с идеальными свойствами, звук которой придется по душе 90% потребителей и при этом мы останемся в гуманном бюджете. Самое сложное – это чтобы всем нравилось. Пока найти акустику по душе можно только перебором. Современная акустика тяготеет к форме скворечников и столбиков, выглядит модно и современно. Хочу ли я такую акустику? Нет, потому что звука в ней для меня нет. Тут меня выручает только винтаж.
С усилителями попроще, но до полного решения еще очень далеко. В пивном бюджете появилось огромное количество усилителей из поднебесной с неплохими параметрами и даже с каким-то звуком. В основном класс D. Хочу ли я их? Нет, не хочу. Потому что техника из китайского китая до сих пор не очень надежна и рисковать любимой акустикой из-за 500доллрового усилителя из Шанхая я не хочу.
Да, уровень дешевой китайской техники за последние годы вырос – это факт, и спорить с этим глупо. Но чудесам, про которые сейчас рассказывают многие блогеры – я лично не верю. Примерно раз в пол-года китайцы на рынок выбрасывают очередной продукт “убийцу всех ….. до 5000$” стоимостью в 100-200$ – и люди бросаются покупать эту технику, надеясь на чудо, а спустя пару месяцев восторженные отзывы сменяются массовым сбросом этих устройст на торговых площадках типа Авито. Общий рефрен “неплохо за свои деньги” и все.
Возможно я ретрогад, кривой и тупой, но что-то я не знаю ни одного авторитетного для меня энтузиаста, который услышав какой-нибудь новомодный Fosi Audio ZA3 начал сбрасывать с балкона от бессильного отчаяния и досады свои любимые Accuphase, Макинтоши и Лаксманы с Квадами.Хотя если вы такого знаете – дайте знать, я куплю нужное количество ZA3 что бы выменять опостылевшие Аудионоты. Короче со взрослыми серьезными усилителями пока все сложно.
… А еще наушники. Проводные наушники уже скорее всего – решенная проблема. Пусть не в пивном, а в винном бюджете – совершенно точно. Если есть сумма 500-600 долл сша – можно спокойно подобрать идеальные для своего уха и слуха наушники. А в беспроводных наушниках я считаю вообще дичайший прогресс. Я лично беспроводным внутриканальным наушникам для смартфонов все еще не до конца доверяю по качеству звука. По двум основным причинам:
- передача сигнала между смартфоном и наушниками производится все еще по протоколу с потерями
- в беспроводных ушах часть бюджета уходит на обеспечение связи, хотя эти деньги можно было пустить на собственно звук, увы
Впрочем, у меня есть еще одна претензия – а именно к тому как развивается компоновка смартфонов – я категорически против того, что новые смартфоны выходят без гнезда для подключения наушников. Согласитесь, это очень досадная и глупая ситуация, когда у тебя есть заряженный телефон и ты хочешь послушать музыку или покачаться на ретроволнах канала Дабовик – а беспроводные наушники разрядились. Вы представляете абсурдность ситуации – телефон есть, контент есть, даже наушники есть, а возможности кайфануть нет. Дичь.
Есть еще одна вещь, которую несмотря на всю свою подростковость я считаю очень удобной и практичной. Это блютус-колонки. Но начну со смарт-колонок. Они мне сначала показались забавной и полезной штукой – она якобы может создать видимость выполнения примитивных команд и через простейшие сценарии даже помочь в управлении умным домом. Обратная сторона – ваши разговоры постоянно прослушиваются и используются либо для рекламы либо еще для более странных вещей. Становится понятным, почему большие корпорации раздавали их бесплатно. Ни одной смарт-колонки в моем доме нет, а вот блютуз колонок у меня несколько и это довольно удобная штука. О супер качестве звучания говорить тут не приходится, более того производители колонок решили что и стереозвучание потребителям совершенно ни к чему. У меня же особых ожиданий от звука этих колонок нет, зато это отличный музыкальный фон во время жарки шашлыков или ленивого вечерочка под любимый коктейль на террасе дачи.
ВЫВОДЫ
Как видим, наиболее динамичный сегмент аудио и то, что сегодня хотелось бы приобрести из аудио – это могут быть разные вещи.
Для меня лично эти две категории пересекаются пока только в устримителях. Это отличная задумка, которая к тому же неплохо реализована в гуманных бюджетах. ЦАПы – на мой взгляд тут уже развиваться нечему, их нужно просто ставить как стандартный модуль наподобие того, как теперь реализована функция тюнера в ресиверах. Поясню. Сегодня кого-нибудь реально волнует качество тюнеров? Вы знаете, у них же тоже куча параметров, которые еще каких-то сорок лет назад всерьез учитывались при покупке. Кому теперь это интересно? Никому. Это теперь стандартная фича. То же самое должно произойти и с цапами. Они должны работать и обеспечивать качество преобразования заведомо лучше, чем позволяет распознать наш слух. Хочу ли я новый внешний ЦАП? Совершенно точно – нет.
Если вообще присмотреться к теме обсуждения более широко – наши цели глобально не изменились. все, что мы все еще хотим от аудио – это получить эмоцию через звук. Эту эмоцию сеголдня можно получить проще и дешевле, чем это было еще 20 лет назад. Ее все еще можно получить через разные железки, однако я лично считаю, что сегодня все, что касается цифрового звука – нужно брать НОВОЕ. Никаких винтажных в кавычках, но зато признанных двадцатилетних цапов типа Мейтнера. На них можно молиться как мое поколение все еще молится на аудиокассету, но стоит признать – более новые и совершенные цапы звучат лучше, шелковее и в конце-концов приятнее.
Короче новье берем для цифры, винтаж – для аналога. Из того, что я реально все еще хочу из современного динамично развивающегося аудио – это беспроводные наушники с БАСОМ (Status Between 3ANC). Есть одни на примете – у них на борту якобы встроенный сабвуфер. Не пробовал, а отзывы хорошие и цена пивная.