Самый исчерпывающий обзор японского катушечного магнитофона-приставки AKAI GX-635D на русском языке. Технические характеристики, особенности дизайна, конструкция, функционал, примеры звучания, представлены даже редкие аксессуары. Подробнейший рассказ в трех частях.

Цифровые носители великолепны, но переживание музыки — нечто большее, чем просто прослушивание звукового файла, это нечто чувственное, это катушки, которые вращаются и которые можно потрогать” — говорит Роланд Шнайдер (Roland Schneider), дизайнер новейшего катушечника Ballfinger. “Когда дело доходит до качества звука, ничто другое в аналоговом мире не даёт вам такого ощущения пребывания в студии звукозаписи, как плёнка на катушках”. Мне кажется, что данная цитата наиболее полно отражает чувства многих при прослушивании да и даже при созерцании катушечного магнитофона. Вершина инженерной мысли эпохи и техника предоставляющая максимально возможное для своего времени качество записи и воспроизведения звука и как результат – предмет поклонения нескольких поколений меломанов – сегодня катушечный магнитофон снова в центре внимания. Существует довольно большое количество катушечников, оставивший заметный след в звукозаписи и да просто в культуре, но я остановлюсь на конкретной модели – а именно AKAI GX-635D. Почему именно он? Для этого есть несколько причин – во первых потому что именно эта модель находится в моем личном владении. А во вторых…

Друзья, а вот тут мне нужно сделать небольшое отступление. В сети есть огромное количество материалов, посвященное технике AKAI и модели GX-635 в частности. Про нее написаны десятки статей и снята масса видео роликов. И сейчас вот еще одна статья. Казалось бы зачем, в чем смысл? А смысл в том, что я не хочу повторять широко известные факты, а попытаюсь рассказать об этом аппарате свою историю и надеюсь, что в ней будет материал, который до меня вам был неизвестен.

При подготовке материала я понял, что рассказать хочу много о чем, при этом информация будет несколько разнородной. Поэтому я решил сделать несколько частей:
  • Часть первая – этот пост. Это, в основном, бесмысленная болтовня об этой модели и показ редких и не очень аксессуаров для катушечников AKAI.  Впрочем болтовня будет хоть и пустая, но уникальная, как и сами вещи, которые я покажу. Их мало у кого есть, поэтому считаю нужным о них рассказать.
  • Часть вторая – это будет сухой рассказ о функционале и конструкции аппарата где мы полюбуемся экстерьером, разберемся с органами управления, и заглянем внутрь магнитофона чтобы рассмотреть детали конструкции.
  • Часть третья – пример звучания.
Итак, часть первая, а именно пустая болтовня про AKAI GX-635 и рассказ об аксессуарах…

Почему именно AKAI и почему именно GX-635. Если честно, я вообще не планировал погружаться в ленточную тему. Поскольку давно и плотно сидел на бездушной цифре и был вполне доволен звуком. Но… жизнь иногда делает крутые повороты… Я в одно время активно работал с банками изображений и учился рисовать вот такие штуки:

Как видим, рисовал я их в векторах. Администрация фотобанков через некоторое время стала отвергать мои картинки, мотивируя свои отказы тем, что человек просто так из головы не может придумать такую штуку и не может удержать такое количество деталей. Иллюстратор будет пользоваться примерами, ну допустим фотографиями что бы это все срисовать. Так вот эти фотографии не могут быть чужими картинками из интернета. Они должны быть вашими собственными и их нужно предоставлять в качестве справочного материала. То есть мне нужно было обзавестись соответствующей натурой и научиться ее фотографировать. 

Тогда я и подумал, что настало время прикупить себе катушечник – то есть я наконец-то поиграюсь с магнитной записью и обзаведусь собственным объектом для отрисовки с натуры. Кстати, кому нужны такие иллюстрации и или мои фото аудио техники для ваших творческих проектов – вы можете заказать их у меня или купить в банках изображений (фотостоках) здесь:
Я начал усиленно искать что можно такое купить что бы не сильно било по карману. Мои чаяния сразу устремились на очень известную модель Technics, но уже тогда (примерно в 2008 году) она стоила в районе тысячи долларов. Это был не совсем мой бюджет, для моих целей вполне подходила модель попроще. Поэтому я стал отсекать полупрофессиональные модели со скоростью движения ленты в 38,1 см/с и остальную откровенную экзотику. Но я очень хотел, что бы мой магнитофон мог проигрывать обе стороны больших 10-дюймовых катушек (“километровых”) и обладал сквозным каналом.


В результате, по сумме факторов я пришел к магнитофонам фирмы AKAI. Судя по многочисленным отзывам владельцев катушечники AKAI славились массой преимуществ:
  • относительно простая и надежная конструкция (в отличие от сложных механизмов Technics и капризной механики в катушечниках Pioneer)
  • весьма неприхотливы в эксплуатации
  • оснащены неубиваемыми стеклоферритовыми головками GX. В отличие от бытовых катушечников других фирм головки GX практически не изнашиваются и в принципе сохраняют свою работоспособность даже после 40 летней эксплуатации, конечно если по ним не били прицельно молотком. Мало какие другие головки могут похвастаться такой долговечностью
  • удобство – полный реверс, сквозной канал, все что нужно для долгой работы без подхода оператора
  • открытый прозрачный звук. возможно он слегка не дотягивает до аудиофильского звучания, поскольку имеет небольшой окрас (небольшой подъем в районе 100-120 гц) за что собственно и весьма любим, но если мы не пытаемся выяснить правильно ли цокает блоха в 24 такте и подкована ли она правильной маркой металла а просто пытаемся получить удовольствие от музыки – этого звука хватает с лихвой и я нахожу его  весьма комфортным.
И наконец, мой магнитофон должен не только хорошо звучать, радовать бесперебойной работой, но это должна быть еще и красивая вещь.

В результате отбора у меня было несколько кандидатов серии GX: 635, 636 gx646 и GX747. 747 кстати был исключен из кандидатов самым первым. Во-первых, мне хотелось стрелочек, да-да, цыганщина, но зато честно. А 747 со стрелками это только модель 747dbx, которая довольно редко встречается. Второе, 747 оказался самым дорогим в списке и мне пришлось с ним попрощаться. 646 смутил обилием пластиковых деталей и общим впечатлением “удешевления”, поэтому он тоже сошел с дистанции. 635 был самым дешевым, но мне не нравились отверстия на крышке блока головок. Методом исключения у нас остался 636. Это был бы пожалуй идеальный кандидат, но я долго не мог его найти. В итоге я нашел на аукционе 635 и смирился даже с наличием  многочисленных отверстий на крышке блока головок. А все почему – потому что дешево. Аппарат, который был помечен как “не тестировавшийся” обошелся мне с доставкой в 300 долларов США. Было это в 2009 году, понятно, что сейчас таких цен нет…

Итак, магнитофон-приставка AKAI GX635D. С конца 1978 по начало 1981 года японская фирма AKAI производила внушительный агрегат весом в 21 килограмм, который мог обеспечивать впечатляющее качество записи. Если верить официальным техническим характеристикам – магнитофон мог воспроизводить весьма широкий диапазон частот –  30Hz to 27kHz. Понятно, что такие результаты обеспечивались при особых условиях – на 19 скорости и на пленке отменного качества. Впрочем, даже соблюдение этих условий не давало значительного прорыва в соотношении сигнал шум – здесь он составляет скромные 62дБ, однако для своего времени и это был неплохой показатель.

Особенности и аксессуары

Два дизайна панели головок

Удивительное дело, как выяснилось позже – AKAI GX-635 имеет по крайней мере две модификации. Помните, я сетовал по поводу огромного количества отверстий на крышке блока головок? Изначально в моем экземпляре эта крышка выглядела так:
Как видим, первоначальный дизайн крышки предусматривал наличие частокола отверстий для доступа к юстировочным винтам головок. На мой взгляд, такой вид несколько визуально перегружал аппарат, а особого выигрыша в удобстве не добавлял – ведь настраивать положение головок нужно не каждый день. Но к счастью, через некоторое время после начала выпуска дизайнеры Акай


от этих отверстий избавились. При покупке второго донорского аппарата мне достался экземпляр без отверстий на крышке. Были ли другие конструктивные отличия между этими двумя модификациями – я не знаю. Кстати, именно дизайн без отверстий на крышке блока головок изображен в инструкции пользования этой моделью. А давайте на нее посмотрим.

Инструкция по использованию

Итак, в комплект поставки этого аппарата разумеется входит и инструкция по эксплуатации, которая в народе именуется теперь мануалом. Мануал написан только на английском языке и снабжен весьма исчерпывающим и иллюстративным объяснением функций. Причина, по которой я здесь показываю мануал – это что бы отсечь экспертов, утверждающих, что крышка блока головок у меня от другой модели.

В интернете гуляет огромное количество электронных версий этого мануала и вы без труда можете их найти. На мой взгляд все эти сканы сделаны несколько небрежно и без любви к ремеслу, а текст там порой невозможно разобрать. Я профессионально отсканировал свой изначально чистый и без помарок экземпляр и потрудился его подретушировать и сделать легко читаемым. Бумажную копию мануала можно купить у меня на сайте, поддержав таким образом мой канал.

Повезло тем, у кого в наличии имеется оригинальный мануал, поэтому при покупке такой техники всегда имеет смысл его запрашивать.

Пульт дистанционного управления

Это удивительно, но в далеких 70-х годах японские инженеры уже думали о самой ленивой части человечества и позаботились о высочайшем уровне их комфорта. А именно для серии некоторых катушечников AKAI был разработан пульт дистанционного управления. В комплект поставки магнитофона он не входил и приобретался отдельно. Да, этот пульт не так изящен как остальная техника, да, он весит как полкирпича, да, он проводной и провод весьма жесткий и смахивает на сварочный, да пульт работает с заметным лязгом, но!!! Прожженные гедонисты, которые хотят наслаждаться любимой музыкой но не хотят отрывать свое бренное седалище ради тривиального подхода к аппарату и нажатия на нем пары кнопок теперь получили возможность сделать это не покидая своего уютного кресла!


Пульт подключается к магнитофону через несколько экзотический разъем и способен выполнять основные команды по управлению воспроизведением, в том числе и реверсивным. Так же мы можем инициировать перемотку и запись! Красота!

Немного отвлечемся.

Я представлен в соцсети Вконтакте (мой ник там RetroVintagist) и там я познакомился со многими интересными людьми. Одна из моих находок – группа VINTAGE RADIOS посвященная нашему общему любимому увлечению – винтажной аудиотехнике. Вообще-то данная группа не единственная на просторах вк, но на мой взгляд самая лучшая из них. Админ группы VINTAGE RADIOS тщательно и со вкусом отбирает материалы для публикации, благодаря чему у нее есть свой оригинальный, неповторимый стиль. Группа минималистично оформлена, при этом ей очень удобно пользоваться благодаря хорошо реализованной системе хештегов, нажимая на которые вы можете просматривать целую серию постов с аппаратурой определенной категории, например стерео тюнер или катушечный магнитофон. Поскольку такие хештеги другими группами ВК данной тематики не используются, при поиске вам не будут мешать посты сторонних групп. В наличии множество стильных фото альбомов различной аппаратуры, в том числе и моей. Ее можно найти по хештегу #duboweek. Также есть возможность дать объявление о покупке или продаже аудио техники. Если вас манит красота и изящество дизайна аппаратуры золотой эпохи аудио, то вам просто необходимо посетить VINTAGE RADIOS. Наткнувшись на эту группу впервые, я слегка залип и не заметил как быстро пролетело время! Я не продвигаю то, что не интересно мне. А группа VINTAGE RADIOS весьма достойна и надеюсь будет интересна и вам!

Возвращаемся к магнитофону!

НАБЫ

НАБы – так в профильной среде называют переходники – фиксаторы для больших катушек. Фирменные акаевские набы очень удачная вещь, и хотя они неказисты на вид – они обеспечивают весьма надежное крепление катушки. К счастью, эти набы входят в комплект поставки аппарата, но будьте осторожны… при их потере или выходе из строя их замена обойдется в копеечку. Приготовьтесь отдать  минимум сотню долларов за пару аутентичных акаевских набов. Чем они хороши? При помощи поворотных фиксаторов они очень плотно закрепляются на валу подкатушечника. А наличие посадочных гнезд на набе и ответной части в виде прорезиненных шипов на подкатушечнике позволяет жестко прижать наб и исключить проскальзывания при вращении. Эти конструктивные особенности делают работу набов очень эффективными плюс при перемотке больших катушек практически отсутствует вибрация и шум. Отличная вещь. Кстати. у меня есть отдельный ролик про НАБы – там есть много подробностей.
По просьбам зрителей помещаю иллюстрацию поясняющую правильный способ крепления штатных акаевских набов. Обратите внимание – на подкатушечниках магнитофона есть малозаметная черная точка (на иллюстрации помечена как Dot), а на набах есть три пары выступов (одна пара выступов помечена как Groove). Ставить наб нужно так, чтобы один из выступов был совмещен с точкой. Тогда круглые резиновые выступы-шипы подкатушечника точно совместятся с соответствующими углублениями наба, обеспечивая таким образом весьма надежное сцепление.

Ножки для горизонтального размещения

Удивительное дело, но многие аппараты AKAI можно размещать в пространстве и горизонтально. Для этого он снабжен ножками на задней панели. Насколько удобен такой способ взаимодействия с магнитофоном каждый решает сам, но главное что тут есть выбор. Господи, казалось бы зачем сюда еще и ножки приплетать? А сейчас узнаем. Итак, GX635 можно использовать в горизонтальном положении. Однако, это не всегда удобно. А еще  одна важная вещь – при использовании аппарата в горизонтальном положении мы не сможем использовать защитную пластиковую крышку. Давайте условно назовем ее футляром.

Наличие защитного футляра

Я уже давно знал, что для этой и других моделей катушечников АКАй существуют фирменные защитные футляры из прозрачного, слегка тонированного пластика от производителя. Для своей модели мне пришлось такой футляр разыскивать на аукционах, и через несколько лет поисков мне улыбнулась удача – я нашел нетреснутый и не особо оцарапанный футляр именно для моей модели. Цена слегка кусалась, что-то около 80 долларов (не забываем, это просто кусок пластика) но я тогда подумал – что если уже комплектовать аппарат так по полной. С учетом хрупкости изделия ее пересылка тоже обошлась в копеечку, но когда я поставил этот экран на магнитофон все мои сомнения улетучились – этот футляр прекрасно защищает аппарат от пыли даже с установленными 10 дюймовыми катушками. Крепится он на корпусе весьма просто, и возможно, не очень надежно.

Однако познать все тонкости использования вещей сразу мы не в состоянии, и по прошествии некоторого времени я обнаружил, что пользоваться этим футляром я хочу все меньше, и вот почему:

  • Его размеры предусматривают использование только родных акаевских набов. Набы Revox с ручками в виде раструбов значительно более массивны и их габариты не позволяют ставить этот футляр
  • Как я уже упоминал – этот футляр нельзя использовать при горизонтальном размещении аппарата, нужен хотя бы небольшой наклон
  • При смене катушек этот футляр все равно нужно снимать. При кажущейся простоте съема этой штуки – нужно сразу продумать куда и как ее поместить во время смены катушек. Задача это не совсем тривиальная, один из вариантов поставить ее на торец, но тогда эта штука стоит очень неустойчиво и норовит упасть и треснуть, второй вариант – положить ее на пол плашмя, но тогда на нее можно ненароком наступить и повредить.

В итоге я этим футляром перестал пользоваться 🙂 Какая ироничная ситуация, не так ли? Должен заметить, что штука эта довольно редкая и судя по всему в комплект поставки магнитофона не входила. Сейчас найти эту вещицу в отличном состоянии довольно проблематично… Впрочем есть одна латвийская фирма которая выпускает новодельные футляры, но о ней позже.

Боковые панели и стойки

Опять очередная чушь, чем заслужили мое внимание какие-то боковые панели? Ведь банальнейшая же вещь. Ну не совсем. Штатные боковые панели тут сделаны из дешевого ДСП и обтянуты винилом под дерево. Крепятся они 4-мя довольно мощными винтами. “И что?” – скажет въедливый читатель? Не будем спешить с выводами.
Мне тоже наличие дешевых декоративных боковых панелей казалось блажью, но тут оказывается есть практический смысл. Как мы уже видели – расположить этот довольно громоздкий магнитофон в пространстве можно по-разному. Все зависит от наличия свободного места, от способа взаимодействия оператора и аппарата, размера и типа используемых носителей и так далее. Одним из популярных способов размещения катушечников являются специальные стойки. Раньше такие стойки промышленно выпускались для профессиональных студий, сейчас в связи с другой структурой спроса такие стойки выпускают небольшие предприятия. Например, вот эта латвийская фирма изготавливает под заказ стойки с наклонным размещением магнитофона. Они же изготавливают и защитные футляры. Как видим, здесь к стойке жестко крепятся боковые панели, ну а боковые панели посредством упомянутых 4-х винтов крепятся к аппарату. На мой взгляд, тут масса удобств – аппарат можно наклонить под определенным углом, передвинуть его в случае надобности и на дополнительной полочке закрепить еще один компонент. Понятно, что для такого размещения штатные чахленькие боковые панели хлипковаты, поэтому их основная функция – закрыть элементы конструкции и задействовать крепежные винты.

Я тоже загорелся идеей размещения моего акая на такой стойке и даже изготовил мощные дубовые боковые панели. Но… пока этим планам не суждено было сбыться, при этом как мы знаем наши вкусы со временем меняются. Изменились они и у меня, на момент изготовления боковых панелей я старался сделать их цвет максимально приближенным к оригинальному, а сейчас мне нравится более экологический стиль  – то есть когда сохраняется натуральный цвет дерева, такой подход хорошо заметен в традиционной скандинавской мебели. Вывод – наличие съемных боковых панелей – это благо и дает простор для многих вариантов пространственного размещения аппарата на стойках.

Катушка в комплекте

И наконец, последняя деталь. Многие модели катушечников AKAI комплектовались еще и пустой катушкой. Как правило это были металлические катушки с каноничным на сегодня дизайном. Не был исключением и 635, с ним тоже шла красавица-катушка. Разумеется, что бы она не скучала – каждый уважающий себя владелец докупал вторую такую же и тогда ансамбль из металла и дерева смотрелся просто шикарно!

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Frequency response: 30Hz to 27kHz (7 1⁄2 ips)
  • Signal to Noise Ratio: 62dB
  • Wow and flutter: 0.04% (7 1⁄2 ips)
  • Total harmonic distortion: 0.5%
  • Crosstalk: 40dB
  • Track system: auto reverse, 4-track, 2-channel, stereo/monaural system
  • Heads: 2 x GX record, 2 x GX playback, 2 x erase
  • Motor: 2 x reel drive, 1 x capstan
  • Reel size: up to 10.5 inch reel
  • Tape speeds: 3 3⁄4 7 1⁄2 ips
  • Input: 70mV (line), 2mV (DIN), 0.25mV (mic)
  • Output: 0.775V (line), 0.3V (DIN)
  • Dimensions: 440 x 483 x 256mm
  • Weight: 21kg

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕО

Этот обзор:
Катушечник AKAI GX 635D часть 1


Играет AKAI GX-635D
R2R meets RtR Unique Sound System Demo


Покупаем НАБы:


Мои катушки Убойная дюжина. 7 дюймов


Магия вращения Какие катушки лучше. 10 дюймов


Катушки диковинки


(с) Все права защищены. Использование материалов данной статьи разрешается только при указании источника: revintages.com/akai635_01/

2 Comments

  1. Pingback: Катушечник AKAI GX-635D, часть 2 – функционал. | REVINTAGES

Leave a Reply to Sfug Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *