1) Фрагменты звучания любимых пластинок через картридж Ortofon SPU
Идея: один картридж, много разных треков OrtofonSPU_Compilation 01
2) Семплы с примером звучания разных картриджей для сравнения на примере композиции SOS группы Автограф
Идея: три разных картриджа, один трек 3 Cartridges_Avtograph
ВИНИЛ: ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
Главный вопрос тут сформулировать не так то просто, но я попробую.
Следите за ходом мысли. Есть студия звукозаписи, хорошая, какая-нибудь общепризнанная. Хотел сказать Mobile Fidelity, но из-за скандала не стал. Пусть будет другая студия. И сидит в этой студии общепризнанный исполнитель у которого записи с классным звучком, ну например давайте возьмем Santana. Весь состав с сессионщиками. Или без. Вот он записал очередной альбом, в студии на мониторах с мастер ленты или просто с хайрез цифры все у них звучит превосходно. Все довольны, всё просто замечательно. Теперь самый главный по продажам говорит ну что народ, как продавать будем? Ну и все говорят будем продавать в цифре и на виниле конечно.
Тут они берут и делают некий мастеринг для винила и отправляют полученное для пробного тиража. И вот к ним приходит пластиночка с этого самого пробного тиража сделанная на лучшем оборудовании самыми опытными операторами, 25 лет опыта в индустрии. И вот они хотят эту пластиночку прослушать чисто с точки зрения контроля качества – как частотки прописались, как вокал лег, грамотно ли басы порезали и все такое. Внимание вопрос: на каком проигрывателе, люди принимающее описанное решение будут слушать эту пластиночку? Какое сочетание стола и картриджа дает наиболее достоверный, наиболее близкий к мастерленте звук?
Понятновопрос стоит гораздо шире. Какой проигрыватель можно считать эталоном проигрывателей? Смотрите, любой звукорежиссер назовет десяток эталонных студийных магнитофонов и среди них особо отметит свои любимые. Среди них возможно будут такие имена как Штудер, Ревокс, Таскам, Ампекс и так далее. А эталонная вертушка? Искушенный виниловод скажет… ну скорее всего это EMT, Micro Seiki, или Denon, но самое главное что бы там стоял вот именно такой вот картридж. Но какой же именно?
Сегодня поговорим о картридже Ortofon SPU. Вы наверное уже скачали и прослушали сравнительное звучание разных картриджей и разных вставок. Это никакой ни тест, искушенному слушателю будет уже понятно – стоит дальше вникать в детали или нет, да ответ на главный вопрос вроде бы как нарисовался…
Пока я размышлял о том, будет ли какой-либо прирост в звучании винила на моей системе и насколько этот новый звук приблизится к звуку эталонной вертушки – я услышал пример звучания одного картриджа в каком-то из роликов на ютубе. Я сейчас не вспомню уже что это был за ролик, какая музыка там была, все что я помню – что звучал там картридж Ortofon SPU.
Так вот, я хочу чтобы этот мой выпуск стал таким роликом, после которого вы можете спокойно и однозначно решить – это ваш звук или нет, соответствует ли эталонное звучание винила вашим представлениям и стоит ли вам вкладываться в MC картридж.
СИСТЕМА
Тут многие спросят, что за система и как что записывалось. Мою систему многие уже знают. Вертушка – KENWOOD KP-770D. На нее у меня тоже есть обзор по ссылке в описании. Также я пользуюсь двублочным комплектом усилителей Accuphase, в котором предварительный усилитель Accuphase модели С-260 по признанию ведущих тематических ресурсов имеет один из лучших в мире встроенных фонокорректоров в своем классе. Мои усилители подключены к великолепной и лучшей в мире разумеется для меня любимого акустике Klipsch Chorus II.
Для вас я все писал с выхода на запись моего предусилителя, следовательно сигнал с картриджа прошел через цепи прекрасного фонокорректора встроенного в усилитель фирмы Accuphase.
Мой товарищ по увлечению – Игорь К собрал для меня авторский ламповый фонокорректор с поддержкой картриджей МС и воплотил там практически все мои хотелки, начиная с названия – Phonoweek. В данном материале этот фонокорректор не участвует, потому что для меня важно было услышать разницу на комплекте аппаратуры, к которой я давно привык. А новый компонент – сами понимаете – это еще одна новая переменная, которую я пока вносить не хочу. Возможно я когда-нибудь сделаю обзор на этот фонокорректор если автор изделия будет не против, такой у нас был уговор.
КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Что забавно, так это то, что в самом начале я даже не сильно вникал, что Ortofon SPU – это MC картридж. Я обсудил услышанный по ютубу звук с моим товарищем по увлечению и знатоком вертушек Игорем К. Оказалось, что на тот момент Игорь уже был хорошо знаком с этим картриджем. Итогом нашей переписки стала его простая фраза:
Я распробовал голову Ortofon SPU. Это первый раз, когда мне пока не хочется что-то другое ставить.
Зная, что такой искушенный знаток не будет просто так бросаться такими словами – я начал с удвоенной энергией изучать что это за зверь.
Да, друзья, у меня нет никаких измерений, за этим предлагаю обратится к отличному ролику Валерона про картридж SPU. Так же не хочу утомлять вас историей производства этой модели. Это все общедоступная информация, и моя самая умная в мире аудитория должна все эти сведения мгновенно найти в два клика мышкой. Для нормальных мирных меломанов привожу технические характеристики:
Несмотря на то, что у меня не тестовая лаборатория и измерений нет – есть несколько важных параметров, которые здесь полезно учитывать.
Во-первых: это так называемый MC картридж. Тут MC означает moving coil, то есть подвижной частью в этом картридже является катушка а не магнит. В силу конструктивных и электротехнических особенностей электрическое согласование MC картриджей с фонокорректором осуществить чуть сложнее. Поэтому нужно четко знать ответ на вопрос – поддерживает ли ваш фонокорректор или усилитель такие звукосниматели. Мой Accuphase слава богу поддерживает.
Во-вторых: прижимная сила. От трех до 5 грамм. Да, картриджи СПУ хотят быть поприжимистей. Рекомендуемое значение – 4 грамма. Для многих это непомерная нагрузка на любимы пласты. Ну что же, соглашусь. Однако у меня простая арифметика. Мне давно за 50 лет, и сколько нам дано коптить этот лучший из миров мы не знаем. Как только я услышал звук SPU – меня даже и прижимная сила не засмущала. Я не думаю, что при аккуратном проигрывании износ будет каким-то смертельным, в общем на мой век хватит. Да, я пока еще не нашел для себя оптимального значения прижимной силы, пока остановился на 3 граммах, но в этом и заключается кайф нашего хобби – неспешно перебирая доступные варианты найти свой священный грааль.
Еще несколько слов по конструкции.
Главное преимущество головок MC, это меньшая подвижная масса и существенно меньшие внутреннее сопротивление и индуктивность, что сводит на нет влияние соединительных кабелей на тональный баланс, изготовленных к тому же из тончайшего медного провода. В этих головках используются искусственные алмазы зеркальной полировки, мощнейшие магниты размером с маковое зернышко и корпуса из инновационных материалов. Знатоки уверяют, что реальной альтернативы «настоящей» МС-головке для качественного воспроизведения грампластинок не существует. Все может быть, впрочем у всех свой опыт и каждый решает сам.
Внедрение в систему было не таким гладким.Оригинальная голова в сборе идет с ортофоновской ракушкой. Что бы поставить ее на мой шелл – нужно было извлечь картридж из ракушки, прикрутить его со специальной вставкой на мой шелл, и потом еще немного поднять тонарм и выставить прижимную силу и антискейт.
Во время адаптации под мою систему у меня в какой-то момент знатно пригорело. Дело в том, что для правильного крепления картриджа SPU на шелл третьих фирм нужна специальная прокладка. Фирма Ортофон продает оригинальные вкладки-адаптеры под картриджи SPU. Ага. За копеечную пластиковую фигню, которую сегодня можно кустарно выпускать на 3д принтерах уважаемая фирма Ортофон просит почти 60 евро. Как-то несолидно, учитывая то, что многие производители таких товаров прилагают такие либо даже значительно более дорогие аксессуары бесплатно. Афигеть, ну что же, я эти деньги успешно прокутил на скачках, а вставку выстрогал самостоятельно из древесины ценных пород.
Что у меня есть еще – это личные впечатления. Расхваливать специально я ничего не хочу, послушайте отдельный ролик с набором характерных фрагментов с разноплановых пластинок, ссылка в описании. Если вам претит оценивать звук с ютуба то для пущего эффекта ознакомьтесь с образцом звучания в файле для скачивания в формате FLAC.
Еще отмечу пару личных наблюдений. Бас отличный, высокие – это именно то что я искал. Выразительный вокал с гораздо меньшим количеством сибилянтов, деградация звука к пятаку еще менее заметная. Старые глухие пластинки зазвучали гораздо лучше. Именно с такой и начинается мой отрывок с примером звучания – я включил песенку с глуховато записанного альбома Bent Out of Shape 1983 года группы Rainbow.
Каждый услышит то, что захочет, нахваливать ничего не буду, но никакой другой картридж мне ставить больше не хочется, они все для меня умерли.
ЦЕНЫ
Сегодня такой картридж можно купить и новый и БУ. Стоимость за новый будет примерно 700 долларов и выше в зависимости от версии, смотрите сайт Ortofon. БУ картридж можно взять с аукциона и за 250 usd. Я для пробы взял БУ и, честно говоря, офигел. Да, отвечая на основной вопрос по винилу – оказывается некоторые картриджи фирмы Ortofon используются для некоторых эталонных систем при контроле качества винила в студиях. Честно говоря, мне вообще сегодня кажется что если и входить в винил – то нужно сразу собирать деньги на MC картридж и избавиться от лишних шагов и полумер.
СПИСОК СТУДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Некоторые ответы на озвученные вопросы я получил на иностранном форуме.
Сначала ответ “зачем” такая вертушка:
* archival transfers of vinyl records to digital – перенос архивных записей с винила на цифру
* playback of test cuts (for studios with lathes) – прослушивание тестовых нарезок студиями
* playback of test pressings or acetate references for clients – прослушивание тестовых тиражей клиентами
* referencing sounds of records – сверка звучания
* listening for pleasure – прослушивание для удовольствия
Nottingham Analogue Hyperdeck / Transfiguration Spirit III Cartridge
Pro-ject Debut III / ZYX RS20-02H cartridge
Кстати, очень хотел найти информацию какой проигрыватель для этих целей использует Mobile Fidelity. Ответ типа такой: “Mobile Fidelity uses the Studiodeck and UltraDeck turntables for quality control”, но мне кажется это недостоверная информация.
Давно заметил, что в России да и в странах бывшего СССР предпочтения в технике несколько другие, что естественно. В том числе и в профессиональной сфере. Просто хотел очертить этот круг и получить комментарии от экспертов журнала.
ВЫВОДЫ
Забавный факт – один из комментариев на мой ролик с примером звучания утверждает что я создаю хайп вокруг картриджа СПУ специально, что бы его продать. Дорогие мои, я вас всех люблю. Я сам у вас такой картридж куплю если по цене сойдемся ))) Короче, вывод простой. Я собираюсь купить еще один такой картридж. Или может подумаю об Ortofon 2M Black. Что скажете, получу при этом ответ на основной вопрос?
Катушки и лента для бобинных магнитофонов. Страничка в дополнение к моему видеоролику о 10 дюймовых катушках. Общая рекомендация - не пользоваться комплектами Ampex 406/407/456 и 457 из-за залипающей и скрежещущей...
СКАЧАТЬ ОБРАЗЦЫ ЗВУЧАНИЯ (4 файла FLAC, 75 мБ) Для скачивания нажмите правой кнопкой мыши на ссылку и нажмите "Сохранить ссылку как" Сегодня снова разговор о так называемом чай-фае. То есть...
Самый исчерпывающий обзор японского катушечного магнитофона-приставки AKAI GX-635D на русском языке. Технические характеристики, особенности дизайна, конструкция, функционал, примеры звучания, представлены даже редкие аксессуары. Подробнейший рассказ в трех частях. Часть 01...