Истерика у Эзотерика
Пару слов о ЦАПе Esoteric D-07 Не буду говорить, что это красавчик с толстенным алюминиевым корпусом с весом, который довел массу всего аппарата до 9.5 килограмм. Так же не очень...
В это время у меня было почти двести кассет и около сотни виниловых пластинок, а хлынувшая огромным потоком новая музыка продолжала прибывать и тут жестко встал вопрос где эту новую музыку хранить. Уже тогда было ясно, что дни аудиокассет по многим причинам сочтены, уже появлялись компакт-диски, хотя они и были очень дороги и доступны только единицам. А музыкальных новинок хотелось все больше и было совершенно непонятно в каком направлении двигаться. Жесткие диски на 500 мегабайт были все еще дороги, но проблему хранения музыки они все еще не решали… Но однажды у меня произошла встреча, которая изменила все.
В одном белорусском городке я был в гостях у очень продвинутого меломана. Мы обменивались записями, обсуждали новинки музыки и техники. Стены его квартиры были уставлены кассетами и катушками, а потом в очередной мой визит это все исчезло. Вот колонки и усилители остались, а вместо аудиокассет и катушек я увидел ТОЛЬКО видеокассеты. Удивлению моему не было предела…
Ты перешел на видеофильмы? Нет, что ты! Я перешел на видеомагнитофон!
Друг, который мне продемонстрировал возможности видеопленки также изложил основные требования, которыми должен удовлетворять видеомагнитофон для обеспечения волшебного звука.Итак, обязательные фишки:
Этот магнитофон проработал у меня целых девять лет превысив все мыслимые гарантийные обещания производителя и даже пережил переезд через океан. Да, сегодня этот аппарат больше не со мной, увы. Все, что от него осталось – это микрофон (в этом видаке была функция караоке!) и инструкция по эксплуатации. И еще одно и самое главное дополнение – ящик с видеокассетами, на которых была собрана вся значимая для меня на тот момент музыка!
Магнитофон умер в 2004 году из-за механической поломки. За все время работы он меня никогда не подводил, и поэтому я его никогда не вскрывал и не знал даже куда смотреть. В один прекрасный день он не отдал кассету и я его вскрыл. Вскрытие показало, что причиной отказа была треснувшая пластиковая деталь сложной формы, поскольку именно ее обломки я вытащил из корпуса. Где брать детали и как ремонтировать такое сложное изделие я решительно не знал и поэтому понес аппарат в найденную по телефонному справочнику мастерскую. Там меня обрадовали тем, что разборка и диагностика аппарата обойдется в 70 долларов, дальнейший ремонт будет стоить из расчета 60 долл в час + стоимость деталей сверху. Ну в 2004 году мне было уже абсолютно понятно, что будущее за цифровыми коллекциями, поэтому ремонтировать этот аппарат я не стал и он закончил свои дни в контейнере для отслужившей свой срок электроники. Поэтому в моем видео нет кадров видеосъемки именного моего экземпляра, да и статические фотки пришлось искать в других источниках…
По мере эксплуатации у меня вырисовывалось понимание того, как правильно организовать записи. Самым удобным было выделять кассету на определенную тему – скажем весь Led Zeppelin или весь Alphaville. Таки образом кассеты заполнялись не сразу а по мере поступления компакт-дисков или виниловых пластинок. Я даже написал специальную программу, что бы все же знать где и что у меня записано, этакий каталогизатор фонотеки.Я считаю, что в рассматриваемый период времени это был ЛУЧШИЙ нецифровой звук, который можно было достичь на бытовых устройствах 90х годов. Как подтверждение этого факта я отметил широкое использование hi-fi stereo видиков на выставке hi-fi show в москве в 1997 году. Более того, аудиопресса тех лет довольно серьезно рассматривала hi-fi stereo видеомагнитофоны в качестве приличных источников. Я знал несколько человек которые собирали фонотеку таким же способом, впрочем кассетами мы почему-то не обменивались.
Несмотря на ряд преимуществ такого подхода к формированию фонотеки было бы опрометчиво идеализировать этот метод, ведь как и везде здесь были и свои проблемы:
Сегодня я видел неоднократные попытки людей вспомнить эту технологии и укрыться от бездушной цифры записями на 6-головочные стерео видаки. Особенно в Европе. В российской тематической прессе даже появляются статьи на эту тему. Но для меня это уже полностью пройденный этап. Я бы попробовал, возможно, проиграть свои кассеты если бы мой видак был еще жив, но… всю фонотеку я уже полностью собрал, на этот раз в цифре, поэтому делать лишние телодвижения мне не хочется, …но не все так просто… Я попросил у друга видик, что бы вспомнить как звучат мои видеокассеты. К сожалению, видик моего друга был лишь 4 головочным и проиграть мои кассеты он не смог…
Чтобы правильно подобрать видеокассету и не переплачивать при этом, нужно определиться, для каких конкретно целей она будет использоваться. Я выделял несколько вариантов использования видеокассет в зависимости от типа хранимой на ней информации:
— “архивы”. Подразумеваются записи вашей свадьбы, юбилеев, единственного отпуска на море, возвращение из медвытрезвителя и т.д. Естественно, эти бесценные кадры вы намерены хранить всю жизнь;
— “шедевры”. Фильмы, которые вы в состоянии просмотреть без зевоты более двух раз, потом так называемые “музыкалки”, только не те, где записаны вырезки из MTV годичной давности нa фоне метеопомех, а полноценные концерты с хорошим звуком и грандиозным шоу. Таковым может оказаться и “The Wall”
Pink Floyd или “101” Depeche Mode. Допускается обновление раз в 2—3 года;
— и наконец “рабочие” — всевозможные записи с телевизора, пробы записи видеокамеры и т.п.обновляются не реже двух раз в месяц.
— записи стереозвука на видеокассетах. В моей коллекции они занимают промежуточное между “apхивами“ и ”рабочими“ положение поскольку некоторые содержат “бессмертные” для меня записи, а некоторые будут приговорены в ближайшем будущем.
А где же “нормальные” кассеты с записями боевиков, комедий и прочих страхов-жахов? Ax да. Они есть в видеопрокате, зачем же их держать дома? Соответственно, в мою классификацию они не попали. Попробуем теперь определить кассеты, которые наилучшим образом выполнят свое высокое предназначение. Сначала несколько общих рекомендаций.
Вы хорошо разбираетесь в полиграфии? Я тоже не очень. А в этих дьявольских штрих—кодах? Я тоже на них никогда не смотрю – нe вам обьяснять, что бумага все стерпит, и напечатать можно хоть ритуальные иероглифы самых настоящих японцев. В общем, дорогой читатель, подделку нам отличить будет трудно. Поэтому, чтобы не искушать судьбу, лучше брать корейские кассеты:
— они достаточно качественны;
— они недороги;
— и как следствие, их невыгодно подделывать.
Из всего многообразия корейских марок мне больше импонируют кассеты “Samsung”, y них хoрошая механика, отличное качество носителя и приемлемая цена, характеристики соответствуют надписям на упаковке Далее. Не гонитесь за дешевизной. Если вы решили, что на данную кассету будет записан “шедевр” или “архив”, то не пожалейте пару долларов, ваши чувства заслуживают этого. Кроме того, дешевые кассеты имеют неважную механическую часть, на что может обидеться ваш видик.
Теперь попробуем подобрать кассеты для каждой категории.
Первая — “архив”. Для них важна прежде всего НАДЕЖНОСТЬ. Все остальные параметры идут после. Образцом надежности я считаю кассеты BASF и Sony Premium (от 4 до 5$). Однако они широко подделываются, и тут можно попасть впросак. Про TDK я уже молчу — раз поддельшики даже ленту нарезают недобросовестно, то что может быть тогда co всем остальным? Альтернативой может быть Kodak
или Samsung (3,5—5 $).
ДЛЯ “шедевров” важно все: и картинка, и звук, и надежность, и возможность перезаписи без потери сигнала, опять же я отдаю предпочтение корейским Копіса с маркировкой EQ (синяя упаковка, 2-3.55).
A вот в качестве “рабочей” нужна кассета с высоким запасом циклов запись/воспроизведение, длинной лентой (я предпочитаю 240 минут), ну и недорогая. Под эти цели идеально подходят кассеты SKC недорого (2$), отличные характеристики, есть надежный пластиковый футляр, который не затреплется от частого использования. Возможно, вам более приглянется RAKS, но у них показатели похуже. Кстати, помните, что максимальный индустриальный стандарт на количество циклов запись/воспроизведение составляет всего 200 раз.
Ну и наконец кассеты для записей со стереозвуком. Требуется небольшое техническое отступление.
Дело в том, что стереозвук пишется на видеокассету не на внешний слой ленты, а глубже, Поэтому не все кассеты подходят для записей стерео, так как не все они проходят контроль на качество этого глубинного слоя. Писать на них, конечно, можно, но случаются не очень приятные моменты, когда звук пропадает буквапьно на долю секунды, потом появляется снова. Эти “дырки“ вызваны именно неоднородностью внутреннего магнитного слоя ленты и на слух убийственны.
Я сознательно не комментировал другие марки кассет. Их очень много, и одного человека маловато для однозначного вердикта: “Кассеты ХХХ — самые крутые в мире”. А для того, чтобы косвенно ориентироваться в параметрах кассет, привожу самые распространенные сокращения, употребляющиеся в маркировке видеокассет:
Что будет теперь с видеокассетами и с этим методом записи. Забавно, но до сих пор есть энтузиасты, которые до сих пор хранят свою фонотеку именно в таком виде. Многие ссылаются на особую “аналоговость” звучания, хотя возможно это просто привычка, безобидное хобби которое просто дает минуты удовольствия владельцу. Судьба моей коллекции на этом прервется. Я ничего из таких вещей просто так не выбрасываю, вы не поверите – всегда найдутся люди, которые используют вещи своим, не всегда очевидным способом. И для них такие штуки будут настоящей находкой. После съемки этого видео я дам объявление, что бы кто-то эти кассеты у меня забрал. Это возможно слегка продлит их жизнь, поскольку мне из-за отсутствия оборудования они уже не нужны… А вокруг есть еще люди, для которых запись с систем наблюдения привычнее на видеокассету (в это тяжело поверить, но это так), а пожилые люди все еще предпочитают смотреть свадьбу внучки на видиоемагнитофоне, поэтому студии тиражировании все еще нуждаются в видеокассетах. Так что прогноз у меня скорее позитивный. Я рад, что в сложные годы у меня была возможность собирать и слушать музыку в высочайшем качестве, пусть даже вот таким лихозакрученным способом.
Здравствуйте. Мне предлагают такой аппарат без пульта. Возможна ли ручная регулировка уровня звука без пульта? Вы, как я понял из статьи, пользовались пультом. Эта функция есть только на пульте или можно обойтись без него?
Здравия ! Я являюсь продвинутым звуко-аматором и просто звукоинженером . Также практикую разработку и построение различных ламповых процессоров и микрофонных предусилителей. Недавно мне человек принёс на чистку видак Panasonic AG-W1.И так как я стал совсем недавно прогонять через программу RightMark Audio Analyzer все аналоговые аппараты – то и данный видак прошёл проверку . И что по итогу мы имеем: уровень ставил 0дБ по шкале видака . Сигнал/шум был на уровне – 85 дБ , Неравномерность АЧХ + – 5 дБ то есть между провалом и пиком целых 10 дБ !! ну и завершением стал THD , который составил 0.15 % ! Ну и естессно ещё неприятный фон наводила строчная развёртка, которая нет-нет – да и просачивалась на частоте 15 625 Гц. Для информации, прошедшая мой апгрейд катушечная дека Санда МК-012С ( заменены микросхемы на импорт , за исключением 157УЛ1, выкинуто ключевое барахло из канала воспроизведения, 2-дорожечный стеклоферрит) показала следующие результаты на той-же программе.Скорость 19.5см/сек . Имеем: Сигнал/шум -71.8дБ , Неравномерность АЧХ + – 1.2 дБ , THD 0,023 . Думаю, всё и так ясно )) хотя, я буду надеяться на то, что мне попался просто некачественный аппарат )))
Вы или перепутали аппараты, или допустили ошибку в измерениях, или ваш стерео-видеомагнитофон неисправен. Вероятно Вы измерили параметры линейной аудиодорожки вашего стерео-видеомагнитофона, вместо каналов звука Hi-Fi Stereo , а не параметры его Hi-Fi Stereo-Каналов звука!! Не может быть такая кривая АЧХ у стереоканалов Hi-Fi Stereo видеомагнитофона при его системе записи звука с Частотной Модуляцией (ЧМ) высокой несущей частоты, и наклонно-строчным методом записи вращающимися головками. Многие люди измеряли характеристики Hi-Fi Stereo видеомагнитофонов и их характеристики звука КАНАЛОВ Hi-Fi Stereo были всегда в разы ЛУЧШЕ измеренных Вами !!! Измеренные характеристики звука были ЛУЧШЕ чем у любых бытовых катушечных магнитофонов! Была серия статей в журнале Радио в конце 1990х и начале 2000х годов и там все АЧХ каналов записи-воспроизведения видеомагнитофонов Hi-Fi Stereo были совершенно РОВНЫМИ от 20-30 Гц до 18000-20000Гц . Я сам измерял АЧХ звука каналов Hi-Fi видеомагнитофонов Hi-Fi Stereo Panasonic NV-FS100 и Panasonic AG-7350 – и у них была ровная линейная АЧХ от 20-30 Гц до 18-20 килоГерц . Есть масса статей на эту тему – везде подтверждается ровная их АЧХ и отличная перегрузочная способность по звуку на всех частотах стерео-видеомагнитофонов Hi-Fi Stereo, особенно верхних бытовых и студийных моделей Panasonic и JVC ! .. И особенно странно что Вы измерили коэффициент нелинейных искажений у вашего катушечника всего 0,023%- это невозможно практически при прямой записи звука как в обычных магнитофонах – всем аудиоинженерам известно что общий уровень нелинейных искажений при обычной магнитной записи обычно бывает не меньше 0,25-0,5 % из-за большой третьей гармоники, при таком методе прямой записи с высокочастотным подмагничиванием. Так что вы либо ошиблись с запятой и измерили реально 0,23-0,25% искажений у вашего катушечника, что хуже чем у любого Hi-Fi Stereo-видеомагнитофона с его 0,1% искажений ( ВСЕ измерения что я видел у Hi-Fi Stereo-видеомагнитофонов показывали искажения меньше чем 0,15% и обычно около 0,08-0,12%, … либо сознательно вводите в заблуждение и занижаете параметры качества звука Hi-Fi Stereo-видеомагнитофонов…. РЕАЛЬНО измеренные параметры звука верхних Hi-Fi Stereo-видеомагнитофонов Panasonic и JVC (особенно студийных серий Panasonic-AG и JVC BR-S) превосходят по качеству большинство катушечников и по линейности их АЧХ, и по перегрузочной способности на высоких частотах, и по уровню нелинейных искажений тоже . Это всё подтверждается измерениями параметров, выложенными разными людьми на аудиосайтах и в блогах, можете сами найти при желании. И на слух это слышно – послушайте например проф-видеомагнитофоны Hi-Fi Stereo Panasonic AG-7500E, Panasonic AG-7350E , и JVC BR-S622E, JVC BR-S822E по каналам Hi-Fi Stereo и вы сами всё услышите , какое высочайшее качество они могут обеспечить по звуку ! Качество звука на уровне хорошего CD-дискового проигрывателя, иногда даже чем-то приятнее, живее звучит.
Я сам являюсь радиоинженером по специальности, более 25 лет увлекаюсь аудиотехникой, сам с 1990х годов аудиолюбитель и радиолюбитель по звуковой технике Hi-Fi . Сам владею несколькими студийными стерео-видеомагнитофонами Hi-Fi Stereo для целей звука, у меня в частности есть проф-видеомагнитофоны Hi-Fi Stereo Panasonic AG-7500E, Panasonic AG-7350E , и JVC BR-S822E и я знаю их отличное качество звучания, сам их слушаю с большим удовольствием. Есть у меня и бытовые аппараты Hi-Fi Stereo Panasonic NV-FS100, NV-FS200, NV-F65 – они несколько уступают по качеству звучания моим студийным аппаратам, но тоже очень хорошо звучат, точно не хуже катушечников.
Pingback: Сделано в СССР. Советская аудиотехника. Часть 2. | REVINTAGES
Здравствуйте. С интересом просмотрел и прочитал материал, все комментарии к видео не осилил, может кто и говорил подобное.
Пару слов в защиту модели видеомагнитофона-транскодера Samsung SV-5000W, представленного в материале как неспособного воспроизвести запись по стандарту частотномодулированного VHS HI-FI.
Если по-простому, то это полноценнный “хай-файник”, все атрибуты в наличии, и шесть головок тоже. Упоминание о четырех головках(на передней панели) имеет отношение только к видеотракту. Всё.
Возможно, аппарат был просто неисправен?
Возможно неисправен