За все время увлечения звуком в моих руках побывали десятки ресиверов. Одни уходят так и ничем себя не отметив, другие сразу сразят тебя необычайно ярким и вычурным дизайном. Ии ты ожидаешь, что и все остальное тут будет просто фантастикой. Но не все так просто… Будучи ослепленными фантастикой у нас приглушается критическое восприятие, при чем в тот самый момент, когда оно бывает нужнее всего. Еще немного терпения и все станет гораздо понятнее. Сегодня мы поговорим про очередную “Оптонику”.
Сначала про бренд. Кто смотрел мой предвзятый и хвалебный ролик про необыкновенное чудо – усилитель Optonica SM-4646 – тот уже знаком с краткой историей марки. Но повторим основные моменты. Бренд Optonica был запущен фирмой Sharp в далеком 1976 году для того что бы отхватить долю рынка у уже активных игроков, поэтому конкурировать пришлось с Sony, Yamaha, Sansui и другими гигантами тех лет. Фирма Sharp тогда решила вторгнуться на поле боя с продуктом под другим именем и более высокого качества. Однако этот шаг был сделан слишком поздно, бренд Optonica мимолетно блеснул несколькими удачными моделями, но тягаться с лидерами не смог и впоследствии был заброшен…
Наряду с усилителями, у Optonica было и несколько моделей ресиверов, в том числе и рассматриваемая сегодня модель Optonica SA-5201. Это ресивер с выходной мощностью усилительного тракта в 45вт и возможностью приема FM и AM радиостанций. Полные технические характеристики приведены в конце обзора. Рассмотрим поближе серебристого гиганта.
Модель Optonica SA-5201 выпускалась в конце 70-ых годов, точный год выпуска я не нашел, но думаю 1979 или 1980. О годах выпуска здесь можно судить по видимым устоявшимся уже канонам дизайна. Хотя тут и нет никаких новаторских штук, но несколько фирменных фишек тут имеется:
Уникальная деталь дизайна изделий Optonica – панель каплевидной формы, которая визуально объединяет массивную ручку громкости и кнопку loudness
У регулятора громкости имеется градуированная шкала, это такая деликатная отсылка к точному измерительному прибору
Ручки остальных регуляторов имеют указатель положения собственной оригинальной формы, в аппаратуре других брендов такие не встречаются
В целом же аппарат выглядит в соответствии с общими традициями конца 70х-начала 80х годов – серебристая фронтальная панель, крупные органы управления и корпус “под дерево”.
ФРОНТАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ
Верхнюю левую часть венчают два стрелочных индикатора отображающие параметры приема радио сигнала. Не забываем, это же ресивер!
Имеется кнопка включения, индикатор питания, индикатор приема fm stereo и переключатель выбора акустических систем. Их тут можно подключить две. При прослушивании через наушники (вход имеется) колонки этим же переключателем можно отключить
В наличии темброблок с шаговой регулировкой, такую регулировку я честно говоря недолюбливаю, мне кажется это огрубляет настройку. Темброблок неотключаемый.
Имеется несколько фильтров, которые пригодятся при прослушивании винила – рокот фильтр и подавитель высоких частот.
В наличие регулировка баланса, дальше – ручка громкости, опять же с шаговой регулировкой, а ниже притаилась кнопка «loudness» – тонкомпенсация
Селектор входа. Помимо возможности подключения двух ленточных источников и дополнительного входа а также прослушивания двух диапазонов радиоволн – к ресиверу можно подключить и вертушку. Приличной вертушки у меня нет, так что встроенный фонокорректор я в работе не пробовал.
Разумеется, имеется массивная, инерционная ручка настройки на радиостанцию.
И на закуску – милый атавизм – пара тумблеров для перезаписи с ленточных источников.
ЗАДНЯЯ ПАНЕЛЬ
Тут в принципе все логично и где-то даже стандартно. Без особого изюма. Ряды RCA разъемов, правда без цветового кодирования каналов
Неотъемлемая часть функционала ресивера – возможность подключения кучи разных антенн. Несмотря на то, что радиоприем устойчивый – при подключении внешней антенны FM stereo при нималось как-то более уверенно.
Далее механические клеммы для подключения двух пар акустики (вот тут уже на цвет не поскупились ) и розетки питания для подключения внешних компонентов.
КОНСТРУКЦИЯ
Вскрываем аппарат (смотрите внутренности в ролике ниже). Прежде чем мы откроем крышку – хочу обратить внимание на довольно широкий корпус. В нем также наличествует довольно большое вентиляционное отверстие сверху. Я думал, что там дикий нагрев, но на деле аномалий не замечено. Так что будем собирать пыль. Впрочем мне кажется что и габариты и отверстие для отвода тепла – все это было сделано что бы удобно размещать сверху вертушку. Но это лишь моя теория…
Весьма свободный монтаж
Типичная для Optonica элементная база
Встречаются конденсаторы Nichicon
Одинокий трансформатор расположился по соседству с чем…
…Ах да, это на выходе стоят гибридные микросхемы STK 084 , которые не ругал только ленивый. Впрочем говорят, что сейчас вполне возможно найти для них современные аналоги со сходными параметрами. Не проверял, но сам факт…
STK-шки установлены на массивные черные радиаторы, вообще эта часть ресивера с трансформатором и гибридами значительно тяжелее чем остальные компоненты и при переносе в руках эта часть весьма заметно перевешивает…
Радует, что все переключатели и некоторые переменные резисторы не закрыты, что облегчает их чистку и обслуживание
Что интересно, что формально этот ресивер обладает весьма неплохими техническими характеристиками: полоса рабочих частот простирается от 10Hz до ультразвуковых 55kHz, неплохо да?
Вот только мощность подкачала – по документам 45 ватт на канал на 8 Омной нагрузке, но мне кажется до расчетных параметров мощности он не дотягивает
ЗВУК
Я уже выкладывал пример звучания этого ресивера. Многие оценили его звук как “интересный”, но были и довольно критически настроенные зрители. Например: “Очень плохой звук. Бубнит, гудит. Конденсаторы как минимум надо менять. Но красота неописуемая, этого не отнять.” Еще: “По мне так, жесткий звук…”
Я не стал пробовать этот ресивер с разной акустикой, поскольку мне стал понятен характер звука после недельного прослушивания с моими колонками Energy. Я бы не сказал, что звук ОЧЕНЬ плохой. Но то, что он жестковат – тут я должен согласиться. Опять же, за десятилетия, которые я провел пробуя различную аппаратуру я давно пришел к выводу, что на любой звук найдется свой слушатель. Это все вкусовщина.
Разумеется, при прослушивании этого ресивера я невольно сравнивал его звук со звуком усилителя Optonica SM-4646. Думал, что это будет сравнимо, ведь визуально в них столько общего, но… звук ресивера упрощенный и несколько прямолинейный. Большой запас по высоким и по басам, но басы потом твердеют и становятся слегка дубоватыми
Для меня лично такой звук несколько грубоват и ему недостает густоты, увы.
НЕДОСТАТКИ
Как-то их очень много. Я на столько не рассчитывал!
Грубоватый звук, не совсем по моему вкусу
В выходных цепях стоят гибридные микросхемы. При выходе их из строя найти замену возможно, но…
Большие габариты при полупустом корпусе
Недостаточная мощность при гигантских размерах
Шаговые регуляторы регуляторы громкости и тембров. Я их просто не люблю. Опять же вкусовщина, мне больше по душе плавная регулировка…
ДОСТОИНСТВА
Трудно говорить о достоинствах, когда их тут не очень много…
Самое главное – аппарат красив, в нем есть классический шарм золотой эпохи аудио – массивные органы управления, серебристая фронтальная панель, “дерево”, хоть и имитация. Все равно, с первого взгляда понятно, что это красавчик, и вряд ли стоит его прятать в чулане
Плюс, это ресивер, то есть у нас уже есть свой собственный источник – радио.
Можно подключить проигрыватель винила.
Вот как бы и все…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чуда не случилось. Тот самый случай, когда начинка не совсем соответствует одежке. Или наоборот, одежка не соответствует начинке. Короче, не по хуану сомбреро. Аппарат выглядит красивее и значительнее, чем его реальные способности. Броская внешность и внушительные габариты дают чувство весьма солидного аппарата, который, казалось бы, справится с нашей любимой музыкой. Но… При дальнейшем использовании оказалось, что несколько упрощенное, грубоватое звучание и недостаточная для таких габаритов мощность вызывают недоумение и легкое разочарование. Зато радует наличе входа Phono плюс имеется достаточно места, что бы проигрыватель винила разместить прямо на этом ресивере. Вряд ли серьезные энтузиасты будут использовать такое расположение, но как возможная опция… Итог – можно лить бесконечные потоки воды о прекрасном дизайне, но аппарату заслуженно присваевается почетный пионерский значок. Аппарат неплох для тех, кто еще в начале пути, его не стыдно показать гостям, но придет время и захочется чего-то поизощреннее , помощнее, уже в плечах и помузыкальнее. Но это уже будет немного другой бюджет…
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Tuning range: FM, AM
Power output: 45 watts per channel into 8Ω (stereo)
Frequency response: 10Hz to 55kHz
Total harmonic distortion: 0.04%
Damping factor: 46
Input sensitivity: 2.5mV (MM), 150mV (line)
Signal to noise ratio: 73dB (MM), 96dB (line)
Output: 150mV (line)
Semiconductors: 1 x FET, 8 x IC, 12 x transistors, 18 x diodes, 2 x LED
Dimensions: 490 x 163 x 382mm
Weight: 12.5kg
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕО
Этот обзор:
Прекрасный обзор о прекрасном усилителе. Тоже Optonica!
Пример звучания ресивера Optonica SM-5201
(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: http://revintages.com/receiveroptonica/
В руки моего компаньона попали колонки JBL 4333A. Это очень редкая в наших краях акустика, поэтому мы тут же ухватились за редкую возможность самим пощупать эти классические студийные мониторы. К...
Качаем сэмплы по этой ссылке (58 Mb) Привет друзья, взгляните на вот этого здоровяка. Я уверен, что мало кто узнает в этом суровом джентльмене, не только пылкого юношу, а и...
Скачать несжатые образцы звучания (70мБ) Не всем китайская техника по душе, но время не стоит на месте и пока некоторые заслуженные производители пребывают в растерянности от стремительно надвигающихся перемен -...